Остров Правды на Верхнем Дону.
Белогвардеец
Тема: Остров Правды на Верхнем Дону. Вт 27 Ноя 2012, 19:20
Нижеприведённый материал опубликован в новочеркасском городском еженедельнике «Частная лавочка» от 22 ноября 2012 года № 46 (721):
«Многие великие истины
были сначала кощунством».
(Бернард Шоу)
1 ноября атаманы и казаки станиц «Казачья» и «Ново-Баклановская» Новочеркасского казачьего округа ВКО «ВВД» совместно со специалистами по вопросам казачества Администрации города посетили Шолоховский район Ростовской области с целью обмена опытом и укрепления связей между казачьими обществами и объединениями нашего региона.
Осуществить данную поездку казаки планировали ещё в прошлом году, но в силу различных обстоятельств выполнить задуманное удалось лишь сейчас – во многом благодаря организационной работе, проделанной помощником главы Администрации города С.А. Мещеряковым. В течение дня новочеркасцы побывали в станице Вёшенской и прилегающих к ней хуторах, встретились и пообщались с жителями прославленной на весь мир родины шолоховских героев. Кроме того, участники поездки несколько часов провели в станице Еланской, расположенной на левом берегу Дона и входящей в состав Вёшенского сельского поселения, и вот именно этот временной отрезок нашей «этнографической экспедиции» мне хотелось бы осветить более подробно, ибо именно он вызвал наибольший спектр эмоций в нашей группе.
Ну, во-первых – красиво! Название станицы само говорит за себя, ведь елань по-казачьи – это лесной луг или лужайка в лесу. Так оно, собственно, и есть: подкова соснового леса, властно обняв казачьи усадьбы, словно силится сбросить упрямо цепляющуюся за высокий берег станицу в воду. Трудно передать словами то очарование, что испытываешь, ступив на еланскую землю: небо, воздух, степенный ход Дона-батюшки – всё это, конечно, завораживает и кажется даже, будто само время течёт в Еланской иначе, неторопливо и размеренно, в унисон великой реке.
Во-вторых – страшно. Сразу бросается в глаза практически абсолютное отсутствие людей на улицах и то, что принято именовать мерзостью запустения. Десятилетия социальных экспериментов, на которые был так щедр минувший век, сделали своё дело, и если в дореволюционный период население станицы составляло почти десять тысяч человек, то в настоящее время постоянно проживающих жителей менее шестидесяти (!), в основном это глубокие старики. Словно немой укор нам, ныне живущим, возвышается над опустевшей станицей величественное строение изумительной красоты церкви во имя Николая Чудотворца – некогда самого большого храма Верхне-Донского округа Области Войска Донского. Разумеется, в виду малочисленности паствы церковь закрыта, сквозь зияющие в обшарпанных стенах дыры видно, что и внутреннее убранство церкви в значительной части утрачено. Как следствие вышесказанного – отсутствие асфальтового покрытия дороги, соединяющей Еланскую с Вёшенской, а также общественного транспорта. Газа тоже нет. Один-единственный скромных размеров продуктовый магазин работает крайне нерегулярно.
Но, в-третьих, несмотря ни на что – потрясающе интересно! Дело в том, что в 2010 году в Еланской попечительством донского казака Владимира Петровича Мелихова на территории собственной усадьбы был построен и открыт музей «Донские казаки в борьбе с большевиками» – в составе одноимённого Мемориального комплекса, открытого ещё в августе 2007 года. За истекший период мелиховское подворье посетили более десяти тысяч человек из многих городов России, ближнего и дальнего Зарубежья, в том числе ряд делегатов IV Всемирного конгресса казаков, проведённого не так давно в Новочеркасске. Сподобились, наконец, и мы – давно наслышанные о еланском меценате и его детище.
Признаюсь, по мере приближения к станице во мне нарастало чувство внутренней тревоги, ибо ангажированные печатные и электронные СМИ уже не первый год захлёбываются в параноидальной истерии: дескать, Мелихов – нацист, фашист и вообще он какое-то «чудище», что «обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Я ожидал, что отворять нам ворота выйдет бритоголовый упырь, провонявший факельным дымом ночных шествий-маршей, с фанатичным выкриком-кличем: «Зиг хайль!» и характерным выбросом руки. Ничего подобного! Встретил нас молодой чубатый казак по имени Максим (Мелихов был в отъезде), вполне вежливо и даже радушно, традиционным казачьим приветствием. В течение трёх с половиной часов он сопровождал нас по усадьбе, проведя вполне профессиональную – бесплатную! – экскурсию, как по музею, так и по всему Мемориальному комплексу. За всё это время ни то что «пропаганды идей фашизма», слова бранного не услышали мы от этого парня! Зато услышали много другого, явившегося горьким откровением для всех нас.
Оказывается, едвали не со дня открытия Мемориала в 2007 году, власти предержащие всех рангов ведут отчаянную борьбу с В.П. Мелиховым и выстроенным им на собственные (!) средства и на собственном (!) подворье Мемориальным комплексом. Как поведал наш провожатый, зачинщиками и яростными активистами развязанной против еланского мецената травли (иначе и не скажешь) являются известные в российском политическом бомонде персоны – О.В. Шеин, В.Р. Мединский, Н.В. Коломейцев, С.В. Иванов и, как ни парадоксально, некоторые «большие дяди» из ВКО «ВВД»!.. Требуют данные господа-товарищи всего-то ничего – снести вчистую мелиховскую «цитадель фашизма», демонтировать расположенные на усадьбе Владимира Петровича памятники прославленным казакам и ограничить свободным гражданам России свободный доступ в частный музей. Стоит ли говорить, что прокуратура Шолоховского района незамедлительно «взяла под козырёк» и уже в сентябре 2007 года – спустя месяц со дня открытия Мемориала (какова оперативность!) – В.П. Мелихов оказался за решёткой по явно надуманным обвинениям. Слава Богу, за восемь месяцев заточения в тюремных казематах, Владимир Петрович не только не сломался, но ещё больше убедился в правильности выбранного пути. Как результат – открытие через три года после описываемых событий грандиозного (как по размерам, так и по обилию редчайших артефактов и подлинных документов) музея «Донские казаки в борьбе с большевиками».
Что же так пугает самозабвенных пламенных борцов-противников еланского Мемориала вообще и донского пассионария Мелихова в частности? Что вдохновляет писать кляузы во всевозможные инстанции? Чего здесь больше – глупости, зависти или банальной политической «заказухи»? Да, ключевой, доминирующей скульптурой Мемориала является большая бронзовая фигура Донского атамана Петра Николаевича Краснова – казака, приветствовавшего приход солдат Вермахта на Донскую землю в период Второй Мировой войны и видевшего в этом возможность избавления родной земли от большевистского ига, это правда. Наверное, Краснов заблуждался, не знаю – оставим право судить Судье Милостивому. Знаю лишь, что взгляды Краснова разделили десятки тысяч (!) казаков русского Юга, покинувшие свои хутора и станицы вместе с отступающей германской армией. Здесь уместно будет вспомнить Почётного гражданина казачьей столицы, писателя и фронтового корреспондента Г.А. Семенихина, который в своём романе-трилогии «Новочеркасск», несмотря на строжайшую цензуру советской эпохи, не смог покривить душой и подробно описал как наши земляки цветами и хлебом-солью встречали гитлеровцев у Азовского рынка. Конечно, можно прятать голову в песок и делать вид, что этой страницы нашей истории не было. Можно не замечать этого, как не замечают противники существования Мемориала прекрасной экспозиции мелиховского музея, посвящённой участию казаков в Великой Отечественной войне в составе РККА, где на самом видном месте расположен добротный фотопортрет Героя Советского Союза и полного Георгиевского кавалера Константина Иосифовича Недорубова, советские ордена и медали периода той страшной войны, которую казаки – не будем забывать – именовали Второй Гражданской!.. «Не видят» высокопоставленные «слепцы» и того, что на территории Мемориала установлены высокохудожественные памятники Матери-казачке, партизанам-чернецовцам – кадетам, гимназистам и недоучившимся юнкерам – по сути детям – окончившим жизнь, ещё её не начав, а также барельефы целой плеяды донских военачальников времён Гражданской войны.
А может костью в горле руководства ВКО «ВВД» стала та часть музейной экспозиции, где с одной стороны представлены многочисленные современные реестровые «возрожденческие» награды, а с другой пронзительные в своей правдивой наготе фотографии «возрождённых» многих и многих донских хуторов и станиц XXI века – почти полностью обезлюдевших и пестрящих руинами заброшенных и разрушенных куреней, где оставшееся население поголовно спивается и вымирает, а сами населённые пункты год за годом безвозвратно исчезают с лица земли? Кто знает?..
…«Мы часто слышим призывы о необходимости воспитания чести, достоинства, мужества, любви к своей Родине, но абсолютно не говорим и уже перестаём помнить о тех, кто эту честь, достоинство, мужество и любовь к своему Отечеству никогда не терял и был ему верен до конца своей жизни. Память именно о них, и правда о тех, кто эту память старался и старается по сей день уничтожить – этому посвящён наш Мемориал. <…> И второе, что тоже немаловажно: и Мемориал и Музей – это лакмусовая бумажка, по которой можно определить, в чём и у кого правда, а в чём – ложь; у кого корысть, а у кого жертвенность, кто стремится реально восстановить казачью жизнь на земле своих предков, а кто лишь имитирует кипучую деятельность, разрушая то последнее, что ещё осталось», - так обозначил свою жизненную позицию сам В.П. Мелихов в одном из номеров исторического альманаха, издаваемого содружеством радетелей Мемориала.
Уже вечером – провожая нас и напутствуя добрыми пожеланиями – Максим как бы мимоходом обронил фразу, где назвал мелиховское подворье островом правды в сегодняшней России.
Наверное, он даже сам не заметил всей потрясающей глубины случайно вырвавшегося определения.
Воистину, «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1,5).
Всю дорогу домой казаки говорили наперебой, без умолку – возбуждённые, разгорячённые. Обсуждали увиденное в течение дня, сетовали, что наш музей истории донского казачества значительно уступает мелиховскому, проигрывая ему практически по всем позициям и навеки застряв в позавчерашнем дне со своей «беглохолопской доминантой», а затем единодушно сошлись во мнении: следующей весной надо непременно повторить поездку в Еланскую. И не просто повторить, но и обязательно привезти с собой станичную молодёжь.
А в это время, словно вторя нашим мыслям, из небольших динамиков магнитолы нашей старенькой «Газели» звучали такие знакомые и в этот момент как-то особенно близкие слова Высоцкого:
Разглядеть, что истинно, что ложно
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно –
Не разбейте глиняный сосуд!..
Старший инспектор (специалист по вопросам казачества)
Администрации г. Новочеркасска А.Н. Писаревский
Фото здесь:
http://novocherkassk.net/lavochka/2012/ ... %BD%D1%83/
Тема восстановлена из заблокированного форума