Поиск по форуму


Пётр Николаевич Краснов.

Ответить
Аватара пользователя
Меликесов
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 10:05
Контактная информация:

Пётр Николаевич Краснов.

Сообщение Меликесов »

Пётр Николаевич Краснов



Самый известный донской казачий род из верховых станиц, безусловно, род Красновых. Своими корнями петербургские Красновы из Букановской станицы на Хопре[1].

Дед П. Н. Краснова, Иван Иванович Краснов (1800—1871) воевал на Кавказе, служил, а затем командовал Лейб-гвардии казачьим полком. Это был первый из Красновых литератор: известны его стихотворные произведения «Тихий Дон» и «Князь Василько», историко-этнографические работы «О казачьей службе», «Низовые и верховые казаки», «Малороссияне на Дону», «Иногородние на Дону», «О строевой и казачьей службе», «Донцы на Кавказе», «Оборона Таганрога и берегов Азовского моря» и др.[2] Отец генерал-лейтенант Николай Иванович Краснов служил в Главном управлении иррегулярных казачьих войск. Брат Петра Николаевича — учёный и путешественник Андрей Николаевич Краснов, другой брат — писатель Платон Николаевич Краснов (был женат на тётке Александра Блока писательнице Екатерине Бекетовой-Красновой.

В 1880 году Пётр Краснов поступил в 1-ю Петербургскую гимназию. Из 5-го класса перевёлся в 5-й класс Александровского кадетского корпуса, который окончил вице-унтер-офицером и поступил в Первое военное Павловское училище. Окончил его 5 декабря 1888 года первым в выпуске с занесением его имени золотыми буквами на мраморной доске.
Довоенная служба

В августе 1889 года выпущен хорунжим в комплект донских казачьих полков с прикомандированием к Лейб-Гвардии Атаманскому полку. В 1890 году зачислен в Лейб-гвардии Атаманский Полк;[3] в 1892 году поступил в Академию Генерального штаба, но через год по собственному желанию вернулся в свой полк. По Высочайшему повелению в 1897 году был начальником конвоя дипломатической миссии в Аддис-Абебу (Абиссиния). В 1901 году командирован военным министром на Дальний Восток для изучения быта Манчжурии, Китая, Японии и Индии.

С 1891 года писал беллетристику и статьи по военной теории.

В 1896 году женился на Лидии Фёдоровне Красновой, урождённой Грюнайзен.

Во время боксёрского восстания в Китае и русско-японской войны — военный корреспондент. Сотрудничал в журналах «Военный инвалид», «Разведчик», «Вестник русской конницы» и многих других.

В 1909 году окончил Офицерскую кавалерийскую школу, а в 1910 году был произведён в полковники, командовал 1-м Сибирским казачьим Ермака Тимофеева полком на границе с Китаем, в городе Джаркенте Семиреченской области. С октября 1913 года — командир 10-го Донского казачьего генерала Луковкина полка, стоявшего на границе с Австро-Венгрией, во главе которого вступил в Первую мировую войну.
Первая мировая война

В первые же недели Первой мировой войны отличился, получив Георгиевское оружие

…за то, что в бою 1-го августа 1914 года у гор[ода] Любича личным примером, под огнём противника, увлекая спешенные сотни своего полка, выбил неприятеля из железнодорожной станции, занял её, взорвал железнодорожный мост и уничтожил станционные постройки.

В ноябре 1914 года был произведён в генерал-майоры и назначен командиром 1-й бригады (в составе 9-го и родного 10-го полков) 1-й Донской казачьей дивизии.

С мая 1915 года — командир 3-й бригады Кавказской туземной конной дивизии. Командуя горцами получил за боевые отличия орден св. Георгия четвёртой степени

…за выдающееся мужество и храбрость, проявленные им в бою 29-го мая 1915 г. у м[естечка] Залещики и с[ела] Жожавы на р[еке] Днестре, где, умело предводительствуя [3-й] бригадой Кавказской туземной коннной дивизии с приданными к ней ополченскими частями и Конной Заамурской пограничной бригадой, находясь под сильным огнем и при сильном натиске австр[о]-германской дивизии Генерала германской службы Кайзера, он, видя потерю нашими войсками части позиции, вызвавшую неизбежность отступления по всему фронту, для выручки своих от грозившей им опасности, лично предводительствуя 3 и 4 Заамурскими конными полками, произвел блистательую атаку на нерасстроенную пехоту противника, увенчавшуюся полным успехом, причем было изрублено более 500 человек и взято в плен 100 человек.

С июля 1915 года — начальник 3-й Донской казачьей дивизии, с сентября — начальник 2-й Сводной казачьей дивизии.

В конце мая 1916 года дивизия Краснова одна из первых начала Луцкий прорыв армий Юго-Западного фронта (Брусиловский прорыв). 26 мая 1916 года в бою у Вульки-Галузинской тяжело ранен пулей в ногу.
События революции и Гражданской войны

После февральской революции Краснов в политике участия не принимал и продолжал службу в своей части. В июне 1917 года был назначен начальником 1-й Кубанской казачьей дивизии, в сентябре — командующим 3-м конным корпусом, был произведен в генерал-лейтенанты. Был арестован в ходе Корниловского выступления по прибытии в Псков комиссаром Северного фронта, но затем освобождён[4].

После захвата большевиками власти в Петрограде по приказу А. Ф. Керенского двинул части корпуса в количестве 700 человек на Петроград. 27 октября (9 ноября) эти части заняли Гатчину, 28 октября (10 ноября) — Царское Село, выйдя на ближайшие подступы к столице. Но, так и не получив подкреплений, ввиду крайней малочисленности своих сил, Краснов заключил перемирие с большевиками, которые, нарушив его условия, вошли в Царское Село, окружили и разоружили казаков[5]. Сам Краснов был под честное слово не воевать с большевиками отпущен на свободу и уехал на Дон, где продолжил антибольшевистскую борьбу, возглавив в марте 1918 года сопротивление казаков[6][7].

К маю 1918 года Донская армия Краснова заняла территорию Области Войска Донского, выбив оттуда части РККА, а сам он 16 мая 1918 года был избран атаманом Донского казачества. Сделав ставку на Германию, опираясь на её поддержку и не подчиняясь А. И. Деникину, по-прежнему ориентировавшемуся на «союзников», он, во главе Донской армии, развернул борьбу с большевиками. Краснов отменил принятые декреты Советской власти и Временного правительства и создал Донскую республику, которую он впоследствии планировал сделать самостоятельным государством.

Большой Войсковой Круг, созванный в августе 1918 года, произвёл атамана Краснова в генералы от кавалерии и наделил его диктаторскими полномочиями.

Германия признала Донскую республику и контролировала действия Краснова. Между тем, это вызвало разлад в отношениях с Добровольческой армией, в которой его считали сепаратистом, обвиняли в связях с немцами и отказывались помочь в борьбе с большевиками. Такие же взгляды разделяли и представители Антанты.

Всё это привело к тому, что после поражения Германии в Первой мировой войне Донская армия в ноябре 1918 года оказалась на краю гибели, и Краснов был вынужден принять решение об объединении с Добровольческой армией под командованием А. И. Деникина. Вскоре сам Краснов под нажимом Деникина 15 февраля 1919 года вынужден был уйти в отставку и уехать в Северо-Западную армию Юденича, базировавшуюся в Эстонии, где возглавлял армейскую газету «Приневский край», редактируемую Александром Куприным.[8]
Краснов как предполагаемый «генерал Харьков»
См. также: Генерал Харьков

По мнению М. Кеттле, скорее всего, именно Краснова имел в виду под «генералом Харьковым» в своей многократной оговорке премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж, заявивший 16 апреля 1919 года, что «мы должны оказать всемерную помощь адмиралу Колчаку, генералу Деникину и генералу Харькову». Когда первый раз Ллойд-Джордж упомянул этого мифического генерала, генерал Краснов был ещё у власти. Однако упоминания Харькова продолжились и после того, как Краснов был смещен со своего поста[9].
В эмиграции

Эмигрировал в 1920 году. Жил в Германии, под Мюнхеном, а с ноября 1923 года — во Франции. Активно занимался политической деятельностью, сотрудничал с Великим князем Николаем Николаевичем, Русским общевоинским союзом и другими русскими белоэмигрантскими организациями[10].

В эмиграции Краснов продолжал борьбу против большевиков, был одним из основателей «Братства Русской Правды» — организации, занимавшейся подпольной работой в советской России. В эмиграции П. Н. Краснов много писал. Его воспоминания и исторические романы — всего их было написано более 20-ти — издавались на русском, английском, французском, немецком и других европейских языках.

С 1936 года проживал в Германии, имел германский паспорт. Гражданином Советской России никогда не был, легитимность власти большевиков в России не признавал. В одном из писем 1940 года Краснов писал: «…Казаки и казачьи войска как автономные самоуправляемые Атаманами и Кругом области могут быть лишь тогда, когда будет Россия. Значит, все наши помыслы, устремления и работа должны быть направлены к тому, чтобы на месте СССР — явилась Россия».
Супруги Красновы в Бад-Наухайме, 1930-е гг.

В своей статье «Казачья „самостийность“» Краснов отмечал:

«…Не о самостоятельности и какой-то фантастической жизни вне России мыслят в крепких головах своих казаки, а о том, чтобы снова „явился в России Державный Венценосец, могущий умиротворить и внедрить правду и порядок на Святой Руси“…»[11]

Во время Второй мировой войны

В первый день начала Германией военных действий против СССР Краснов обратился с воззванием:

Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих Русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Хитлеру! Пусть совершат они то, что сделали для Пруссии Русские и Император Александр I в 1813 г."[12][13]

С сентября 1943 года Краснов — начальник Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Германии (нем. Reichsministerium für die besetzten Ostgebiete), участвовал в создании «Казачьего стана».

В мае 1945 года находился в Казачьем стане и был захвачен англичанами. В городе Лиенце (Австрия) 28 мая 1945 года вместе с 2,4 тысячами казачьих офицеров был выдан британским командованием советской военной администрации. Этапирован в Москву, где содержался в Бутырской тюрьме.

Военная коллегия Верховного суда СССР объявила решение о казни Краснова, Краснова С. Н., Шкуро, Султан-Гирея Клыча, фон Паннвица, обоснование: «…вели посредством сформированных ими белогвардейских отрядов вооружённую борьбу против Советского Союза и проводили активную шпионско-диверсионную и террористическую деятельность против СССР».

Краснов и другие были повешены в Лефортовской тюрьме 16 января 1947 года[14][15].
Память

В 1994 году фон Паннвицу, А. Г. Шкуро, П. Н. Краснову, Султан-Гирею Клычу, Т. Н. Доманову и др. в Москве на территории храма Всех Святых был установлен памятник «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество» [3] у храма Всех Святых. 8 мая 2007 года, в преддверии Дня Победы, мраморная плита была разбита[16][17]. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Вандализм».

4 августа 2006 года в станице Еланской Шолоховского района Ростовской области состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса, посвященного памяти донских казаков, погибших в борьбе с большевиками, в том числе на стороне Гитлера. В центре мемориала стоит большая бронзовая фигура последнего атамана Донского войска Петра Николаевича Краснова. На открытии мемориала присутствовали официальные члены администрации Ростовской области, деятели Русской Православной Церкви, множество казаков, в том числе ветераны казачьих частей вермахта. 30 июля 2008 года прокуратурой Шолоховского района по запросу коммуниста депутата Государственной Думы Н. В. Коломейцева возбуждено административное дело по факту установки данного памятника[18]. По мнению прокуратуры, основанием к сносу данного памятника является то, что данные скульптурные объекты являются объектами недвижимости и их установка требует разрешения, а также то, что данный мемориал восхваляет проявление фашизма.

В декабре 2010 года Русским Фронтом Освобождения Память был проведен пикет в защиту памятника Краснову.
Попытка реабилитации

Националистические и монархические организации, как в России, так и за рубежом, неоднократно обращались в государственные органы России с просьбами о реабилитации отдельных русских коллаборационистов[19][20].

В соответствии с заключениями Главной военной прокуратуры об отказе в их реабилитации определениями Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1997 года граждане Германии Краснов П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирей Клыч, Краснов С. Н. и Доманов Т. И. признаны обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации, о чём уведомлены все инициаторы обращений по вопросу реабилитации указанных лиц.

17 января 2008 года атаман донских казаков, депутат Государственной Думы от «Единой России» Виктор Водолацкий подписал указ о создании рабочей группы по реабилитации Петра Краснова в связи с поступившим запросом от организации «Казачье зарубежье»[21][22]. 28 января 2008 года совет атаманов организации «Всевеликое войско донское» принял решение, в котором отмечалось: «…исторические факты свидетельствуют о том, что активный борец с большевиками в годы Гражданской войны, писатель и публицист П. Н. Краснов в годы Великой Отечественной войны сотрудничал с фашистской Германией; <…> Придавая исключительную важность вышеизложенному, Совет атаманов решил: отказать в ходатайстве некоммерческому фонду „Казачье зарубежье“ в решении вопроса о политической реабилитации П. Н. Краснова»[21]. Сам Виктор Водолацкий подчеркнул: «факт его сотрудничества с Гитлером в годы войны делает совершенно неприемлемой для нас идею его реабилитации»[21].

Реабилитация Краснова встречает поддержку у Б. В. Соколова представителя либерального течения[23].

Имеется иная трактовка вопроса реабилитации П. Н. Краснова — в 1992 году Конституционный суд, разбирая дело КПСС, принял официальное постановление об отмене всех репрессивных приговоров, которые были вынесены партийными органами — в случае с Красновым приговору Военной коллегии Верховного суда предшествовало постановление Политбюро ЦК ВКП(б); то есть принимал решение о вынесении смертного приговора Политбюро ЦК ВКП(б), а затем этот смертный приговор дублировался в заседании Военной коллегии Верховного суда. Историк Кирилл Александров, исходя из этого, считает, что реабилитация Краснова уже состоялась[24][25].

Историк Кирилл Александров обратил внимание на абсурдность самой постановки вопроса о реабилитации в Российской Федерации, которая считает себя правопреемницей Советской России, Петра Краснова — Краснов был сознательным и активным врагом советского государства всю историю его существования, никогда не отрицал своего негативного отношения к нему и своих действий, направленных на разрушение этого государства. Реабилитация такого деятеля юридически невозможна и, по мнению историка, кощунственно даже поднимать такой вопрос. Реабилитация Краснова и подобных ему сознательных врагов советской власти станет возможна только тогда, когда в Российской Федерации будет дана юридическая оценка всем тем преступлениям, которые совершили большевики, начиная с 25 октября 1917 года, считает учёный[25].
Литературная деятельность

Автор воспоминаний: «На внутреннем фронте», «Всевеликое войско Донское» (Архив Русской Революции. Т. V. С. 191—321); «Русско-японская война» (описание сражения при Тюренчене) многочисленных статей, опубликованных главным образом в журналах «Часовой» и «Русский инвалид», а также многочисленных романов.

Роман-эпопея «От двуглавого орла к красному знамени» повествует об истории русского общества, и прежде всего Русской Императорской армии, на протяжении более четверти века — с 1894 по 1922 годы. В эти годы Россию потрясли три войны и три революции. Эти драматические события нашли отражение в судьбе главного героя романа — Александра Саблина, с которым читатель проходит путь от корнета до генерала, от событий беспечной юности до гибели в застенках ЧК.

Роман имел успех, выдержал три издания (2-е издание 1922 года было существенно исправлено автором) и был переведён на 12 языков[26].

В 1921—1943 годах Краснов опубликовал 41 книгу: однотомные и многотомные романы, четыре сборника рассказов и два тома воспоминаний.

Структура произведений Краснова про­ста, они развлекательно и размашисто написаны, обращены к массовому читателю.

— Вольфганг Казак

Сочинения

Ваграм. Очерки и рассказы из военной жизни. СПб., 1898.
Казаки в Африке, 2-е изд. — 1909 (о своём путешествии в Абиссинию в качестве начальника конвоя Российской императорской мис­сии)
Год войны. — 1905 (о своём участии в русско-японской войне)
В житейском море. — Paris, 1915
Фарфоровый кролик и Волшебная песня, 1915 (две повести о молодых офицерах)
От двуглавого орла к красному знамени. В 4-х кн.— Berlin, 1921—1922
Амазонка пустыни. — Berlin, 1922
На внутреннем фронте // Архив русской революции. — Berlin. — 1922. — № 1 (воспоминания о Гражданской войне)
Опавшие листья. — Berlin, 1923
Понять — простить. — Berlin, 1924 (продолжение романа «Опавшие листья»)
Единая — неделимая. — Berlin, 1925 (исторический роман)
Всё про­ходит. В 2 кн. — Berlin, 1926
Белая Свитка. — Berlin, 1928
Мантык, охотник на львов. — Paris, 1928 (повесть для юношества)
Трилогия о русской интеллигенции (время действия 1911—1931):
Largo. — Paris, 1928
Выпашь. — Paris, 1931
Подвиг. В 2 кн. — Paris, 1932 (роман кончается утопией об освобождении России от большевиков)
Ненависть. — 1930 (роман о жизни русского общества до Первой мировой войны)
Цесаревна 1709—1762. — Paris, 1933 (исторический роман)
Екатерина Великая. — Paris, 1935 (исторический роман)
С Ермаком на Сибирь. — 1935
Домой. — 1936
Цареубийцы. — Paris, 1938 (исторический роман)
Ложь. — Paris, 1936 (пропагандистский роман об СССР)
На рубеже Китая. — Paris, 1939
Павлоны. — Paris, 1943.
За чертополохом
Казачья «самостийность»

Современные издания

Пётр Краснов. Сочинения: В 2 кн. — М.: Интелвак, 2000.
За веру, царя и Отечество. — М.: Лествица, 2005
Атаман. — М.: Вагриус, 2006. — ISBN 5-9697-0156-4
Воспоминания о Русской императорской армии. — М.: Айрис-Пресс, 2006. — ISBN 5-8112-2169-X
История донского казачества. Очерки истории Войска Донского. — М.: Эксмо, 2006
История войска Донского. — М.: Вече, 2007
Вложения
Краснов П.Н.d.jpg
Краснов П.Н.d.jpg (56.54 КБ) 2420 просмотров

Ответить

Вернуться в «ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей