В этом сообщении я расскажу лишь о том, как в этом году проходили поминальные мероприятия в Лиенце, а ряду событий, предшествующих этому и последующих, и которыми хотел бы поделиться с читателями, я посвящу несколько других сообщений.
Как я уже ранее писал, после строительства и освящения в прошлом году Часовни на казачьем кладбище в Лиенце, вокруг этого места (ранее практически мало кого интересовавшего из числа многочисленных российских «зарубежных активистов") началось оживлённое «шевеление» и оно неожиданно, как магнит, стало центром их притяжения, что начало тревожить и нас, и руководство г. Лиенца.
Писал я и о том, что весной этого года по этому поводу, помимо прочих вопросов, мы встречались с руководством города, австрийской организации «Чёрный Крест», представителями общественности Восточного Тироля и сотрудниками австрийского Института археологии (об этом можно
прочитать здесь >>>).
Не буду вновь подробно останавливаться на причинах той встречи и принятых решениях, оговорюсь лишь в том, что все наши предложения были приняты, где одним из таковых было предложение полной реорганизации "Общества памяти жертв Казачьей трагедии в Лиенце", которое было создано еще в конце 40-х годов прошлого века в Лиенце и постепенно деятельность которого сошла на нет.
Результатом этих предложений явилось то, что вечером 27 мая было проведено собрание Общества, на котором в его состав был введен ряд новых участников, а его председателем мы избрали профессора Австрийского национального университета,
проф. Харольда Штадлера.
Также при Обществе были дополнительно созданы два новых отдела:
1. Историко-археологический, в который вошли научные сотрудники университета и ряд студентов, интересующихся историей казачьей трагедии в Восточном Тироле.
2. Информационно-общественный, который включил в себя студентов, изучающих русский язык и представителей общественных организаций Восточного Тироля. В данный отдел вошел и вице-бургомистр г. Лиенца.
После реорганизации, Общество постепенно станет единственным и главным организатором всех проводимых мероприятий в данном месте, создаст свой информационный ресурс на немецком, русском и английском языках, а также приступит к научно-исследовательской деятельности, которая в полном объеме будет изучать судьбу казаков, с момента их ухода с Дона и до трагической выдачи в Лиенце. Логическим продолжением и отражением этой работы станет создание музея в г. Лиенце.
И главное! – Общество возьмет в свои руки полную координацию всех других, появляющихся как грибы, инициативных групп и отдельных лиц, изъявивших желание оказывать помощь и поддержку в его работе, с созданием единого счета для благотворителей и жертвователей. А не то, что происходит сейчас – когда то и дело возникает куча объявлений от всевозможных непонятных организаций, куча счетов и заявлений по поводу сбора средств и т.д. и т.п.
Не менее важным является и то, что нам удалось сформировать научный, профессионально грамотный работоспособный коллектив, который способен поставить его деятельность на достойный высокий уровень. Уже сейчас г-ну Штадлеру удалось добиться от военных архивов ряда стран передачи в Общество довольно редких документов, а также материалов аэрофотосъемок лагеря и схем точного расположения всех подразделений Казачьего Стана на территории Восточного Тироля. (На приложенных ниже фото - это фото 6 -13).
Очень интересным был доклад бывшего студента профессора Штадлера, а ныне уже научного сотрудника Австрийского Университета о помощи молодежных католических организаций русским беженцам и казакам, избежавшим выдачи в СССР и скрывавшимся в горах Тироля и Баварии. Сложность подобной помощи заключалась в том, что измученные беглецы, избежавшие выдачи и скрывающиеся от ищущих их смершевцев, были крайне осторожны и подозрительны к любым людям. Поэтому было принято решение попробовать задействовать для такой помощи детей, которые, расходясь по территории и обследуя все глухие участки, где могли бы прятаться люди, находили их и объясняли, что бояться их не нужно, что выдачи больше не будет, и они направлены сюда от благотворительных обществ и католической церкви, чтобы помочь беженцам и чтобы собрать их в беженские лагеря, где им будут предоставлены нормальные условия для жизни, с последующей помощью в их обустройстве в тех странах, где нет советских оккупационных частей.
Удивительный доклад, основанный на фактах и иллюстрированный предоставленными документами и фотографиями (в приложении - это фото 10-12). Я сам о подобном слышал впервые. Разумеется, я знал о создаваемых лагерях для беженцев, но чтобы этим, наряду со взрослыми, занимались австрийские и немецкие дети, узнал об этом впервые! Поводом для таких, как сказали бы сегодня, благотворительных акций, организовывавшихся католической церковью и благотворительными общественными организациями, служили те сведения, которые размещались тогда в местных газетах о кровавых выдачах, подобной лиенцевской, которые происходили не только в Лиенце, но и по всей Европе, информация и рассказы о тех, кому удалось избежать выдачи и кто скрывается в горах, об их тяжелой судьбе, о случаях, когда в одном из ущелий найдена была мертвая мать рядом с тремя телами таких же мёртвых детей… Всё это, разумеется, не могло оставить равнодушными местных жителей и вызывало в их сердцах живой отклик, требовавший оказать этим несчастным гонимым людям, тем, кто ещё живы, хоть какую-то помощь….
Рядом с Лагерем Келлерберг (где были спасены и размещены чины Русского Корпуса), стоит памятник спасенным беженцам, вынужденным, избегая возвращения на свою Родину, найти свою Родину здесь, в Тироле. (это фото 1-5).
Не укладывающийся в голове факт! - В чужой стране, чужие дети, инициатива чужой религиозной школы - спасают совершенно чужих и незнакомых им людей от гибели, обеспечивают им нормальную сносную жизнь в беженских лагерях, строят эти беженские лагеря, налаживая в них питание, проживание и врачебную помощь, а в это самое время свои же(!!!) везут на Родину собственных соотечественников в скотских вагонах, набивая их людьми под завязку, пропускают через фильтрационные лагеря, кого-то загоняя в ГУЛАГи, кого-то - в трудовые поселения, кого-то – сразу в могилы...
После окончания заседания Общества, до поздней ночи, мы встречались с представителями вновь создаваемых эмигрантских обществ в Европейских странах, в том числе из Штутгарда (но об этих встречах я сделаю отдельное сообщение позже).
На утро следующего дня все собрались вначале у Памятного камня фон Паннвица - командира 15 казачьего кавалерийского корпуса, который при выдаче казаков в советскую оккупационную зону, не принял предложение англичан быть этапированным к ним, а добровольно ушел вместе с казаками своего корпуса в советские эшелоны, гнавшие казаков в СССР на убой...
В знак признательности столь мужественного и жертвенного поступка тирольцы установили ему Памятный камень, куда ежегодно приходят все ветераны военных полков и объединений, чтобы отдать должное уважение. (на фото 14-17).
После Панихиды у Памятного камня, считающегося символической могилой фон Паннвица (сам он был казнен в Советском Союзе и похоронен в безымянной могиле, вместе с другими казненными по "казачьему делу"), мы отправились на казачье кладбище, где увидели неожиданных "гостей", но об этом чуть дальше.
По дороге к кладбищу мы встретились с вновь прибывшими группами наших друзей, среди которых были и Наталья Павловна Полякова со своими супругом Эрихом Виммером (о которых я также напишу отдельное сообщение). Я был приятно удивлен и благодарен им, что они также нашли время и приехали из Германии в Лиенц и задержался в разговоре с ними. (на фото 18-20). А через несколько минут, прерывая нашу беседу, ко мне подошли представители мэрии и, извинившись, сообщили, что у кладбища находится группа русских мотоциклистов, с атрибутикой и в майках, явно не соответствующими нынешнему событию.
Мы отправились выяснять причину их появления.
Оказалось, что это сербские ребята, входящие в шоблу наших "Ночных волков"... Времени на прояснение всех истинных причин их появления здесь не было, так как с минуты на минуту должна была начаться панихида, поэтому попытались узнать хотя бы главное: Знают ли они, что за мероприятие здесь будет проходить? Известно ли им, по ком будет нынешняя панихида? Послал их кто-то сюда с каким-либо заданием, и если да - то с каким? Они также вкратце ответили, что довольно приблизительно знают о сути происходящего, что входят в клуб "российских мотоциклистов", что сами они сербы и живут в Сербии, что приехали на это мероприятие специально, т.к. среди приехавших якобы были те, кто являются внуками выдаваемых Тито, с английской зоны оккупации, четников, казненных впоследствии коммунистами.
Им было пояснено, что, если они в чем-то исказили суть своего приезда и свои намерения, то их любые поступки будут тут же пресечены казаками, находившимися рядом. Поэтому им предложили занять места у ограды, а мы стали рядом, чтобы не допустить с их стороны никакой провокации, если цель их приезда окажется именно в этом.
Во время панихиды я несколько раз посматривал в их сторону - но было видно, что приехавшие байкеры вполне нормальные ребята, которым, наверняка, пропагандисты "Хирурга" задурили голову, и они, надев эти майки, тоже втянулись, скорее всего, по дурости, в создаваемый на Западе "Русский мир".
Панихида прошла торжественно и без происшествий, в окончании которой Архиепископ Берлинский Марк сказал очень проникновенные слова. К сожалению, по свежей памяти никто не записал его высказывание, но надеюсь, в скором времени мне передадут его полный текст и я его смогу разместить. Главным в сказанном было то, что здесь, на этом месте, Волю Божью ломали человеческой волей. Той волей, что отринула Бога и его заповеди. Творился жестокий и кровавый суд над теми, кто сохранил свою Веру и своё достоинство.
После окончания панихиды мы еще раз переговорили с сербскими байкерами, которые, подойдя, попросили ответить на ряд вопросов, их интересующих. Время, пока собирались все наши друзья для последующей поездки на трапезу, позволяло немного поговорить с ними, и я стал пояснять им интересующие их вопросы. В общем, так, примерно и оказалось, как я и предполагал: им задурили голову россказнями о всемирной борьбе врагов со славянско-русским миром, необходимостью ответной борьбы с мировым правительством и таким же всеобщим мировым злом и т.д. и т.п. Пришлось на пальцах объяснять им, кому выгодна такая "борьба" и кому выгодно, чтобы они в ней участвовали, бросив главное - обустройство добротной жизни в своих странах.
Однако, нужно было уже ехать - все собрались - и нам пора было с ними заканчивать просветительские беседы. Так дошло до того, что на прощание они попросили разрешения приехать к нам в Подольск и Еланскую на Мемориалы - на что я, естественно, дал согласие.
На трапезу собрались все наши близкие друзья, и мы до вечера долго беседовали о многих и многих событиях минувшего года, с прошлого раза, когда меня не выпустили из Российской Федерации. О том, что творится у нас в стране, и что происходит в среде русской и казачьей эмиграции в Зарубежье. Обсуждали складывающуюся ситуацию, которая разворачивается сегодня вокруг казачьего кладбища, и что каждый из присутствующих может сделать, чтобы память, хранящаяся здесь в Лиенце, не была искажена и испохаблена.
Ближе к вечеру нам уже необходимо было выезжать в Мюнхен, откуда я должен был лететь на Кипр - там ждали свои неотложные дела. Распрощавшись со всеми, мы поехали в аэропорт. Ну, а что случилось по дороге (а случилось довольно интересное событие) - я расскажу позже.
В заключении хотел бы поделиться со всеми нашими друзьями, не имевшими возможности быть в этом году в Лиенце, теми добрыми и радостными впечатлениями, которые остались от встреч с людьми, у которых, несмотря ни на что, неизменными остаются чувство долга и сила воли.