Поиск по форуму


Советский – значит антирусский

Ответить
Сергей
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 03 сен 2013, 12:43
Контактная информация:

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение Сергей »

Харбин писал(а):С классиками русской литературы вы можете ознакомиться по ссылкам в хрестоматии для школ и гимназий 19 века http://yadi.sk/d/cj4Zc-zp5c5mr http://yadi.sk/d/_1qnLSGr5c5w3
А еще с допетровской литературой о которой сегодня никто понятия не имеет http://yadi.sk/d/sIuZhSda5c5JL
Так что, русские могли знакомиться со своей культурой только в рамках позволенного. С первых лет соввласти ВСЕ книги конфисковывались у населения. Часть сразу уничтожалась, а часть шла в спецхраны и библиотеки. Об этом писал Бунин в "Окаянных днях" и высмеивал Аверченко. Книг было уничтожено чудовищное количество. Об этом здесь http://calligraphy.forumy.tv/t78-topic
При чем тут переписи? Что в этих переписях? Количество изданных книг Д.Бедного и И.Бабеля?
Сегодняшнее "творчество" ширпотреба направлено на продажу и никак искусством считаться не может, и чем пошлее и скандальнее, тем лучше идут продажи. "Пипл хавает". И деградирует.
Чем же сегодняшняя власть отличается от советской если запрещает все то же самое?
По поводу инициативы ко мне лично - мимо.
Личный пример? Штука хорошая, только не всегда срабатывает даже на своих детях.
Идти во власть? Служить оккупантам?
Идти в народ? А сам народ этого хочет и ждет? Пошлют ко всем чертям. Они ждут Сталина, пайки и лагерь.
Насчет интеллигенции это к чему? Кто виноват и что делать?
А ждать времени нет.
Тупик.


-я не ставлю под сомнение Ваше утверждение о наличии при Соввласти жёсткой цензуры, спецхранов, изьятия тиражей. Как не ставлю под сомнение негуманный и богоборческий характер Соввласти вообще.
Я лишь глубоко сомневаюсь в ПОТРЕБНОСТИ русского народа к источнику классической русской литературы "золотого века" и совершенно не вижу нужды в массовом приобщении народа к литературе "серебряного века".
Рискуя прослыть косным, тем не менее заявлю о том, что первой и главной книгой должно быть Евангелие. При должном прочтении и духовном вдохновении от прочитанного, нужда в толкователях типа Достоевского или Толстого отпадёт вообще.
Ещё раз повторюсь примерами: российская история обильна великими людьми, не изведавшими горького мёда русского литературного классицизма. При этом я сознательно опуская гениев вроде Набокова, Платонова и т.п.
Ибо ни к чему.

-переписи здесь при том, что в начале 21 века более сотни миллионов человек в РФ идентифицируют себя русскими. Довольно странный результат при 80-летней, с Ваших слов, русофобии.

-во всякое время спрос отражает реальность. И во всякое время в каждом народе превалируют не поклонники Достоевского да Чехова, а любители Донцовой да Сорокина. Разве при царской России было иначе?

-нынешняя власть от советской отличается большими возможностями, широким правом выбора и широким же правом ответственности каждой личности. Ты можешь быть социальным дебилом или можешь просвистеть самого себя в поисках нирваны - ни первое, ни второе не преследуется уголовным уложением.
Оттого сетовать на быдловатость российского общества, конечно. можно. Но вот винить в этом особо некого.

-по поводу личных примеров я более распространяться не стану. Мимо так мимо. У всякого сверчка свой шесток и нет в этом мире достойных судей. Только не стоит, в таком смысле, утверждать о нехватке времени. Позиция стороннего наблюдателя за процессами предусматривает только такой вариант. Только говори и жди.

Сергей
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 03 сен 2013, 12:43
Контактная информация:

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение Сергей »

Харбин писал(а):Церквей можно понастроить, только ведь Храм - в душе! Как этот Храм в душах людей построить? И сколько времени нужно для этого? Сто лет? Пятьсот? Однако, враги не дремлют и ждать не будут пока русский дух возродится, не для того его уничтожали.


-и что же делать? Отказаться от храмов? Не вижу никакой взаимосвязи между этими явлениями.

Люди не все совершенны и не все идеальны. Господь наш Иисус Христос, прекрасно понимая данное обстоятельство, послал своих апостолов на проповедь. Как проповедь словом, так и проповедь делом. И у них получилось.

Ныне ничего принципиально не изменилось: свет спасения в Евангелиях, важность личного примера остаётся высокоценной, просвещение и добродетели также в недостатке.
Так что и от кого Вы ожидаете, уважаемый Харбин?
Мне это совершенно неясно.

Аватара пользователя
Харбин
Сообщения: 1496
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 11:40
Откуда: Омск
Контактная информация:

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение Харбин »

Видите ли, до классиков золотого и серебряного века нужно еще дорасти и эстетическим и умственным развитием. Человек недоросший ничего не поймет и не почувствует точно так же, как любитель "Нирваны" в Гранд-Опера. И уж тем более человек должен дорасти до Евангелия, чувствовать потребность в молитве и таинствах. Веру нельзя навязать извне, она должна путеводной нитью проходить через повседневность, органично и постепенно входить в жизнь с первых ее дней. По-вашему, если человек не дорос до чтения Ломоносова и Татищева, то пусть читает Маяковского и Донцову? Почему вы хотите всех подравнять до уровня Донцовой, а не дотянуть до уровня Ломоносова? А в случае не дотягивания до Евангелия вы что предложите? Язычество? Что значит "спрос"? Мы не на рынке, культура и религия это не предмет торга и пристрастий. Культура это фундамент всей жизни, без которой человек совершенное ничтожество. Если бы человек не пытался дорасти до лучших образцов культуры и не стремился к духовному совершенству, то он бы давно деградировал до уровня животного или еще хуже.
Совершенно зря вы считаете, что в царской России в деревнях не читали хорошую литературу. Читали, пока красные не отобрали. Вы просто высказываете суждение на основании каких-то отрывочных и не проверенных сведений. Это было бы простительно обывателю, но для исследователя истории это непростительно и непрофессионально.
В Царствие Божие ведут не широкие врата, не узкая калитка, а игольное ушко, которого при широте возможностей так легко не заметить и пройти мимо. Широкие возможности лишь запутывают неопытного путника, создают иллюзию свободы и счастья. Прельщение и наваждение порождающие гордыню.
Еще раз повторю, Храм нужно строить в душе, тогда и каменные храмы будут. Люди несовершенны, верно, но это не мешает стремиться к совершенству. Невидимая брань идет в душе человека, вот в чем главное и настоящее, в этой брани решается быть Храму или нет. Мария Египетская не умела читать и никогда не читала Евангелия, однако это не помешало ей совершить духовный подвиг. Я ни от кого ничего не ожидаю, у меня есть ДЕЛО и я его делаю как могу, по своим силам и разумению, поперек всех непонимающих и неодобряющих. Каждый выбирает в жизни свой путь.
Имеющий уши, да услышит...

Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 14 июн 2013, 09:42
Откуда: Ростов на Дону-ст.Константиновская ВВД
Контактная информация:

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение Андрей »

Харбин пишет:
Чем же сегодняшняя власть отличается от советской если запрещает все то же самое?
По поводу инициативы ко мне лично - мимо.
Личный пример? Штука хорошая, только не всегда срабатывает даже на своих детях.
Идти во власть? Служить оккупантам?
Идти в народ? А сам народ этого хочет и ждет? Пошлют ко всем чертям. Они ждут Сталина, пайки и лагерь.
Насчет интеллигенции это к чему? Кто виноват и что делать?
А ждать времени нет.
Тупик.

Прочтя этот ваш пост, мне захотелось написать ответ. Потом подумал, человек зрелый, может неправильно понять. Сегодня читаю:
Невидимая брань идет в душе человека, вот в чем главное и настоящее, в этой брани решается быть Храму или нет. Мария Египетская не умела читать и никогда не читала Евангелия, однако это не помешало ей совершить духовный подвиг. Я ни от кого ничего не ожидаю, у меня есть ДЕЛО и я его делаю как могу, по своим силам и разумению, поперек всех непонимающих и неодобряющих. Каждый выбирает в жизни свой путь.

Примерно это мне хотелось сказать.
А когда находятся хоть те не многие , для которых понятно и близко то о чём Вы пишете, те ссылки литературы и информации, которые вы даёте.Это не тупик, когда знаешь к чему нужно идти :) А вот куда придут те(либо их потомки), кто во главу поставил только личное материальное благополучие и любой ценой?
Здесь уместно, как мне кажется вспомнить песню И.Талькова, текст которой не потерял актуальности и сегодня.
"Родина Моя"
Я пробираюсь по осколкам детских грез
В стране родной,
Где все как будто происходит не всерьез
Со мной, со мной,
Ну надо ж было так устать,
Дотянув до возраста Христа, Господи...
А вокруг, как на парад,
Вся страна шагает в ад
Широкой поступью.

Родина моя
Скорбна и нема...
Родина моя,
Ты сошла с ума.

В анабиозе доживает век Москва - дошла.
Над куполами Люциферова звезда взошла,
Наблюдая свысока, как идешь ты с молотка за пятак,
Как над гордостью твоей смеется бывший твой лакей
с Запада

Родина моя
Скорбна и нема...
Родина моя,
Ты сошла с ума.
Родина моя -
Нищая сума
Родина моя,
Ты сошла с ума.

Восьмой десяток лет омывают не дожди твой крест,
То слезы льют твои великие сыны с небес, с небес...
Они взирают с облаков, как ты под игом дураков клонишься
То запиваешь и грустишь, то голодаешь и молчишь,
то молишься

Родина моя
Скорбна и нема...
Родина моя,
Ты сошла с ума.
Родина моя -
Нищая сума
Родина моя,
Ты сошла с ума.
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.Бог уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (Иов 5: 13).

Аватара пользователя
Харбин
Сообщения: 1496
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 11:40
Откуда: Омск
Контактная информация:

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение Харбин »

НЕ ПОКОРЮСЬ!

В глухую ночь,
как летописец некий,
Записываю горе наших лет;
А днем ищу я в русском
человеке
Неизгладимый, негасимый
свет.
Трагическая доля
Ярославны -
Мой горький плач
о гибнущих в бою...
Но тем, кто пал бесцельно
и бесславно,
Ни слез моих, ни песен
не даю.
Живу. Люблю. И верую
по-детски,
Как должен верить
Русский человек...
Но жив во мне строптивый
дух стрелецкий, -
Его ничем не вытравить
вовек.
А Русь молчит. Не плачет
и... не дышит...
К земле лицом разбитым
никнет Русь...
Я думаю: куда бы встать
повыше
И крикнуть "им":
"А я не покорюсь!"
Не примирюсь я с долей
Ярославны!
И пусть пока молчит
моя страна, -
Но с участью печальной
и бесславной
Не примирится и она!
1930.

МОЙ ЩИТ

Утомленная долгой борьбою,
Боль и страх от врагов затая,
Как щитом, я укроюсь Тобою,
Православная вера моя!
И во мраке глухом преисподней,
И в просторах безбожной страны
Осененная волей Господней
Не погибнет душа без вины.
Я упасть под мечом иноверца
И сгореть на костре не боюсь
За Христово пронзенное сердце, —
За тебя, Православная Русь!

2 августа 1933

Марианна Колосова
Имеющий уши, да услышит...

Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 14 июн 2013, 09:42
Откуда: Ростов на Дону-ст.Константиновская ВВД
Контактная информация:

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение Андрей »

Стихи казачьего национального поэта и писателя П.С. Полякова
Врагам

Я — поэт самостийник. Не хмурьтесь,
Не боюсь я прищуренных глаз…
Полюбите вы нас казаками,
«Казачками» любили вы нас!

Вы не правы. Напрасная злоба,
Дух не терпит ни цепи, ни плен!
Не пристало нам, рыцарям воли,
Гладиаторство русских арен.

Вы не правы. Мы в наших желаниях
Вовсе мало от Бога хотим:
Без указки и пана, и окрика
Жить казачьим Присудом своим.

Вот и всё! Разрешите откланяться.
Что поделать — надумали мы
Отказаться нести охранение
В подворотне российской тюрьм
*****************************
После смерти дух уходит к Богу,
Потому и не ропщу – пою.
Охраняют райскую дорогу
Наши в конном боевом строю.

Избраны лишь те, что не корились,
Что на Поле смертно полегли,
Те, что кровью собственной умылись,
Защищая красоту земли.

И совсем иные там понятья
И иная мера для людей,
И земное, слабенькое “братья”
Там звучит иначе и теплей.

Понял я, за что нас перебили,
И приемлю страшный наш искус:
Это мы лишь свято сохранили
То, что знал распятый Иисус.

Всем народом поднялись за веру
И казачьей смертью смерть поправ,
Правды Божьей выполнили меру,
Древний наш обычай не предав.
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.Бог уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (Иов 5: 13).

inakij
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 30 июл 2013, 16:50

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение inakij »

Понятно, значит будем строить храмы. Судя по всему их как раз больше всего и не хватает. Попутно можно было бы спалить "классиков" золотого века Русской литературы.

НиколайН
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 15:16
Контактная информация:

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение НиколайН »

Марианна Колосова посвятила
стихотворение Борису Коверде


Будь воином храбрым,
Ты в поле один,
Коль с поля уходят другие.
Марианна Колосова


7 июня 1927 г. на варшавском вокзале Борис Коверда (1907–1987) застрелил полпреда СССР в Польше Войкова,
бывшего непосредственным участником убийства Царской Семьи 4/17 июля 1918 г.


Изображение

РУССКОМУ РЫЦАРЮ

С Дальнего Востока — в Варшаву,
Солнцу — привет из тьмы!
Герою воспетому славой —
В стенах варшавской тюрьмы.
Золотыми буквами — Имя
На пергаменте славных дел.
И двуглавый орел над ними
В высоту голубую взлетел!
Зашептались зеленые дали...
Зазвенела Русская ширь...
Ты — литой из блестящей стали
Из старых былин богатырь!
И закорчился змей стоглавый,
Видно пули страшней, чем слова?
И под стены старой Варшавы
Покатилась одна голова...
Нам еще отрубить осталось
Девяносто девять голов...
Но нам ли страх и усталость?
На подвиг каждый готов!
И огнями горит золотыми
Путеводная наша звезда —
Дорогое, любимое имя:
«Русский рыцарь Борис КОВЕРДА!»

-----------------------------------------
Марианна Колосова
Изображение
Марианна Колосова (Римма Ивановна Виноградова, в замужестве Покровская) родилась 19 (26) мая 1903 года на Алтае. Происходила из древнего и крепкого рода кубанских казаков. Ее отцом был священник, убитый воинствующими безбожниками, а ее жених, белогвардейский офицер, был расстрелян чуть ли не на ее глазах. До Гражданской войны жила в Барнауле.

Весь 1919 год и начало 1920-го Марианна Колосова провела в районе Семиречья — последнем оплоте белых сил на юго-вос-точном направлении. Эту территорию удерживали остатки 2-го Степного сибирского корпуса под командованием генерал-майора Анненкова. После разгрома белых она навсегда покинула Россию, перебравшись вместе с анненковцами в Китай, сначала в Джунгарию, а затем в Харбин.

Там, в китайском Харбине, ее стихи стали публиковаться в русском журнале «Рубеж», а в 1929 году вышел первый ее сборник «Армия песен». В дальнейшем в Харбине увидели свет ее книги стихов «Господи, спаси Россию!», «Не покорюсь!», «На звон мечей». Творчество Марианны Колосовой высоко ценили русские поэты Харбина — А. Несмелов, А. Ачаир, В. Перелешин и многие другие. Современники называли ее «бардом Белой армии» и харбинской Мариной Цветаевой.

После оккупации Харбина японцами она в 1934 г. вместе с мужем, бывшим офицером Белой армии А.Н. Покровским перебралась в Шанхай, где ее стихи стали публиковаться в журнале «Парус» и где вышли две ее последние книги: «На боевом посту» и «Медный гул». В 1949 году Китай стал коммунистическим, и семья Покровских уехала сначала на Филиппины, затем в Бразилию. В конце 50-х они окончательно осели в Чили. Скончалась Марианна Колосова 6 октября 1964 года. Похоронена в Пуэнте-Альто, пригороде Сантьяго. На табличке, прикрепленной к могильному кресту, имеется надпись: «Русская национальная поэтесса».

Источник: http://d-m-vestnik.livejournal.com/350092.html

Сергей
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 03 сен 2013, 12:43
Контактная информация:

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение Сергей »

Харбин писал(а):Видите ли, до классиков золотого и серебряного века нужно еще дорасти и эстетическим и умственным развитием. Человек недоросший ничего не поймет и не почувствует точно так же, как любитель "Нирваны" в Гранд-Опера. И уж тем более человек должен дорасти до Евангелия, чувствовать потребность в молитве и таинствах. Веру нельзя навязать извне, она должна путеводной нитью проходить через повседневность, органично и постепенно входить в жизнь с первых ее дней. По-вашему, если человек не дорос до чтения Ломоносова и Татищева, то пусть читает Маяковского и Донцову? Почему вы хотите всех подравнять до уровня Донцовой, а не дотянуть до уровня Ломоносова? А в случае не дотягивания до Евангелия вы что предложите? Язычество? Что значит "спрос"? Мы не на рынке, культура и религия это не предмет торга и пристрастий. Культура это фундамент всей жизни, без которой человек совершенное ничтожество. Если бы человек не пытался дорасти до лучших образцов культуры и не стремился к духовному совершенству, то он бы давно деградировал до уровня животного или еще хуже.
Совершенно зря вы считаете, что в царской России в деревнях не читали хорошую литературу. Читали, пока красные не отобрали. Вы просто высказываете суждение на основании каких-то отрывочных и не проверенных сведений. Это было бы простительно обывателю, но для исследователя истории это непростительно и непрофессионально.
В Царствие Божие ведут не широкие врата, не узкая калитка, а игольное ушко, которого при широте возможностей так легко не заметить и пройти мимо. Широкие возможности лишь запутывают неопытного путника, создают иллюзию свободы и счастья. Прельщение и наваждение порождающие гордыню.
Еще раз повторю, Храм нужно строить в душе, тогда и каменные храмы будут. Люди несовершенны, верно, но это не мешает стремиться к совершенству. Невидимая брань идет в душе человека, вот в чем главное и настоящее, в этой брани решается быть Храму или нет. Мария Египетская не умела читать и никогда не читала Евангелия, однако это не помешало ей совершить духовный подвиг. Я ни от кого ничего не ожидаю, у меня есть ДЕЛО и я его делаю как могу, по своим силам и разумению, поперек всех непонимающих и неодобряющих. Каждый выбирает в жизни свой путь.



-именно так, уважаемый Харбин. Именно следует дорасти. Оттого Ваши сетования по поводу недостатка для русских русской же классической литературы считаю преждевременными. О чём, собственно, Вам и пишу в который раз.

-по поводу Евангелия так считаю: расти можно всю жизнь, перечитывая Божье Слово вновь и вновь. Помощниками в этом благом деле призваны быть священники. И храмы, и приходы.
Поэтому Церковь крайне необходима, ибо проповедь должна быть постоянна и понятна.

-я не считаю, что надо кого-то дотягивать до уровня или снижать на уровень. Специальным путём это сделать невозможно. Даже если научить человека грамоте и подать ему всего одну книжку, вовсе не факт, что он попытается её прочесть.
Взалкать истины и искать ответов на вопросы тоже не каждому дано. Отсюда возникает проблема либо индивидуального понуждения к таковым желаниям, либо общественного. Учитывая современное состояние информационного поля, задача эта усложняется на порядки в сравнении с реальностями 19-20 веков. Как быть и что делать? Не знаю.
Вижу лишь, что общество разбивается на узконаправленные группы по духовным интересам. Именно в среде этих групп и надо работать. Что священникам, что русским культуртрегерам, что казачьим просветителям.
Но системы покуда нет никакой.

-в случае недотягивания до смыслов Евангелия я предлагаю воцерковление не через жажду веры, а через приходской коллектив. Иного не знаю.

-культура лишь отражение состояния общества или отдельных его частей.
Совершенно ничтожные в культурном смысле первохристиане были выдающимися и самоотверженными людьми, пытаясь жить по слову Христову и за Него принимая смерть.
И, обратный пример, высококультурная интеллигенция погрязала в отрицании Бога, в отрицании равенства людей, в жажде наживы, в пороках и т.д.
Культура не страховой полис от мерзости бытия. Совершенно.

-безусловно, в царской России читывали качественную литературу. Далеко не все, конечно. Если мне не изменяет память, популяризировал это дело в народе издатель Сытин. А также те первые русские просветители, которые пошли в учителя да врачи из городских мещан и разночинцев.
Применим ли этот рецепт нынче? В какой-то степени применим, хотя в Сытине зараз уже нет нужды, а вот в просветителях и разумных популяризаторах нужда осталась. Кто займёт эту нишу? Не знаю.

-моя родова была довольно зажиточной. Во всяком случае, к перевороту в курене имелась настоящая мебель, деревянные полы и потолки, две швейных машинки и полон баз собственного инвентаря. Книг не читывали. Только старое Евангелие. А ведь не голутва погонная, вполне могли рублик на книги стратить. Однако нужды не было.
Полагаю, что такая ситуация была и по всей России. Книжки водились в домах дворян, "чистых" купцов, офицерства и т.п. При этом доля сельского населения в Империи к 1914 году составляла чуть более 82 %.
Это к сведению.

-внутренняя брань в душе может идти только при наличии Веры. Или, в мирском понимании, при наличии понимания разницы между светом и тьмой. Основы нашего с Вами мироощущения поданы Христовым заветом. Поэтому прежде культуры "золотого" и "серебряного" века следует подать человеку базис в виде евангельских истин. И подать не просто как информационный блок (что у нас и наблюдается), а подать как систему ежедневного использования в его, человека, жизни. Тут нужна проповедь и словом, и делом.
Вы же пытаетесь доказать, что вся беда русского народа в недостатке культурных мирских базисов вроде творений неких классиков. Да что в них проку, ежели русский народ не только не хочет этих творений, но ведь и понять их сейчас не в состоянии.

ПыСы: я не исследователь истории. Я фермер по основному роду своих занятий.

Аватара пользователя
Харбин
Сообщения: 1496
Зарегистрирован: 03 окт 2013, 11:40
Откуда: Омск
Контактная информация:

Re: Советский – значит антирусский

Сообщение Харбин »

В 19 веке дети рождались в Православии с первых дней и принимали его как нечто само собой разумеющееся. Однако, сейчас другое время, и люди приходят к Вере разными путями, сегодня нет рецепта как сделать человека верующим, но можно формировать в детях православное мировоззрение через чтение классиков. Конечно, не всех классиков можно отнести к истинно православным, да и не все произведения. Тут нужна особая чуткость при выборе книг. Да, кроме того, само чтение должно быть особым. Лучше меня это объяснит Иван Ильин:

Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много... И прежде всего — состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь), и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то — «подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое... И это называется «чтением». Механизм без духа. Безответственная забава. «Невинное» развлечение. А на самом деле — культура верхоглядства и поток пошлости.
Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. Таких «читателей» мы все опасаемся. Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл...
Как возникло, как созрело написанное?
Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал — надеялся и отчаивался. И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит — что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было не легко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго; годами, иногда — всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и «точности» (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца... И, наконец, произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом; последние исправления — и книга отрывается, и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть, — легковесно-капризному, может быть, — враждебно-придирчивому... Уходит — без него, без автора. Он выключает себя и оставляет читателя со своею книгою «наедине».
И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств, целое здание духа, которое дается нам прикровенно, как бы при помощи шифра. Оно скрыто за этими черными мертвыми крючочками, за этими общеизвестными, поблекшими словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлеченными понятиями. Жизнь, яркость, силу, смысл, дух — должен из-за них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: всуе будет его «чтение» и книга пройдет мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному... Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?
Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить страсть — страстным чувством; надо переживать драму и трагедию живою волею; в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, встрепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека.
Это означает, что читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Это есть сила духа — оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние «пространства» души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнаемыми или даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность богозданного мира.
Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».
Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов...
Книга, для которой я пишу это предисловие, выношена в сердце, написана от сердца и говорит о сердечном пении. Поэтому ее нельзя понять в бессердечном чтении. Но я верю, что она найдет своих читателей, которые верно поймут ее и увидят, что она написана для русских о России.
Имеющий уши, да услышит...

Ответить

Вернуться в «ИДЕОЛОГИЯ БРЕДА»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 56 гостей