Поиск по форуму


Добровольцы и "зеленые". Из воспоминаний Н.А. Зуева.

раздел восстановлен и готов к дальнейшему пополнению
Ответить
Аватара пользователя
SDrobiazko
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 12 июн 2013, 14:21
Контактная информация:

Добровольцы и "зеленые". Из воспоминаний Н.А. Зуева.

Сообщение SDrobiazko »

В Музее антибольшевистского сопротивления в г. Подольске подготовлена небольшая экспозиция, посвященная полковнику Н.А. Зуеву. Впервые он прославился еще в 12-летнем возрасте как самый юный из героев Русско-японской войны. Дальнейшая жизнь Зуева была не менее яркой и интересной и остается только сожалеть, что этот человек ушел в мир иной, не успев оставить после себя подробное жизнеописание. Биографию Н.А. Зуева приходится восстанавливать по крупицам - публикациям в прессе, отдельным упоминаниям в архивных документах и свидетельствам людей, знавших его. Тем более ценными являются хранящиеся в архивном фонде нашего Музея две тетради с черновиками нескольких очерков о Русско-японской войне и отдельных фрагментов воспоминаний этого незаурядного человека, история жизни которого еще ждет своего исследователя.

Николай Алексеевич Зуев (1892-1953)
Сын оренбургского казака-урядника, приемный сын лейтенанта А.Н. Зуева, погибшего в марте 1904 г. на броненосце «Петропавловск». Во время Русско-японской войны находился при отдельном корпусе пограничной стражи Заамурского округа. Дважды пробирался из осажденного Порт-Артура через японские позиции для передачи депеш в штаб русской Маньчжурской армии. Был ранен, за отличия награжден тремя Георгиевскими крестами. В 1906 г. был определен на казенный счет в кадетский корпус, затем в Михайловское артиллерийское училище, блестяще закончил его накануне Первой мировой войной и был зачислен в состав Сибирской артиллерийской бригады.
В 1916-17 гг. состоял в партизанском отряде поручика Л.Н. Пунина и прекрасно себя проявил во многих разведках и боях. Был дважды ранен, награжден Георгиевским оружием за храбрость. В Гражданскую войну служил в Добровольческой армии на бронепоезде «Офицер», затем командовал им, был произведен в полковники и принял дивизион бронепоездов. Весной 1920 г. командовал отрядом из 7 бронепоездов в составе группы войск Черноморского побережья.
В эмиграции жил в Болгарии, затем во Франции, где работал шофером такси. Член РОВС, с 1927 по 1938 гг. четыре раза пробирался на территорию СССР с разведывательно-диверсионными заданиями. В 1936 г. основал болгарский отдел военно-научных курсов им. Н.Н. Головина, на которых готовились разведывательные кадры для РОВС. В 1941 г. после нападения Германии на СССР вместе с группой офицеров Болгарского отдела РОВС был направлен на Восточный фронт. Служил в структурах Абвера в Николаеве, Одессе и Севастополе. После Второй мировой войны жил в США. Похоронен на кладбище Новодивеевского монастыря.


(…)
В феврале месяце 1920 года части ген.-лейт. Писарева, оставив Ставрополь и лишенные возможности отступать на Новороссийск, получили приказание пробиться на Туапсе. Не располагая достаточным количеством пехоты, необходимой для действий в горах Кабарды и Главного Кавказского хребта, ген. Писарев приказал мобилизовать окопавшихся по теплушкам бесчисленных поездных составов на станциях Кавказская и Армавир всех чинов Добрармии и, вооружив их винтовками и пулеметами, создал, таким образом, некоторую силу. Ядром для этих формирований послужил один батальон Корниловского полка, отбившийся от своей дивизии. Во второй половине февраля 1920 г. части ген. Писарева двинулись в поход на Туапсе через ст. Белореченскую, Хадыженскую, перевал Индюк [и] ст. Георгиевскую. В авангарде шла по железной дороге сборная группа из 7 бронепоездов различных дивизионов с посаженным на них батальоном Корниловцев, а параллельно ж.д. двигалась конница ген. Шкуро и донская бригада ген. Попова.
Первая встреча с «зелеными» произошла в районе ст. Кабардинской. По предписанию ген. л. Писарева я, как командующий бронепоездами, должен был, не открывая огня, вступить в переговоры с командованием «зеленых», требуя от них беспрепятственного пропуска на Туапсе Писаревской группы. Мне удалось посредством расторопных казаков-кубанцев уговорить начальника «зеленого» авангарда встретиться для переговоров на «нейтральной» почве, причем для личной безопасности, обе стороны явиться на переговоры с необходимым конвоем. «Зеленые» просили только не торопиться, т.к. им-де необходимо получить инструкции из «центра». Через день встреча состоялась на выбранном «зелеными» месте – глубокой выемке ж. дороги (чтобы поставить мою «свиту» т.е. бронепоезда в невыгодное для действий положение).
Со стороны «зеленых» главным уполномоченным для переговоров явился «командир полка» грузин, бывший царский офицер. Условия Сочи были следующие: командование Сочи соглашается пропустить на Туапсе части Добровольческой армии при условии, если Добровольцы сдадут все оружие, снаряжение, продовольствие и конский состав.
Для подкрепления этого своего требования «командир полка» пригласил меня наверх выемки и показал там на свою «пехоту». Около тысячи человек какого-то сброда, многие из них с громадными красными бантами, и два горных орудия являлись конвоем начальника «зеленого» авангарда. Вид внушительный, но не грозный. Попытки с моей стороны уговорить «зеленых» на беспрепятственный пропуск к Туапсе многочисленных санитарных поездов с больными и ранеными, а также беженцев, главн. обр. семейств калмыков за уступку части продовольствия не привели ни к чему, и я, отговорившись неимением необходимых инструкций на абсолютную сдачу, расстался с ними.
После моего доклада об условиях «зеленых» и моих впечатлениях от вида и вооружения этих отбросов русских частей ген. лей. Писарев приказал силой пробиться к Туапсе. Трех стычек с «зелеными» в районах ст. ст. Кабардинской, Хадыженской и перевала Индюк оказалось достаточным, чтобы от зеленых «полков» не осталось и следа. И это были действительно «зеленые». Блудливые как кошки и трусливые как зайцы, они растаяли как туман в ущельях гор.* Добровольцы вышли на берег моря, захватив Туапсе и Сочи, и оттуда, никем не тревожимые, были переправлены в Крым до последнего человека, за исключением части кубанцев, добровольно оставшихся в Туапсе.
Н. Зуев

* Опрос пленных показал, I) что большинство воинов Сочинской «крестьянской» республики являлось или дезертирами бывшей царской Кавказской армии или беглецами из разных частей Добров. армии или же просто авантюристами и любителями пожить за чужой счет; II) что никакой «крестьянской» республикой в Сочи и не пахло. Была просто организована банда «зеленых», ничем не отличающаяся от подобных шаек разных Махно, Володиных, вставляющих палки в колеса Добрармии, изнемогающей в борьбе с красными, захватившая слабо охраняемые добровольцами Сочи и Туапсе и расположившаяся там по лучшим особнякам и домам богачей, подвергнув те и другие полнейшему разграблению; III) что питались эти «республиканцы», «реквизируя» у крестьян все, что находили съедобного, применяя при этих «реквизициях» методы, ничем не отличающиеся от советских и даже превосходившие их по жестокости и бессердечию.

(…)

Аватара пользователя
cossacknn
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 15:03
Контактная информация:

Re: Добровольцы и "зеленые". Из воспоминаний Н.А. Зуева.

Сообщение cossacknn »

Сделанное в этом году фото креста на могиле Н.А. Зуева (Ново-Дивеево, США)
Вложения
Зуев.jpg
Зуев.jpg (213.35 КБ) 3496 просмотров

dopos
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 апр 2014, 00:23
Контактная информация:

Re: Добровольцы и "зеленые". Из воспоминаний Н.А. Зуева.

Сообщение dopos »

большое спасибо за инфу

_______________
обожаю много снега, но ненавижу, когда он начинает таять вокруг слякоть и фу

Ответить

Вернуться в «ИЗ АРХИВОВ МУЗЕЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 50 гостей