Поиск по форуму


Феномен Чапаева: РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, КИНО, АНЕКДОТЫ

Ответить
Аватара пользователя
НаумовСергей
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 19 ноя 2013, 17:07
Контактная информация:

Феномен Чапаева: РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, КИНО, АНЕКДОТЫ

Сообщение НаумовСергей »

ФЕНОМЕН ЧАПАЕВА: РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, КИНО, АНЕКДОТЫ


Среди красных командиров Гражданской войны наиболее известным является начальник советской 25-й стрелковой дивизии Василий Иванович Чапаев (1887-1919). Его имя достаточно хорошо знакомо широким слоям населения.
Причин этому три:

1.

Он погиб 5 сентября 1919 года – доживи Чапаев до 30-х годов, его, несомненно, ликвидировали бы вместе с тысячами других военачальников, стоящих у истоков Красной армии.
Когда основные военные кадры были почти полностью истреблены в ходе сталинских «чисток», то у Компартии возник своеобразный «дефицит» в вопросе пропаганды имен и деяний «героев революции».

Так как высокопоставленные «красные герои», командовавшие на войне фронтами, армиями и корпусами, попали в расстрельные списки «врагов народа», то их место пришлось передать другим, хотя и довольно мелким, но конъюнктурно более приемлемым фигурам.
Особое предпочтение при этом отдавалось покойникам, которые, по понятным причинам, уже не могли вызывать какого-либо беспокойства у сталинского режима.
В результате официозная пропаганда и раздула до немыслимых размеров имена третьестепенных фигурантов исторических событий, включая И.Дундича, А.Г. Железнякова, Г.И. Котовского, И.А. Кочубея, А.Я. Пархоменко, Н.А. Щорса и того же В.И. Чапаева.
Кстати, указанные «рыцари революции» в период Гражданской войны доставили множество неприятных проблем большевистскому руководству, так как по своей сути (а некоторые из них – и по партийной принадлежности) являлись убежденными анархистами, слабо подчиняющимися верховному красному командованию.
Не случайно Николай Александрович Щорс и Григорий Иванович Котовский (до революции – крупный уголовный «авторитет») были по тайным приказам убиты большевиками соответственно еще в 1919 и 1925 годах, а еврейская жена Щорса - чекистка Фрума Ефимовна Хайкина со временем оказалась в ГУЛАГе. В концлагерь "загремела" и еврейская жена Анатолия Григорьевича Железнякова - анархистка Любовь Абрамовна Альтшуль (что не помешало советским псевдоисторикам безмерно расписывать «революционные подвиги» ее муженька, погибшего в 1919 году при неясных обстоятельствах).
Весьма сомнительным приобретением большевистской историографии стал и пресловутый Василий Иванович.
По сообщению адъютанта штаба советской 4-й армии Восточного фронта Савина, Чапаев «распоряжений штаба не признает. Были случаи, что Чапаев уходил со своим отрядом и пропадал без вести… Население, по рассказам очевидцев, где появлялся Чапаев, было терроризировано. Его жестокость известна многим (…)
Чапаев говорит: я не верю штабу и бумажек его знать не хочу…» (см. Волкогонов Д. Троцкий, кн.1. М., 1998, с. 252-253).
Но на безрыбье – и рак рыба! Слепив из мухи слона, коммунистический агитпроп десятилетиями усиленно «вдалбливал» в головы подсоветских людей миф о некоей исключительно выдающейся роли Чапаева в отечественной истории. И эта нескончаемая «промывка мозгов» достигла определенных результатов.

2.

Большой популярностью имя Чапаева стало пользоваться после выхода на киноэкраны в ноябре 1934 года художественного фильма с тем же названием – «Чапаев».
Являясь незаурядным произведением искусства, данный фильм абсолютно не соответствует правде истории. В нем, как в зеркале, отразилась общая тенденция «социалистического реализма» - показывать исторические события не такими, какими они были в действительности, а такими, какими бы их хотела видеть правящая коммунистическая номенклатура.
Киношное «житие» Чапаева не имеет ничего общего с его настоящей жизнью.
Да и в целом кинофильм «Чапаев» представляет собой откровенную фальшивку. Приведем лишь несколько конкретных примеров.
Начнем с того, что никакой «психической атаки» белых чапаевцы никогда не отражали. А ведь эта атака является важнейшей сценой фильма – без нее творение кинорежиссеров Г.Н. и С.Д. Васильевых не было бы столь зрелищным и привлекательным для публики.

5.jpg
5.jpg (45.81 КБ) 2536 просмотров


Изображающая же атакующих офицеров-«каппелевцев» актерская массовка одета в совершенно фантастическую униформу с несуществовавшими нарукавными шевронами.
Кроме того, в колчаковских войсках, испытывавших крайний недостаток в офицерах, не имелись отдельные исключительно офицерские подразделения.
И еще одна занятная деталь: вслед за «каппелевцами» шла массовка в чешском обмундировании, хотя с конца 1918 года «белочехи» участия в фронтовых боях не принимали – в фильме же все это происходило летом 1919 года.
Лишь развевающееся над «каппелевцами» черное знамя с черепом и скрещенными костями – подлинное (его специально взяли для съемок из музея, позже оно бесследно исчезло). Но принадлежало это знамя вовсе не «каппелевцам», а белым партизанам атамана Б.В. Анненкова.

6.jpg
6.jpg (92.25 КБ) 2536 просмотров


У сводного отряда уральских казаков, разгромившего ставку Чапаева, не было бронированного автомобиля, столь эффектно взорванного на кинопленке "Петькой" (личным ординарцем Чапаева – Петром Семеновичем Исаевым). Брать с собой в длительный скрытый рейд по красным тылам громыхающую бронетехнику казаки, конечно, не стали.
Реальный «Петька» вообще не оказал вооруженного сопротивления белым, так как сразу же попал в плен. Кинокадры, на которых он самоотверженно защищает Чапаева, являются сплошным вымыслом (см. «Белая Гвардия», 2001, № 5, с. 76-77).
Обороной же чапаевского штаба руководил вовсе не Василий Иванович (что показано в кинофильме), а бывший царский офицер Ночков, погибший при штурме.
Сам Чапаев уже в начале боя был тяжело ранен в живот и руку, переправлен несколькими красноармейцами на досках на другой берег реки Урал и скоропостижно умер. Сослуживцы похоронили Василия Ивановича тут же в зауральской степи, но большевистские «следопыты» никогда не искали его могилу, ибо это не вписывалось в пропагандистскую легенду о героической смерти Чапаева в волнах Урала.
Не соответствуют исторической истине и киносцены полного разгрома казаков красными сразу же после гибели Чапаева. В действительности же красные войска в панике отступили на сотни километров и смогли оправиться только через три месяца.
Но публично указать на все несуразности и лживые выдумки в фильме «Чапаев» в коммунистические времена было невозможно.
Что же касается уймы других советских кинокартин про Гражданскую войну, то они оказались сняты гораздо менее талантливо, чем «Чапаев», и не пробудив у зрителей особенного интереса, бесследно канули в Лету вкупе с «идеологически правильными» образами главных действующих лиц, сегодня полностью забытых.

3.

Имя Чапаева продолжает находиться на слуху благодаря множеству посвященных ему анекдотов.
Первые анекдоты про Василия Ивановича появились в 1967 году в период развернутой ЦК КПСС крикливой кампании по подготовке празднования 50-летия Октябрьской революции, в чьи иллюзорные «идеалы» уже мало кто верил.
Это была народная реакция на помпезно-демагогическую пропагандистскую шумиху властей: в лице Чапаева оказались высмеяны аморализм, тупость, самодурство, жадность и бескультурие всей коммунистической номенклатуры.
Центральными героями указанных анекдотов являлись Василий Иванович, Петька и Анка. В отличие от первых двух фигурантов, Анки в реальной жизни не существовало. Ее первоначально не было и в сценарии кинофильма «Чапаев». Но по личному указанию И.В. Сталина (отлично усвоившего специфическое голливудское правило: для дополнительного привлечения массового зрителя, падкого на «эротизм», во всех фильмах, независимо от их содержания, обязательно должна присутствовать «баба»), сценаристы срочно придумали сей персонаж.
Впоследствии даже появилось несколько самозванок, заявлявших, что якобы они и послужили прототипами «чапаевской пулеметчицы». Одна из них – Мария Андреевна Попова (1896-1981) – действительно находилась в Чапаевской дивизии. Однако, числилась она по медицинской части. Впрочем, у Чапаева и его сотоварищей был целый «гарем» различных «анок», для приличия именуемых телефонистками, машинистками и т.п. Как иронично отмечал участвовавший в разгроме чапаевцев казачий полковник Михаил Ильич Изергин, «штаб группы Чапаева располагался не без удобств и приятного препровождения времени: в числе пленных – или трофеев – оказалось большое число машинисток и стенографисток. Очевидно, в красных штабах много пишут» (см. «Белая Гвардия», 2001, № 5, с.78).
Тем не менее Лже-Анке Поповой удалось добиться официального признания у советских горе-историков, черпавших свои познания не из архивных документов, а с экранов кинематографа: она, дескать, «участвовала в боях в качестве медработника, а иногда – пулеметчика» (см. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. Изд.2-е. М., 1987, с. 475).

1.jpg
1.jpg (7.55 КБ) 2536 просмотров


Означенные марксистские «историки» включили вымышленные сценки из фильма «Чапаев» и в школьный учебник «Рассказы по истории СССР»: там была помещена цветная иллюстрация, на которой Чапаев верхом на резвом коне лихо врезается в цепи идущих в «психическую атаку» офицеров-"каппелевцев".
Выход в свет данного учебника поразительным образом совпал с началом распространения анекдотов про Василия Ивановича. В этих анекдотах пародийно обыгрывались эпизоды из кинофильма, придумывались новые ситуации с участием Чапаева и переделывались старые сюжеты, в которых ранее Василий Иванович не фигурировал.
Современные коммунистические «фанаты» Чапаева пытаются объяснить феномен анекдотов про своего кумира тем, что этим якобы выражается народная любовь к Василию Ивановичу. Но достаточно просто ознакомиться с «чапаевскими» анекдотами, чтобы убедиться в совершенно противоположном: народная любовь не может распространяться на дебила и алкоголика, каким предстает Чапаев в фольклорном жанре.
Вот парочка таких анекдотов:

- Чапаев в бане попросил Петьку потереть ему спину. Петька долго трет и вдруг радостно кричит: «Василий Иванович! А вот и твоя майка. А ты говорил, что ее украли».

- Петька подходит к Чапаеву и говорит: «Василий Иванович! Смотри, какую я удивительную книгу достал – называется «Определитель рыб».
«А что там такого удивительного?» – спрашивает Чапаев.
«Ну, например, рыба-пила», - отвечает ординарец.
«Ничего удивительного, Петька, - замечает Чапаев, - сейчас все пьют!»


Об анекдотах же с участием Анки мы вообще предпочтем целомудренно промолчать.
Таким образом, в позорных анекдотах про Чапаева выразилась глубокая народная антипатия к обещанному Лениным, Сталиным и Ко «коммунистическому раю», на деле оказавшемуся худшим видом жесточайшей тирании.
Разумеется, что из-за наличия в СССР тотальной цензуры все подобные анекдоты могли распространяться только устно. Но и они сыграли свою, пусть и скромную, роль в деле окончательного развенчания прогнившей коммунистической идеологии.
Ныне «чапаевские» анекдоты регулярно публикуются в печати. Естественно, что из политических, они превратились в чисто бытовые. И в них Василий Иванович по-прежнему рисуется законченным пьяницей, хамом и полным дураком.
Эх, знал бы Чапаев, кем он останется в народной памяти, когда шел воевать за интернациональную «коммунию»!

С.В. Наумов, историк

***


В советскую эпоху имя Чапаева присваивалось улицам, площадям и целым населенным пунктам. В честь его открывались памятники и мемориальные доски.
В городе Чебоксары даже существует специальный музей, посвященный Чапаеву.
Предлагаем вниманию пользователей нашего сайта информацию об этом реликте коммунистических времен из московского журнала «Русская жизнь» (2009, № 19, с. 68-71).
Думается, что представленный материал не нуждается ни в каком дополнительном комментарии.
2.jpg
2.jpg (153.72 КБ) 2536 просмотров

3.jpg
3.jpg (128.74 КБ) 2536 просмотров

4.jpg
4.jpg (120.27 КБ) 2536 просмотров

Ответить

Вернуться в «БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ВАНДАЛИЗМ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей