Я всегда старался не участвовать в той или иной полемике, где обсуждаются проблемы нынешнего положения дел в Церкви. Потому что, как правило, свои суждения в них высказывают либо люди, далёкие от православной веры, либо слишком уж ретивые без меры «верующие». Обычно все эти споры сводятся ко взаимным оскорблениям, абсолютно исключающим объективный и спокойный взгляд на обсуждаемую проблему.
Но в последнее время всё чаще появляются публикации лиц, говорящих от имени Церкви, прочитав которые, смолчать не возможно. Вот, только за последнюю неделю два таких сообщения. Первое – статья за авторством протоиерея Алексия Чаплина «О потерянном рабстве и рыночной свободе» >>>, в которой он, на полном серьёзе и прибегая к евангельским словам, но переиначивая их смысл, утверждает, что «… Только воспитав в себе рабскую психологию, мы не только сможем возродить ту Россию, которую не сберегли, но и войти в Царство Небесное». Поясняя при этом, что: «...раб Божий – значит раб Царя, раб Государства, раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского». Ну, и далее в этой же статье он обосновывает необходимость формирования рабского поведения, которое-то и спасет нас всех от неминуемой гибели.
Вторая же статья в «Новой газете» : «Икона стиля: золотой оклад» >>> , в которой ярко представлено, как, «благодаря» этой «рабской идеологии спасения», возрождается совсем иное, нежели то, о чем говорил Чаплин, а именно – стяжательство, самодурство и высокомерие одного из архиереев РПЦ МП – митрополита Феофана, обложившего непосильной данью приходы и устроившего ничем не оправданные гонения и преследования тех, кто ему стал возражать.
И первая, и вторая публикации тесно связаны между собой, потому как второе – есть логическое продолжение первого и яркий образчик всего того, чего мы (власть и общество) добились в своем безудержном, глупом и абсолютно пагубном устремлении унизить достоинство и свободу человека, заменив их на патриотический раж и собственное высокомерие некой надуманной избранностью и превосходством над другими.
И ещё это классический образец ныне господствующей у нас в стране идеологии подмены, когда бесчестье и беспринципность преподносятся образчиком принципиальности и честности, а наглая ложь – святой правдой. (Именно это, кстати, и превращает сегодня некогда свободолюбивый и испокон века живший в достоинстве казачий народ, в ряженое сборище дегенератов). Подменили все - патриотические чувства, национальные интересы, устремления и борьбу антибольшевистских сил в гражданскую и деятельность Русской эмиграции в зарубежье, теперь взялись за подмену христианской веры.
Но не менее важное из этих двух сообщений состоит в том, что озвученное Чаплиным, и вызвавшее у многих всего лишь недоумение или смех, на самом деле является основой нашей сегодняшней жизни. Ведь так думают абсолютно все, руководство страны, чиновники, судьи, полицейские, все те коих рабами, призывает нас стать Чаплин. Сколько раз я слышал от них, что народ без палки разболтается, что нужно держать его в узде, что он сейчас темен и несдержан и т.д и т.п. Но не образованием его и не просвещением заняты их головы, а ещё большим закабалением и бесправием.
Для сравнения хочу взять страну, в которой православная вера является основной религией проживающих в ней людей – это Кипр.
За прошедшие годы я не единожды встречался со многими священниками на Кипре, посещая тот или иной Храм или монастырь.
НИЧЕГО ПОДОБНОГО чаплинским «умозаключениям» или фактам из публикации «Новой газеты» я не слышал и не видел. Как правило, эти священники – хорошо воспитанные, умудренные жизненным опытом, спокойные и абсолютно искренние люди, которые могут говорить на любые темы – от выращивания апельсинов до гнетущих тебя внутренних проблем, одновременно с юмором и поразительной проницательностью.
Но для понимания сути взаимоотношений общества и Церкви, главное даже не то, какими человеческими качествами наделены отдельные церковнослужители, главное - это то, как поступала Кипрская православная Церковь и её клир в те или иные тяжелые для киприотов периоды.
Приведу в пример всего лишь несколько фактов:
1. В период турецкого владычества на Кипре, турецкие власти запрещали на острове школьное и профессиональное образование для киприотов. Что делала Церковь? В труднодоступных горных ущельях они устраивали школы, куда собирали детей из окрестных деревень и обучали их грамоте. Особо одаренных нелегально вывозили в Грецию и другие европейские страны, обеспечивая их обучение в университетах. После окончания обучения практически все возвращались на Кипр и, применяя полученные знания, создавали национальную экономику.
2. В период английской оккупации Кипра, англичане, предоставляя льготы гражданам английской короны, жутко притесняли самих киприотов, облагая их довольно высокими налогами. И когда налог на частное владение землей стал неподъемным, то киприоты, чтобы не отказываться от нее, передавали её в дар Церкви. Что сделала Церковь с этой землей? – Она сделала следующее: когда Кипр добился независимости, были подняты все старые учетные записи при церквях и монастырях о передаче земли киприотами Церкви и все они были безвозмездно переданы наследникам.
3. Именно поэтому, по причине ЕДИНСТВА Церкви и народа, её нестяжательства и постоянной помощи народу после падения колониальной зависимости, первым президентом Кипра стал архиепископ Макарий III.
Если Вы едете по кипрским деревушкам и проезжаете мимо любого находящегося в ней Храма, то знайте – он всегда будет открыт, в любое время, даже если в нем в этот час нет ни службы, ни священника. На видном месте обязательно будут лежать свечи, которые Вы можете взять и поставить их у иконы или жертвенника, при этом никаких ценников на эти свечи Вы не увидите – Вам самим решать, сколько денег Вы пожелаете положить в блюдце или вообще ничего не станете класть.
Но более разительным отличием от нашей действительности является состояние погостов у них и у нас.. Внизу, среди прочих фотографий, есть фото «нашего» кладбища (сегодняшнее его состояние) на Дону в хуторе Варваринский, и «их» кладбища - в небольшой отдаленной деревушке в горах при небольшом сельском Храме… Вот эти две фотографии и есть разница между рабской трактовкой христианства по Чаплину (сиречь «по-российски»), и истинным христианством на Кипре, где Церковь является частью общественной жизни, для которой достоинство человека, его достойная жизнь и память об этой жизни являются наивысшей христианской ценностью.
Но в последнее время всё чаще появляются публикации лиц, говорящих от имени Церкви, прочитав которые, смолчать не возможно. Вот, только за последнюю неделю два таких сообщения. Первое – статья за авторством протоиерея Алексия Чаплина «О потерянном рабстве и рыночной свободе» >>>, в которой он, на полном серьёзе и прибегая к евангельским словам, но переиначивая их смысл, утверждает, что «… Только воспитав в себе рабскую психологию, мы не только сможем возродить ту Россию, которую не сберегли, но и войти в Царство Небесное». Поясняя при этом, что: «...раб Божий – значит раб Царя, раб Государства, раб судьи, раб своего начальника, раб чиновника, раб полицейского». Ну, и далее в этой же статье он обосновывает необходимость формирования рабского поведения, которое-то и спасет нас всех от неминуемой гибели.
Вторая же статья в «Новой газете» : «Икона стиля: золотой оклад» >>> , в которой ярко представлено, как, «благодаря» этой «рабской идеологии спасения», возрождается совсем иное, нежели то, о чем говорил Чаплин, а именно – стяжательство, самодурство и высокомерие одного из архиереев РПЦ МП – митрополита Феофана, обложившего непосильной данью приходы и устроившего ничем не оправданные гонения и преследования тех, кто ему стал возражать.
И первая, и вторая публикации тесно связаны между собой, потому как второе – есть логическое продолжение первого и яркий образчик всего того, чего мы (власть и общество) добились в своем безудержном, глупом и абсолютно пагубном устремлении унизить достоинство и свободу человека, заменив их на патриотический раж и собственное высокомерие некой надуманной избранностью и превосходством над другими.
И ещё это классический образец ныне господствующей у нас в стране идеологии подмены, когда бесчестье и беспринципность преподносятся образчиком принципиальности и честности, а наглая ложь – святой правдой. (Именно это, кстати, и превращает сегодня некогда свободолюбивый и испокон века живший в достоинстве казачий народ, в ряженое сборище дегенератов). Подменили все - патриотические чувства, национальные интересы, устремления и борьбу антибольшевистских сил в гражданскую и деятельность Русской эмиграции в зарубежье, теперь взялись за подмену христианской веры.
Но не менее важное из этих двух сообщений состоит в том, что озвученное Чаплиным, и вызвавшее у многих всего лишь недоумение или смех, на самом деле является основой нашей сегодняшней жизни. Ведь так думают абсолютно все, руководство страны, чиновники, судьи, полицейские, все те коих рабами, призывает нас стать Чаплин. Сколько раз я слышал от них, что народ без палки разболтается, что нужно держать его в узде, что он сейчас темен и несдержан и т.д и т.п. Но не образованием его и не просвещением заняты их головы, а ещё большим закабалением и бесправием.
Для сравнения хочу взять страну, в которой православная вера является основной религией проживающих в ней людей – это Кипр.
За прошедшие годы я не единожды встречался со многими священниками на Кипре, посещая тот или иной Храм или монастырь.
НИЧЕГО ПОДОБНОГО чаплинским «умозаключениям» или фактам из публикации «Новой газеты» я не слышал и не видел. Как правило, эти священники – хорошо воспитанные, умудренные жизненным опытом, спокойные и абсолютно искренние люди, которые могут говорить на любые темы – от выращивания апельсинов до гнетущих тебя внутренних проблем, одновременно с юмором и поразительной проницательностью.
Но для понимания сути взаимоотношений общества и Церкви, главное даже не то, какими человеческими качествами наделены отдельные церковнослужители, главное - это то, как поступала Кипрская православная Церковь и её клир в те или иные тяжелые для киприотов периоды.
Приведу в пример всего лишь несколько фактов:
1. В период турецкого владычества на Кипре, турецкие власти запрещали на острове школьное и профессиональное образование для киприотов. Что делала Церковь? В труднодоступных горных ущельях они устраивали школы, куда собирали детей из окрестных деревень и обучали их грамоте. Особо одаренных нелегально вывозили в Грецию и другие европейские страны, обеспечивая их обучение в университетах. После окончания обучения практически все возвращались на Кипр и, применяя полученные знания, создавали национальную экономику.
2. В период английской оккупации Кипра, англичане, предоставляя льготы гражданам английской короны, жутко притесняли самих киприотов, облагая их довольно высокими налогами. И когда налог на частное владение землей стал неподъемным, то киприоты, чтобы не отказываться от нее, передавали её в дар Церкви. Что сделала Церковь с этой землей? – Она сделала следующее: когда Кипр добился независимости, были подняты все старые учетные записи при церквях и монастырях о передаче земли киприотами Церкви и все они были безвозмездно переданы наследникам.
3. Именно поэтому, по причине ЕДИНСТВА Церкви и народа, её нестяжательства и постоянной помощи народу после падения колониальной зависимости, первым президентом Кипра стал архиепископ Макарий III.
Если Вы едете по кипрским деревушкам и проезжаете мимо любого находящегося в ней Храма, то знайте – он всегда будет открыт, в любое время, даже если в нем в этот час нет ни службы, ни священника. На видном месте обязательно будут лежать свечи, которые Вы можете взять и поставить их у иконы или жертвенника, при этом никаких ценников на эти свечи Вы не увидите – Вам самим решать, сколько денег Вы пожелаете положить в блюдце или вообще ничего не станете класть.
Но более разительным отличием от нашей действительности является состояние погостов у них и у нас.. Внизу, среди прочих фотографий, есть фото «нашего» кладбища (сегодняшнее его состояние) на Дону в хуторе Варваринский, и «их» кладбища - в небольшой отдаленной деревушке в горах при небольшом сельском Храме… Вот эти две фотографии и есть разница между рабской трактовкой христианства по Чаплину (сиречь «по-российски»), и истинным христианством на Кипре, где Церковь является частью общественной жизни, для которой достоинство человека, его достойная жизнь и память об этой жизни являются наивысшей христианской ценностью.
На фото:
Небольшая церквушка Св. Варвары в отдалённой деревне, куда мы с внучкой ездили за водой на источник.
Деревенское кладбище на Кипре, так выглядят они по всему острову.
«Наше» кладбище на Дону, хут. Варваринский.