Кто из исследователей и историков Гражданской войны не знает Лазарева Романа Григорьевича, полковника Донской Армии? Кто из казаков не знает его? Именно о нём Петр Николаевич Краснов говорил «Беспутный, но милый моему сердцу Роман». Или вот высказывание сослуживцев: «В бою незаменим, в тылу невыносим». – Это всё Роман Лазарев, уроженец станицы Усть-Белокалитвенской, человек отчаянной смелости, Кавалер Ордена Святого Георгия 4 степени, кавалер Георгиевского оружия, орденов Святой Анны 4-й и 3-й степени, ордена Святого Станислава 3-й степени, соратник В.М. Чернецова, участник Ледяного похода и бесстрашный участник гражданской войны на Дону. Геройский и отважный в бою, он был жутким дебоширом вне службы, что и привело его к гибели, когда уже в Крыму, будучи смертельно пьяным, он в беспамятстве подрался с извозчиком и убил его. За что военно-полевым судом был приговорён к расстрелу и тут же, по окончании суда, приговор был приведен в исполнение.
Но мало кто знает, что у Романа Григорьевича был младший брат Владимир – кадет Донского кадетского корпуса, который вместе с корпусом был эвакуирован вначале в Константинополь, а потом в Белград, где он его успешно и закончил. Владимир Григорьевич был очень одарённым человеком и великолепным наездником.
В 30-е годы он, с группой казаков-джигитов, работает в Марокко, затем - танцором в казачьем хоре Н.Ф. Кострюкова (Платовский хор). Его примечает С.А. Жаров и приглашает к себе. С хором донских казаков под управлением Жарова В.Г.Лазарев объезжает весь мир. После Второй мировой войны казаков вновь разбрасывает по всему миру, и Владимир Григорьевич попадает в Нью-Йорк, где вначале выступает в ансамбле «Балалайка», а затем – в известной на весь мир танцевальной группе Джамала Тамахея.
И всё это время он, помимо своей профессиональной деятельности, занимается собиранием казачьих реликвий, тратя на это практически все заработанные деньги. Многие его в этом упрекали, т.к. он частенько, чтобы купить ту или иную казачью святыню, залезал в долги и потом, отдавая долг, сам жил впроголодь. Но на все упрёки он отвечал одно: когда большевизм сгинет, нас уже не будет, а собранное станет напоминанием о нас, о нашей жизни, о тех казаках, коими должны стать те, кто будет искалечен большевизмом.
И ещё он вначале рисовал, а затем писал картины, неоднократно выставляясь на выставках Вашингтон-сквер-парка. Но однажды случилась беда – дом, в котором жил Владимир Григорьевич охватил пожар и все, им собранное, сгорело… Остались лишь его картины, бОльшая часть которых размещалась у него в мастерской.
После смерти Лазарева В.Г. все его картины были по завещанию перевезены на хранение в Казачий комитет г. Холуэлла, где они находились до 1991 года. И уже в 90-х они, в количестве 86 картин, были переданы в дар Музею истории донского казачества в Новочеркасске.
Всего этого о Лазареве В.Г. я не знал. Узнал об этом я буквально на днях, из разговора с Кэвином Грином, который на прошлой неделе позвонил мне из Германии, где он работает. Он рассказал эту историю и причину своего обращения ко мне.
Оказывается, он уже давно следит за работой нашего Мемориала и осуществлял сбор средств на Часовню среди своих друзей – потомков казачьих и русских эмигрантов. Сейчас же решил издать альбом, в котором хотел бы разместить картины В.Г. Лазарева, но, обратившись в Новочеркасский музей за фотокопиями, получил отказ, и попросил меня посодействовать в том, чтобы получить фото картин. Мать Кэвина – донская казачка и была очень дружна с Владимиром Григорьевичем и в знак памяти об этой дружбе, г-н Грин и решил издать этот альбом.
Я начал интересоваться судьбой этих картин через своих знакомых и выяснил следующее. Действительно, все эти картины были переданы в дар Новочеркасскому музею истории казачества. Переданные в 90-е годы, они, в основной массе, до сих пор(!) находятся в свернутом состоянии без подрамников, что уже само по себе дико!
Часть картин, около десятка, в 2005 году всё-таки натянули на подрамники и выставили в Музее Белой Калитвы. Добивался этой выставки и потом её организовывал директор музея Матвеев И.О. После проведения выставки картины забрали назад. И, как ни бился впоследствии Матвеев по поводу постоянной экспозиции на родине художника - так её и не разрешили. Они так и продолжают лежать в запасниках музея, свернутыми в рулоны. За истекшее время белокалитвенцы не раз обращались с просьбой передать в их музей картины, или, на крайний случай, провести полную выставку работ казачьего художника-самородка Лазарева В.Г., но все их усилия оказались тщетны.
И вот здесь я вспомнил последнее своё посещение Новочеркасского музея истории казачества, где на втором, абсолютно пустом, этаже была размещена детская выставка сказочных персонажей. Конечно же, я не против подобных выставок, но почему они должны проходить в Центральном Историческом музее казачества, а не в каком-либо Доме культуры?!
И почему, вместо всех этих кукол на втором этаже музея не разместить картины, которые были переданы казаками из Зарубежья, не для их безобразного хранения в подвале, а для ознакомления с творчеством Лазарева В.Г., его судьбой, так схожей с судьбами тысяч таких же казаков, вынужденных покинуть свою Родину?!
И вновь невольно всплывает вопрос совести. Есть ли она у тех, кто так относится к нашему наследию? Так бездушно, как к хламу, относится к тщательно сохраненному и переданному предками, но сваленному всё в подвал потомками!
Один из посетителей музея в Белой Калитве, когда проходила выставка, сделал несколько фотографий, они внизу – вот и всё, что можно сейчас видеть из творчества талантливого казака В.Г. Лазарева.
Ну а по судьбе картин, скорее всего, придется ехать в Музей и обстоятельно прояснять этот вопрос с его руководством.
P.s. Впечатление одного из посетителей музея о картине «На убой» (см. последнюю фотографию): «Люди, подходящие к этой картине не могли сдержать слёз и многие плакали. Сюжет картины был так силён, что было просто физически больно смотреть, как крестьянин, видно, уже полностью обедневший, решил убить свою кормилицу, которая, смиренно стоя и понимая происходящее, плакала вместе со своим хозяином».
Но мало кто знает, что у Романа Григорьевича был младший брат Владимир – кадет Донского кадетского корпуса, который вместе с корпусом был эвакуирован вначале в Константинополь, а потом в Белград, где он его успешно и закончил. Владимир Григорьевич был очень одарённым человеком и великолепным наездником.
В 30-е годы он, с группой казаков-джигитов, работает в Марокко, затем - танцором в казачьем хоре Н.Ф. Кострюкова (Платовский хор). Его примечает С.А. Жаров и приглашает к себе. С хором донских казаков под управлением Жарова В.Г.Лазарев объезжает весь мир. После Второй мировой войны казаков вновь разбрасывает по всему миру, и Владимир Григорьевич попадает в Нью-Йорк, где вначале выступает в ансамбле «Балалайка», а затем – в известной на весь мир танцевальной группе Джамала Тамахея.
И всё это время он, помимо своей профессиональной деятельности, занимается собиранием казачьих реликвий, тратя на это практически все заработанные деньги. Многие его в этом упрекали, т.к. он частенько, чтобы купить ту или иную казачью святыню, залезал в долги и потом, отдавая долг, сам жил впроголодь. Но на все упрёки он отвечал одно: когда большевизм сгинет, нас уже не будет, а собранное станет напоминанием о нас, о нашей жизни, о тех казаках, коими должны стать те, кто будет искалечен большевизмом.
И ещё он вначале рисовал, а затем писал картины, неоднократно выставляясь на выставках Вашингтон-сквер-парка. Но однажды случилась беда – дом, в котором жил Владимир Григорьевич охватил пожар и все, им собранное, сгорело… Остались лишь его картины, бОльшая часть которых размещалась у него в мастерской.
После смерти Лазарева В.Г. все его картины были по завещанию перевезены на хранение в Казачий комитет г. Холуэлла, где они находились до 1991 года. И уже в 90-х они, в количестве 86 картин, были переданы в дар Музею истории донского казачества в Новочеркасске.
Всего этого о Лазареве В.Г. я не знал. Узнал об этом я буквально на днях, из разговора с Кэвином Грином, который на прошлой неделе позвонил мне из Германии, где он работает. Он рассказал эту историю и причину своего обращения ко мне.
Оказывается, он уже давно следит за работой нашего Мемориала и осуществлял сбор средств на Часовню среди своих друзей – потомков казачьих и русских эмигрантов. Сейчас же решил издать альбом, в котором хотел бы разместить картины В.Г. Лазарева, но, обратившись в Новочеркасский музей за фотокопиями, получил отказ, и попросил меня посодействовать в том, чтобы получить фото картин. Мать Кэвина – донская казачка и была очень дружна с Владимиром Григорьевичем и в знак памяти об этой дружбе, г-н Грин и решил издать этот альбом.
Я начал интересоваться судьбой этих картин через своих знакомых и выяснил следующее. Действительно, все эти картины были переданы в дар Новочеркасскому музею истории казачества. Переданные в 90-е годы, они, в основной массе, до сих пор(!) находятся в свернутом состоянии без подрамников, что уже само по себе дико!
Часть картин, около десятка, в 2005 году всё-таки натянули на подрамники и выставили в Музее Белой Калитвы. Добивался этой выставки и потом её организовывал директор музея Матвеев И.О. После проведения выставки картины забрали назад. И, как ни бился впоследствии Матвеев по поводу постоянной экспозиции на родине художника - так её и не разрешили. Они так и продолжают лежать в запасниках музея, свернутыми в рулоны. За истекшее время белокалитвенцы не раз обращались с просьбой передать в их музей картины, или, на крайний случай, провести полную выставку работ казачьего художника-самородка Лазарева В.Г., но все их усилия оказались тщетны.
И вот здесь я вспомнил последнее своё посещение Новочеркасского музея истории казачества, где на втором, абсолютно пустом, этаже была размещена детская выставка сказочных персонажей. Конечно же, я не против подобных выставок, но почему они должны проходить в Центральном Историческом музее казачества, а не в каком-либо Доме культуры?!
И почему, вместо всех этих кукол на втором этаже музея не разместить картины, которые были переданы казаками из Зарубежья, не для их безобразного хранения в подвале, а для ознакомления с творчеством Лазарева В.Г., его судьбой, так схожей с судьбами тысяч таких же казаков, вынужденных покинуть свою Родину?!
И вновь невольно всплывает вопрос совести. Есть ли она у тех, кто так относится к нашему наследию? Так бездушно, как к хламу, относится к тщательно сохраненному и переданному предками, но сваленному всё в подвал потомками!
Один из посетителей музея в Белой Калитве, когда проходила выставка, сделал несколько фотографий, они внизу – вот и всё, что можно сейчас видеть из творчества талантливого казака В.Г. Лазарева.
Ну а по судьбе картин, скорее всего, придется ехать в Музей и обстоятельно прояснять этот вопрос с его руководством.
P.s. Впечатление одного из посетителей музея о картине «На убой» (см. последнюю фотографию): «Люди, подходящие к этой картине не могли сдержать слёз и многие плакали. Сюжет картины был так силён, что было просто физически больно смотреть, как крестьянин, видно, уже полностью обедневший, решил убить свою кормилицу, которая, смиренно стоя и понимая происходящее, плакала вместе со своим хозяином».
Роман Григорьевич Лазарев, брат Владимира Григорьевича.
Выставка кукол в залах второго этажа Музея истории Донского казачества в Новочеркасске.
Работы художника, казака Владимира Григорьевича Лазарева.