Поиск по форуму


В РФ создано Агентство по делам национальностей (АДН)

Ответить
НиколайН
Сообщения: 405
Зарегистрирован: 08 июн 2013, 15:16
Контактная информация:

В РФ создано Агентство по делам национальностей (АДН)

Сообщение НиколайН »

МЕЖНАЦСПЕЦНАЗ

Делами национальностей в России займется ветеран группы «Альфа»

Изображение

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев проводит встречу с главой Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым.

Минувший четверг ознаменовался развязкой одной из кадровых интриг последних недель. В очередной раз возродившимся федеральным межнациональным ведомством — Агентством по делам национальностей (АДН) — будет руководить Игорь Баринов, заместитель главы думского комитета по обороне, в прошлом командир подразделения группы «Альфа». Эксперты «Ленты.ру» в связи с назначением предполагают, что перед обновленной структурой встанут принципиально новые задачи.

Превентивный характер мер Кремля, к числу которых следует отнести создание специализированного федерального агентства, подчеркивает и президент Центра политических технологий Георгий Чижов: «Российское руководство пытается, оглядываясь в первую очередь на опыт Украины, заранее подстелить соломки и подстраховаться на потенциально наиболее опасных направлениях. Межнациональные отношения — это как раз одна из тем, которые могут неожиданно взорваться и дать цепную реакцию. Один конфликт — и может возникнуть ситуация с эффектом домино».

Сам Игорь Баринов уже успел обозначить свои приоритеты. «Считаю, что в национальной политике все взаимосвязано: и миграционные процессы, и экстремизм, и вопросы идентичности многонационального российского народа. Все эти вопросы надо решать комплексно», — приводит слова главы Агентства по делам национальностей ТАСС. Опору, по мнению главы АДН, следует искать в многовековом успешном опыте национальной политики, накопленном Россией, но с учетом современных реалий.

Читать полностью >>> http://lenta.ru/articles/2015/04/03/barinov/

Аватара пользователя
Мелихов
Сообщения: 1382
Зарегистрирован: 09 июн 2013, 19:09
Контактная информация:

Re: В РФ создано Агентство по делам национальностей (АДН)

Сообщение Мелихов »

В минувшее воскресенье в Московском доме национальностей объединение “Казарла» проводило семинар на тему «Казаки в 1920-1930-х годах и во Второй мировой войне».
Меня пригласили сделать доклад о судьбах и деятельности казаков этого периода в Зарубежье.
Для тех, кому интересна данная тема, привожу текст доклада ниже
.


***

Заявленная для обсуждения тема «Казаки в 1920-30-е годы и в период Второй мировой войны», несмотря на имеющийся сегодня огромный фактологический и архивный материал, продолжает оставаться не столько мало изученной, сколько мало осмысленной. А вследствие чего, порой делаются довольно примитивные или идеологизированные суждения и выстроенные на их базе не совсем объективные выводы.

История любого народа (как его героические, так и его трагические моменты), дает возможность его потомкам не только делать верные выводы и впоследствии им следовать, но в большей мере определять вектор своего развития – либо по пути эволюции и наибольшего своего процветания, с учетом полученного опыта и недопущения уже пройденных ошибок, либо по пути деградации и последующего исчезновения, если эти ошибки не исключены.

Это касается и истории казаков. Выбранный вектор развития определит его будущее. И каковым оно будет, в большей степени зависит не от внешних факторов, а от внутреннего качества самого народа – его исторической памяти, интеллектуальной внутренней среды, её ответственности, воли и мужества.

Пересказывать историю казаков в 20-е, 30-е годы, в том числе и в период Второй Мировой войны в полном объеме, со всеми (даже только крупными) событиями из жизни нашего народа в данный период, на мой взгляд, нет никакого смысла. Во-первых, это уже предметно изучено и общедоступно. Желающие могут данную информацию прочесть в сотнях книг и публикаций. Во-вторых, история – это не только перечисление событий и фактов, но, в большей степени, необходимые выводы. Вот именно на них я и хотел бы остановиться.
Одним из основных документов, ярко и недвусмысленно определяющих отношение советской власти к казакам является не столько циркулярное письмо Троцкого и последующие на его основе директивы, приказы, инструкции, сколько записка в ЦК РКП(б) от члена Донского ревкома И.И. Рейнгольда.

В которой, среди всего прочего, он пишет: «Бесспорно, принципиальный наш взгляд на казаков, как на элемент, чуждый коммунизму и советской идее, правилен. Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и всяческое заигрывание с казачеством.»

Вначале необходимо сделать вывод по главному вопросу : почему член ревкома, как и вся советская власть, чётко определили для себя казаков, как народ, подлежащий уничтожению? Ведь ни по одному другому народу подобных ни директив, ни записок – нет. Нет подобного по финам, полякам, которые вышли из совдепии, сразу же при захвате власти большевиками; нет подобного и по другим народам бывшей Российской Империи, где советская власть устанавливалась на штыках красногвардейцев и крови местного населения.

Связано ли это с воинской казачьей культурой? – Отчасти. Но это не главное. У горских народов воинский дух был не меньше. А поляки вообще, встав на защиту своего Отечества, смогли успешно победить Красную Армию, только благодаря национальному единству внутри польского народа.
Связано ли это с культурой этнической? – тоже нет, т.к. многие народы Российской Империи национально были намного сильней изолированы от России и более национально сплочены, чем казаки.
Может быть, независимое и самостоятельное хозяйствование на земле - понудило большевиков уничтожать казаков? – так тоже нет, т.к. к тому времени многие крестьяне тоже были самостоятельны. А Сибирь Дальний Восток, Поморье – вообще практически не знали крепостного права, как и казаки, однако, в отношении них тоже ничего подобного не было.

Тогда почему? На мой взгляд, основанием для геноцида явились две причины:

1. Это присущая только казакам, самостоятельно выработанная и действующая на протяжении многих веков политическая культура.
Согласно которой, даже после петровских указов о назначении наказных Атаманов, внутренняя жизнь Войска осуществлялась через исторически сложившуюся политическую систему выборов окружных, станичных, хуторских Атаманов. Эта система позволяла осуществлять отбор лучших среди равных и предоставлять им полномочия и власть, и, тем самым, создавать и сохранять свободу личности, подтвержденную висящей на стене своего куреня шашкой.

И самое главное – у казаков был государственный склад ума, позволявший определять этих лучших, знать критерии, по которым эти лучшие распознавались. Всё это шло в полное противоречие с большевистской доктриной о диктатуре пролетариата и формированию на её базе системы власти.
Они прекрасно понимали, что казаки – этот тот самый народ, который ни при каких условиях эту систему формирования власти не примет и будет отстаивать свою, до последней капли крови. И именно поэтому они должны быть уничтожены.

2. Вторая причина – это, разумеется, положение казачьих земель и их экономический потенциал. И в первую очередь – хлеб, который для нарождающейся советской власти являлся основным инструментом покорения всего российского народа. Вводя монополию на хлеб, вводилась система зависимости человеческой жизни от лояльности к Советской власти. Не лоялен – нет карточки – нет хлеба – смерть.
Из этих двух причин для нас наиболее важной является первая. Так как именно она являлась основной ценностью нашего народа и именно она способствовала формированию и мировоззрения, и жизненного уклада, и вообще, всего облика народа.

И если оставшиеся в живых казаки, находясь на советской территории, ставили перед собой исключительно цель выжить, приспособиться и каким-то образом избежать репрессий, то в Зарубежье картина была совершенно иной.
Если в Советской России казаков старших возрастов уничтожали и выселяли, а молодым насильственно меняли национальное мировоззрение на интернациональное , то в Зарубежье и пожилые и молодые казаки, причём не одним поколением, осуществляли анализ причин поражения в Гражданской войне и выстраивали планы на будущее. И среди рассматриваемых вопросов главным всегда был один: что должны делать казаки на своей земле после падения большевизма? А в том, что он падёт – никто не сомневался. Спектр мнений был довольно обширен. И чтобы понять истоки этих мнений, суждений, и впоследствии предложений, нужно понять, как была устроена казачья жизнь в Зарубежье.


Вначале это были всем привычные и естественные для казаков Войсковые структуры, порой со своим, еще существовавшим на тот момент, правительством. Как, например, Всевеликое войско Донское за Рубежом, Атаманом которого являлся Багаевский Африкан Петрович, а председателем Донского правительства – Мельников Николай Михайлович (с 1922 по 1934 гг.).

Однако, вести полноценную жизнь Войском, как это было у себя в областях, в Зарубежье было, естественно, невозможно.
Продолжая фактически оставаться правоприемниками ранее созданных казачьих республик, и соединяя вокруг себя подавляющую часть эмигрировавших казаков, Войсковые структуры не могли решить все те вопросы, которые возникли перед казаками. Вследствие чего стали создаваться иные казачьи организации: по территориальному признаку, по профессиональному, по полковому объединению, и, безусловно, по мировоззренческим установкам. Назову лишь небольшую их часть:

- Общеказачий Сельскохозяйственный Союз, Союз Казаков-комбатантов, Объединение Лейб-Гвардии Казачьего Его Императорского Величества полка и Атаманского полка, Лига возрождения казачества, Совет казачьего Центра Союза Младороссов, Союз Казаков, окончивших высшие учебные заведения, Общество Донских Монархистов и множество других. Параллельно, объединениям общевойсковых структур в осуществлении общих целей создается Объединенный Совет Дона, Кубани и Терека, а позже – Казачий Союз.

Этот, только краткий перечень не всех названных организаций, созданных казаками, показывает, что, несмотря на огромные трудности, казаки стремились продолжить тот образ жизни, который они вели у себя на Родине. Сохраняя войсковые структуры, они создавали новые, дополняющие их и адаптирующие их же к новым условиям, сохраняя свой традиционный принцип казачьего строя, где каждый должен был занять своё место. И где первый равен последним в строю.

Разумеется, существовать долго они не могли вне своего Отечества, вне реальной деятельности на своей земле, вне самого главного, что в тех условиях могло только декларироваться – устройство добротной жизни на казачьих землях. Поэтому активность практической деятельности всех вышеназванных структур постепенно снижалась. Но по мере снижения практической деятельности, деятельность политическая, мировоззренческая, наоборот, развивалась всё больше и больше.

И здесь важным моментом является создание в Зарубежье Вольно-Казачьего Движения и взаимоотношений их с войсковыми структурами.
При общем таком названии, сказать о том, что оно было едино и тем более монолитно – нельзя. Внутри данного Движения были также серьезные противоречия и расколы, доводящие казаков, участвующих в них, не только до взаимных упреков, но и до серьезных столкновений.

Первое объединение казаков, где начали вырабатываться основы вольно-казачьей идеологии, было создано еще в Константинополе в 1920 году, сразу же после эвакуации, и называлось оно «Союзом Возрождения Казачества», которое впоследствии уже в Европе распалось на три:
- Союз единства казачества – председатель Бадьма Уланов;
- Союз сохранения казачества – председатель Скачков;
-Союз вольного казачества
– основателями которого стали полк. М.Ф. Фролов, ген.-майор Исаак Федорович Быкадоров (ВВД), ген-лейт. Терентий Михайлович Стариков (ВВД) и Игнат Архипович Билый (ККВ).

Если первые две организации вели себя не очень активно и к началу 30-х годов практически перестали существовать, то «Союз Вольного Казачества» вел довольно активную деятельность и имел свои печатные издания.

Что являлось основой Вольно-казачьего движения? Каждый из его лидеров, как при создании движения, так и после, в ходе его деятельности и последующего дробления ( а оно было), имел свои суждения. Однако, исходили они из двух основополагающих признаков, обозначенных ген-лейт. Терентием Михайловичем Стариковым:

1. Практически безо всякой борьбы русский народ признал коммунистическую власть и подчинился ей. Той России, которая была, уж нет и никогда не будет.

2. Большевистское руководство взяло за основу поголовное уничтожение казаков и оно этого добьется. Те, кто останется в живых на территории советской России, будут развращены и лишены национального мировоззрения. Поэтому казаки Зарубежья должны обеспечить своей деятельностью будущее Казачьего народа.

Идеи, легшие в основу идеологии "вольных казаков" проходили "обкатку" на страницах ряда казачьих эмигрантских изданий, пока, наконец, в декабре 1927-го года "вольные казаки" не вышли на политическую арену, начав издавать в Праге свой журнал "Вольное казачество" и создавать на местах группы на основе поддержки идей ВК. Программная статья из первого номера ВК сформулировала основные его направления деятельности и цели. Они звучали следующим образом:

1. Избавление казачьей эмиграции от влияния российских партий, организаций и группировок, желающих использовать казаков как пушечное мясо в общероссийских интересах. "Ориентация только на себя, свои Края, свои Земли".
2. Восстановление казачьей государственности, оформившейся в годы гражданской войны, в первую очередь Дона и Кубани (а затем в виде Казакии).
3. Борьба за освобождение казачьих земель должна осуществляться в союзе с другими народами (украинцы, белорусы, кавказцы и др.)
4. Отношение к русскому народу зависит от отношения самих русских к казакам: "мы не нападаем, а только защищаемся". Сотрудничество возможно "только на основе: вольный с вольным, равный с равным".

И вывод: "Вольное казачество" зовет в свое ряды всех тех, кто хочет защищать свою волю, кто не хочет ничьего господства над собою, от кого бы оно не исходило и как бы оно не называлось; кто считает, что казачеству нужно прежде всего думать о себе и о своих Землях, бороться за свое право и свою свободу и предоставить каждому народу устраивать свою жизнь так, как он того хочет".

Создание ВК вызвало крайне негативную реакцию со стороны практически всей русской эмиграции и значительной части казачества, входившего в структуры традиционных казачьих войск, по-прежнему стоявших на позиции "Единой-неделимой". Но здесь важно подчеркнуть и другое, и очень главное для будущих выводов. Вначале позиция ВК была довольно выдержанная и умеренная, однако, в ходе обострения идеологической борьбы она начала резко радикализироваться – появились идеи об извечной враждебности России и казаков и даже в целом русского народа и казаков.

В результате, к концу 30-х годов, сформировался, пожалуй, окончательный вариант идеологии ВК, основным тезисом которого было то, что старая Россия погибла и более восстановиться не сможет. В СССР же сформировался новый – советский русский человек, кумиром которого является Сталин, и которого вполне устраивает сталинизм. И, соответственно, советские (они же – русские) люди враждебны казакам и освобождение казаков обязательно должно сопровождаться распадом СССР и освобождением других его народов, сохранивших своё национальное самосознание.

Программные пункты ВКД уже звучали более радикально и однозначно:

- Никакая российская власть не сможет быть благой для казачества, какая бы она ни была: монархическая, кадетская, эсеровская, или евразийская.
- Главной причиной неудач в борьбе с Советской властью явился неудачный выбор союзников – ДобрАрмии и война с теми, кто мог быть союзником действительным.
- Казачество – это основа государственности Востока Европы, противоположная по своему содержанию русскому. Политика Российского государства всегда была колониальной, имеющая многовековую традицию «душителей» в национальном вопросе. Казачество же, наоборот, являлось силой антиколониальной, дающей свободу всем нациям, населяющим ее территорию
- Период борьбы 1917-1920 годов является всего лишь очередным этапом борьбы «вольных» казаков с Русским государством и русским народом, зараженным имперским духом.
- Русские принудительно производили «русификацию» казаков, уничтожая их национальные чувства.
- Большевизм есть логическое порождение именно русской нации и русской истории.
Большевистскую власть без сопротивления, без какой-либо борьбы, добровольно принял единственный народ бывшей России – великорусский; он принял, как программу, как свою идеологию, и большевизм. Таким образом, война гражданская являлась не внутренней войной, а внешней, а именно русского большевизма – «северного государства» и казачества в совокупности с другими народами.


В это же самое время позиция войсковых объединений и позиция входящих в них общественных казачьих организаций, в том числе и видных казачьих лидеров, была следующей. И довольно хорошо она характеризуется высказыванием двух человек, не очень хорошо относившихся друг к другу, и поэтому наиболее ценным.

Вот высказывания П.Н. Краснова в 1922 году: «Вне России казакам не быть. Казаки лучшая жемчужина царской короны и ею они должны оставаться. Вынуть их нельзя – они исчезнут, затеряются, будут стерты с лица земли».

А вот это – обращение к казакам Атамана ВВД за Рубежом А.П. Богаевского в 1929 году: «Никакая российская власть после большевиков не будет угнетать казачество и мешать его нормальному развитию. Здоровое, трудолюбивое, привыкшее к порядку, казачье население, даже в тяжких условиях эмиграции проявившее сплоченность и энергию, необходимо России…
А когда Господь Бог сулит эмиграции вернуться на Родину – не до бредней «самостийности» будет всем нам! После всего того, что натворили большевики на Руси – столько живого, захватывающего дела будет у всех, что нам не хватит времени и охоты вспоминать старые счеты… И в возрожденной могучей и крепкой России будет почетное место и верному ей казачеству».


Но чаяния одних и устремления других всё больше и больше становились неразрешенными и несбыточными. Уповающие на воскрешение России и её народа, видели прямо противоположную картину того, что с каждым годом большевистский режим всё усиливался, а последнее живое и здоровое в нём уничтожалось.

Стремившиеся же создать казачье государство – всё больше осознавали утопичность данного устремления, т.к. понимали, что никаких сил для реализации данного плана у них самих нет.
Эти разочарования и одних, и вторых – естественным образом вызывали не только огорчения, но и взаимные упреки, и не только меж двумя этими течениями, но и внутри собственных организаций.

Уже в 1931 году один из основателей ВКД И.Ф. Быкадоров на собрании в Париже говорил следующее: « (…) «Вольное казачество» за четыре года своего существования не приобрело союзников и не может похвастаться реальными достижениями. Поэтому надо выбрать другой путь. При единении казачества в составе сильного государства, идея «Казакии» не осуществима».

Данное выступление вызвало бурю негодования, но уже были и другие, которые понимали опасный путь самостийников. Тут же выступил казак Гладков, заявивший, что у казаков, кроме русских, нет союзников.
Череда расколов в среде «самостийников» привела их к мысли избрания Атамана «Казакии» в противовес избранным атаманам по всем казачьим войскам в Зарубежье, для установления более жесткой дисциплины и авторитета «Вольно-казачьего» движения. И, несмотря на уже иные взгляды генерала Быкадорова, ему, как довольно известному лидеру донского казачества, была предложена данная должность.

В ответ Быкадоров заявил следующее : казачья самостийность является не благом, а большим злом для настоящего и будущего казачества.

И далее Быкадоров по пунктам аргументировал свои суждения:

«1. Создание казачьего государства (Казакии) совершенно неосуществимо. Проповедь этой идеи – есть просто средство для субсидирующего журнал «Вольное казачество» для достижения своих целей и задач ничего общего с благом и будущим казачества не имеющее.
2. Если бы оно было осуществлено, то это были бы новые Балканы с разделением казачьих земель между Россией, Украиной и Кавказом и с бутафорской Казакией. Обращение казачьего населения в каждой части в положение пограничной стражи. Это было бы равносильно возвращению казачества в своем развитии на сотню лет назад.
3. Казачья самостийность ведет к изоляции, так как никаких добрых союзных отношений у самостийников-казаков с самостийниками украинцами и горцами Кавказа нет и быть не может.
4. Обещания лиц, субсидирующих журнал «Вольное казачество», представление широкой базы для борьбы с большевиками, оказались просто обманом.
5. Та зависимость, в которой оказался журнал и все Вольное казачество, от субсидирующего источника грозит опасностью использования казачества, - как пушечного мяса, для целей и задач, совершенно ничего общего с благом его не имеющих.
6. «Вольное казачество» обратилось в орудие травли и распространения лжи про Донского атамана ген. Богаевского, разложения станиц, отрыва части казаков от общерусских национальных сил.
7. Развитие казачьей самостийности в СССР вело бы к обращению всего русского народа во врагов казаков и в первую очередь так наз. Иногороднего населения казачьих областей. Восстание же под лозунгом самостийности, не связанное с общерусским движением, заранее обречено на неудачу, с окончательным обескровлением казачества.
8. Судьба казачества, как в прошлом, так и в настоящем и будущем тесно связана с судьбами всего русского народа, русской государственностью, русской культурой.
9. Донской атаман ген. Богаевский избран представителями всего казачьего населения Дона, и за отсутствием таковых, не может быть переизбран. Избранный же «атаман» на вольноказачьем съезде может быть атаманом исключительно Вольного казачества, то так как он уже давно назначен иностранным источником, субсидирующим журнал «Вольное казачество», то для съезда, который бы установил фиктивное избрание, - собирать казачьи трудовые деньги является в настоящее критическое в экономическом отношении время – преступлением».


Далее раскол в Вольно-казачьем движении пошел по нарастающей. В 1933 году редакция журнала «Вольное казачество» покидают И. Безуглов, В. Глазков, И. Колесов, Г. Еременко, С. Балыков. Летом 1934 года из-за раздора меж собой срывается попытка проведения Большого круга вольного казачества. В 1935 году происходит раскол между сторонниками избранного походным атаманом Билого, и его противниками, которые заявили, что он недостоин этого положения.

В результате раскола возникли: Союзный совет Вольного казачества во главе с генералом Стариковым (донцы, терцы, калмыки), Прага (до смерти Старикова в 1934 г.). Объединение вольного казачества во главе с кубанцем Фёдоровым, Казачье национальное движение Глазкова (с 1934 г.), Центральное правление Вольного казачества–казаков-националистов, атаман И.И. Безуглов (Прага), с 1938 г. – генерал И.Н. Коноводов (Париж).

Впоследствии эти организации неоднократно блокировались, объединялись и разъединялись на основе личных взаимоотношений их руководителей. Впрочем, это характерно для большинства эмигрантских организаций, когда, в отсутствие реального дела, люди сначала уходили в бесконечные, ни к чему не ведущие идеологические споры, а потом просто в склоки.

Но надо сказать, что ситуацией умело пользовались и "помогали" развалу советские спецслужбы. В 1938-м году болгарская контрразведка установила, что руководитель "Союза вольного казачества" в Болгарии П.Н. Кудинов сотрудничает с советским посольством и получает из СССР финансирование для своего журнала. Одной из задач, поставленных перед Кудиновым, советскими кураторами было как раз недопущение объединения "вольных казаков" и нагнетание борьбы между ВКД и Войсковыми структурами.

***

Немного отойдя в сторону от изложения главной темы, я хотел бы остановиться на судьбе Павла Назарьевича Кудинова. Начальник пулеметной команды 1-го Вешенского конного полка Донской Армии, награжденный четырьмя Георгиевскими крестами за бои в Первую мировую войну, он, во время Верхне-Донского восстания, стал командиром повстанческой армии и с успехом сдерживал атаки красных – до соединения с Донской Армией. Окончил Гражданскую войну в Крыму. Эвакуировался в Константинополь, прожив там около 7 месяцев, работая чернорабочим. Затем выехал в Болгарию. Влился в Вольно-Казачье движение. Гражданскую войну называл «русско-казачья» война. Во 2-й половине 30-х годов начинает тайное сотрудничество с советским посольством.
Уже в 1935 году осуществляет один из первых расколов в ВКД, создавая отдельно «Союз Казаков-Националистов». Начинает выпускать свой журнал «Вольный Дон», на деньги, которые передает ему советское посольство.

В 1938 году полиция Болгарии арестовывает Кудинова за связь с советским посольством и шпионскую деятельность и высылает его в Румынию сроком на 5 лет. Прожив некоторое время в Румынии, затем в Турции, возвращается перед войной вновь в Болгарию, где единственный из всех руководителей казачьих объединений осуждает сотрудничество казаков с Вермахтом.
Однако, когда Красная Армия входит в 1944-м в Болгарию, он арестовывается органами СМЕРШ 3-го Украинского фронта. На допросе он объясняет, что с начала 30-х годов он сотрудничал с советской разведкой через агента сов. посольства в Болгарии. Ему была поставлена задача вести раскольническую деятельность в организации ВКД, осуществлять противостояние ВКД и общевойсковых структур ВВД, а также проводить агитацию по возвращению казаков на Родину. Чем он всё это время и занимался. Однако, прежние заслуги Кудинова учтены не были и он, как и многие казаки-эмигранты, получил 10 лет лагерей. Освободился в 1955 году и приехал в Вешенскую. Но встретили его холодно, и даже агрессивно, разрешение на проживание не выдали и он вынужден был вернуться в Болгарию, где в 1967 году попал под поезд. Вот так, за предательство «чёрт» расплатился с Павлом Назарьевичем глиняными черепками…

***

Но вернемся к тому, как развивались события в казачьей среде до Второй мировой войны:
Ситуация после разоблачения Кудинова была использована в Югославии. Большое количество влиятельных русских эмигрантов, стоявших на позициях "едино-неделимчества" находилось на службе во властных структурах этой страны. Они выдвинули против ВК обвинение в работе на СССР. Был арестован Игнат Билый, прибывший с визитом в эту страну и весь актив ВК в Югославии (в т. ч. и Павел Сергеевич Поляков). Пробыв некоторые время под арестом и подвергнувшись издевательствам, а некоторые и избиениям, "вольные казаки" были в конце концов освобождены после этой акции запугивания.

Однако, по мере ослабевания влияния на казаков общевойсковых структур, обстановка в ВК к 1938-му году постепенно стала улучшаться. В Европу, после длительного пребывания в США, вернулся генерал П.Х. Попов, имевший целью участвовать в выборах атамана Всевеликого Войска Донского. Попов, несомненно, был казачьим националистом и, хотя не разделял идеи "Казакии", тем не менее был наиболее близок по взглядам к ВК. Тем более, что он противостоял действующему атаману графу М.Н. Граббе, вызывавшему у ВК полное неприятие своим отрицанием существования казаков, как народа, монархизмом и, соответственно, приверженностью к общероссийским интересам. Все ресурсы ВК на выборах были задействованы на поддержку П.Х. Попова. В ходе предвыборной кампании (первого реального дела за длительный период) удалось преодолеть многие противоречия (прежде всего между донцами – Глазковым и Безугловым), наладить совместную работу. А также охватить ею большое количество казаков стоявших вне политики, но тянувшихся к П.Х. Попову, пользовавшемуся большим авторитетом и доверием ещё с периода гражданской войны.

Хотя Попов выиграл выборы (впрочем, Граббе итогов их не признал), но, стремительно развивавшиеся события кануна мировой войны, не позволили развить успех. Чехия, где находились все главные структуры ВК, попала под контроль нацистской Германии. С 1939 года здесь были закрыты казачьи издания, любая казачья активность вызывала подозрения. В конце 1940-го года атаман Попов был арестован (как человек, ведших деятельность враждебную СССР - на том этапе являвшемуся союзником Германии), и хотя он вышел на свободу в июне 1941 года (после начала германо-советской войны), в декабре 1941-го он был снова арестован, как американский гражданин, в связи с вступлением США в войну с Германией. (Под стражей он на этот раз пробыл недолго, по многочисленным ходатайствам вышел на свободу и жил до 1945-го года в Праге, дав обязательство не вести никакой общественной или политической деятельности).

Единственно разрешенной казачьей организацией в Германии и в захваченных Германией странах было Общеказачье объединение, Атаманом которого был генерал-лейтенант Евгений Иванович Балабин – резкий противник Вольно-Казачьего Движения.

Началась германо-советская война. Подход к ней, как возможности продолжить борьбу за освобождение Родины, продолжить начатое в гражданской войне, используя внешний фактор, характерен практически для всей казачьей эмиграции, вне зависимости от взглядов на будущее казачьих земель и России. Даже П.Х. Попов, несмотря на свои сложные отношения с Берлином, в 1941-м году стоял на этой позиции.

Вот каковыми были высказывания Атаманов основных казачьих объединений в эмиграции.
Атаман ВВД граф М.Н. Граббе, монархист по сути, в своём приказе от 28 июня 1941 года писал: "Эта борьба – наша борьба. Мы начали её в 1918-м году, в тот момент, когда …интернациональная клика революционеров-марксистов лживой демократической лестью обманула русский народ и захватила власть. …Мы не сложили тогда оружия перед красными полчищами, не свернули старых своих знамен. …И вот наконец пробил час, час столь долгожданный. Поднялось знамя вооруженной борьбы с коммунизмом, с большевиками, с советчиной. Поднял знамя это мощный народ, силе которого ныне удивляется мир. …Я, Донской атаман, заявляю что Войско Донское продолжает свой двадцатилетний поход… что оружия оно не сложило, мира с советской властью не заключало… цель этой войны – свержение советской власти и возвращение в чести и достоинстве домой для возобновления и возрождения Родных Краёв при помощи дружественной нам Германии".

На собрании русской эмиграции в Праге 6 июля 1941 года в том же духе выступил атаман Общеказачьего объединения в Германской Империи генерал Е.И. Балабин (имевший взгляды прямо противоположные самостийникам): "…Всё казачество, как ушедшее в изгнание, так и оставшееся в России и 22 года мучившееся под гнётом злодейской власти, одушевлено одной мыслью, одним желанием: получить возможность активно участвовать в освобождении Родины от погубивших её насильников и в устроении её внутренней гражданской и экономической жизни на началах разума, права и социальной справедливости… Началось освобождение России, шестой части света, и не одной только России, но всего человечества, на священную свободу и права которого, кремлевские замышляли и подготовляли нападение…".

А это – заявление лидера ВКД В.Г. Глазкова: «Казаки, первые из всех народов, начали свою великую жертвенную борьбу с большевизмом… От 1917 года и до наших дней велась и ведется героическая борьба нашего народа за жизнь и за Волю… Враг моего врага – мой друг. И вот немецкий народ, обнаживший свой меч для борьбы с нашим врагом – красной Москвой, стал нашим великим союзником, несущим освобождение от красных тиранов нашему измученному и залитому кровью народу. … Станичники! Над нашей прекрасной ковыльной степью встаёт солнце Свободы! … Исполним наш долг перед Родиной – она, измученная и исстрадавшаяся, ждёт нашей помощи!»

Ему вторил атаман ККВ В.Г.Науменко: «Теперь, во время страшной опасности, грозящей человечеству и прежде всего нам, казакам, нашим стремлением должно быть построение ЕДИНОГО КАЗАЧЬЕГО ФРОНТА… Только традиционная казачья государственность на наших исторических землях, под защитой Германии, обеспечит нам право на свободное развитие и даст возможность ВНОВЬ СТАТЬ на исторический путь казачьей жизни… МЫ заявляем, что ЕДИНСТВЕННЫМ ПУТЕМ НАШИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПУТЬ КАЗАЧИЙ. Поэтому я теперь требую от всех Кубанцев забыть прошлые недоразумения, прекратить партийные разногласия и крепко сплотиться вокруг МЕНЯ и наших ВОЙСКОВЫХ ЗНАМЕН, покрытых вековой славою, для дружной работы во имя родной Кубани и в целях ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАЗАЧЕСТВА».

Своё мнение высказал и Петр Николаевич Краснов: «Слышны голоса: Россию хотят завоевать, Россию хотят делить на части, русский народ хотят обратить в рабов… Где Россия? Её давно уже нет, не будем говорить напыщенных слов о разделе давно поделенной России, о рабстве давно обращенных в рабов… но обратим все свои силы прежде всего и только на своё собственное казачье дело, дело свободы и независимости своего Края – Казачьей Земли».

Таким образом, вся казачья эмиграция, в большинстве своих объединений и организаций, определила свой путь дальнейших действий: встать на сторону германского Верхмахта и постараться, используя чужую силу, отвоевать свои земли у Советов и обеспечить построение на них казачьих республик.

Этот выбранный путь сблизил некогда непримиримых меж собой казаков и их организации. В это время атаман П.Н. Краснов писал генералу Балабину: "Итак… Свершилось! Германский меч занесен над головою коммунизма, начинается новая эра жизни России…" (Впрочем, Краснов, будучи более осведомленным, чем другие о ситуации в 3-м Рейхе, осторожно относился к оценке возможности участия казаков непосредственно в боях на Восточном фронте)

И он был прав - казачья эмиграция столкнулась с проблемой: германские власти в Берлине, преследуя свои цели, совершенно не были заинтересованы в сотрудничестве. Только благодаря содействию властей местного уровня были созданы по инициативе КНОДа небольшие формирования на территории Польши, а затем и в Югославии, где П.С. Поляков получил разрешение на формирование казачьего полка. Однако сформирован был лишь один батальон, который был в конечном итоге влит в Русский Корпус, где попал под командование людей стоявших за разгромом ВК в 1938-м году (в частности, генерала М.К. Соломахина), что вызвало большое разочарование в германской политике у членов КНОД в Югославии. Впоследствии, когда Казачий стан прибыл в Италию, а Казачий корпус появился в Югославии – офицеры из "вольных казаков" начали переводиться из Русского Корпуса (где их всячески третировали) в эти формирования.

В то время все восточные народы, представители которых сражались в составе германской армии, уже имели свои национальные комитеты, претендовавшие в будущем на роль правительств «независимых государств», - ничего подобного не было только у казаков и русских.

С 1943 года начинается сближение КНОД с П.Н. Красновым. Последний, оценив опыт первых лет войны, когда не произошло столь ожидаемого всей русской эмиграцией общего выступления русского народа против власти большевиков, пришел к выводу, что необходимо избавиться от большевиков хотя бы на казачьих землях (и тем подать пример другим регионам России, если там ещё есть что-то живое) и целиком сосредоточился на работе с казаками, массово прибывших на территории контролируемые немцами, после оставления Дона, Кубани и Северного Кавказа. По данным штабов казачьих формирований на февраль 1943 года вместе с немцами отошло 312 545 человек. Из них 136 тыс. – донские, 94 тыс. – кубанские, 23,5 тыс. – терские казаки и 16 тыс. калмыки. (Это только те, кто официально зарегистрировался).
Однако, нацистское руководство не хотело иметь в своём составе отдельную казачью армию, так же, как и самостоятельную русскую, целью которых являлось освобождение России от большевизма и восстановление Российского государства, в том числе и казачьих республик.

Поэтому вплоть до 1943 года никаких конкретных действий со стороны германского руководства по созданию казачьих подразделений в составе Вермахта не предпринималось.

После оккупации Германией Польши, а затем Франции, полностью прекратили свою деятельность сторонники Билого. Что было не удивительно из-за связи Билого с польскими спецслужбами. Сам Билый к этому времени находился во Франции, где был задержан властями Виши, а затем выслан в Алжир, где находился в лагере для интернированных до января 1943 года, когда был освобожден англо-американскими войсками.
В этих условиях выдвинулся на первый план В.Г. Глазков, сделавший ставку на Германию. Впрочем, первые визиты Глазкова в Берлин были неутешительны. Он получил ответ в том плане, что "никакого казачьего народа нет, и быть не может". Во многом это было связано с тем, что экспертами в данном вопросе выступали прибалтийские немцы, полностью разделявшие взгляды русской эмиграции на казаков-"сепаратистов".

Однако, в 3-м Рейхе всегда имелось несколько противоборствующих за власть группировок и, постепенно, позиция германских властей менялась. Но лишь после 22 июня 1941 года (хотя немцы и не собирались привлекать эмигрантов к работе на территории СССР) произошли значительные подвижки. Было получено разрешение на издание газеты "Казачий вестник" и провозглашено создание "Казачьего национально-освободительного движения" (в 1942-м переименовано в "Казачье национальное движение") во главе с В.Г. Глазковым. КНОД объединил все бывшие структуры ВК в Европе. В условиях ожидавшегося освобождения казачьих земель от большевиков и возвращения на Родину все противоречия отошли на задний план.

В июне 1943 года на встрече в Белграде с атаманами донских, кубанских, терских и астраханских казаков представитель Восточного министерства Третьего Рейха Гимпель заявил, что «германским правительством вопрос бытия казачества… разрешен в положительном свете». Наконец, 10 ноября 1943 года Гимпель при активном участии генерала П.Н. Краснова подготовил «окончательно разрешившую проблему казачества в положительном свете» «Декларацию германского правительства к казакам», подписанную начальником Штаба Верховного командования вермахта Кейтелем и руководителем Восточного министерства А. Розенбергом.

Вскоре после декларации Кейтеля – Розенберга в Восточном министерстве был разработан проект по созданию Казачьих опорных пунктов в Германии, Франции, Сербии и протекторате Чехия и Моравия, в которые должны были войти все казаки вне зависимости от их политических взглядов. Немцы планировали упразднить Общеказачье объединение генерал-лейтенанта Е.И. Бабалина, распустить все станицы и хутора и впредь управлять всеми казаками через начальников Опорных пунктов.

Но практического воплощения создания этих опорных пунктов не произошло, теперь уже по вновь возникшим противоречиям между Балабиным, Атаманом объеказачьего объединения, и лидерами ВКД. И тогда германским руководством было принято решение создать Временное Казачье правительство в Германии.

После оглашения «Декларации германского правительства к казакам» генералу П.Н. Краснову было сделано предложение возглавить Временное казачье правительство в Германии. Более того, немецкие власти даже начали проводить соответствующую подготовительную работу. С подачи Гимпеля 1 января 1944 года журнал «На казачьем посту», с явным намеком на генерала П.Н. Краснова, опубликовал призыв воздержаться от любой критики в адрес будущего «Верховного Атамана Казачества, кто бы ни был утвержден немецкими властями».

Однако, сам атаман категорически отказался становиться «верховным возглавителем казачества», сославшись на то, что все войсковые атаманы, и тем более Верховный атаман всех казачьих войск, должны выбираться, и притом непременно, на территории казачьих земель Войсковыми кругами и Войсковой радой. Во избежание очередного всплеска противоречий в среде противоборствующих между собой казачьих организаций, функции временного правительство решено было передать Главному управлению казачьих войск (ГУКВ), сформированному в феврале-марте 1944 года и официально утвержденному 31 марта. В состав ГУКВ вошли: начальник – генерал от кавалерии П.Н. Краснов; члены – Походный атаман Войска Донского полковник С.В. Павлов, Кубанский войсковой атаман за границей генерал-майор В.Г. Науменко, Походный атаман Терского Войска полковник Н.Л. Кулаков. Рабочим органом этого учреждения стал штаб, который возглавил родственник П.Н. Краснова – полковник, а впоследствии генерал-майор С.Н. Краснов.

С этого момента начинается более чёткое формирование казачьих частей в составе Вермахта.
В своём письме к Краснову ген.Балабин писал: «Думаю, что многие пойдут (воевать против большевиков), так как казаки понимают, что погибнут немцы – погибнут и казаки. Победят немцы – как-то устроятся и казаки». По его оценке, общее количество казаков, находящихся на немецкой службе, к концу марта 1944 года составляло примерно 65 тысяч человек. Около 20 тысяч служили в казачьей дивизии генерала фон Паннвица, которая пользовалась у казаков огромной популярностью. В эту часть было зачислено несколько десятков офицеров-эмигрантов, а впоследствии ее ряды пополнялись казаками, перешедшими из Русского охранного корпуса.

Канцелярия атамана «Общеказачьего объединения в Германской империи» Е.И. Балабина была буквально завалена прошениями от русских офицеров, по происхождению не казаков, о принятии их в ряды казачества и зачислении в казачьи части. На вопрос, почему они не идут в Русскую Освободительную Армию к Власову, обычно отвечали, что «РОА ненадежна, что РОА может перейти и к большевикам, и к партизанам… ну, а казаки никогда не перейдут и никогда не предадут, казакам некуда деваться».

К концу 1944-го года германские власти сделали ставку на генерала Власова (как фигуру полностью от них зависящую и несамостоятельную), что было категорически неприемлемо и для КНОД, и для атамана Краснова. Кроме естественного недоверия к Власову, как к советскому генералу, очевидным было и отношение Власова к интересам казаков, вопрос о государственности которых он не хотел рассматривать ни в какой форме, отделываясь туманным заявлениями такого рода: "Я… всегда уважал все традиции народов и бытовых групп наших народов и поэтому подчеркиваю снова, что необходимо бережно относиться и укреплять казачьи обычаи, освященные веками порядки".

Позиция созданного Власовым Казачьего управления при КОНР отличалась полным и агрессивным неприятием тезиса казаки–народ и отрицанием самой возможности казачьей государственности. В открытом письме П.Н. Краснову, представители Казачьего управления писали, что "казаки выходцы из среды русского и украинского народов, приобретшие в силу некоторых особенностей жизни, специфические черты и поэтому образовавших особую бытовую группу в нашем народе", а не казачий народ и о какой-то самостоятельной Казакии не может быть и речи. Письмо было подписано атаманом Войска Донского Татаркиным (ставшим атаманом согласно завещанию Граббе), атаманом Кубанского Войска генералом Науменко и генералом Голубинцевым. Здесь очень интересна позиция Науменко, резко поменявшего её в данный период.

В условиях поддержки германскими властями Власова и КОНР, с 1944-го года КНОД фактически прекратил всякую практическую деятельность, занимаясь до конца войны лишь помощью своим членам и другим казакам, эвакуированным из стран, занимавшихся Красной армией. А ГУКВ, во главе с Петром Николаевичем Красновым, занималось устройством Казачьего Стана в Италии.

Заканчивалась Вторая мировая война, и вместе с ней к своему трагическому финалу подходили казаки. Казаки шли в очередной раз на свою Голгофу, окончившуюся трагедией в Лиенце. Это была последняя их битва, после которой казаки ещё больше оказались рассеяны по белу свету, и вновь возрожденные казачьи организации, уже после Второй мировой войны, мало походили на те, которые существовали до её начала.

Казачье Зарубежье постепенно сходило на нет, и к 90-м годам прошлого века практически перестало существовать. В этот момент Советский Союз распался, была образована Российская Федерация, однако, воплотить в жизнь те надежды, которые были у казаков, уже оказалось некому.

***

Ну а теперь главное из сказанного – ВЫВОДЫ.

1. Вне своей земли создать эффективно действующую, с практическим исполнением задуманного, казачью организацию, объединение, движение – НЕ ВОЗМОЖНО.
Из-за отсутствия практической реализации, видимого широкими общественными массами казаков, пусть и малого, но результата, данное объединение замыкается в узком круге соратников и постепенно становится «местечковым».
Это не значит, что всем необходимо переезжать на свои земли, но это значит совсем иное – деятельность должна концентрироваться на казачьих землях. И как пример – подобное сегодняшнему мероприятие куда полезней было провести на казачьих землях, с привлечением многих казаков, нежели тут в Москве, приглашая микроскопическую их часть. Я не говорю, что сегодняшняя конференция – плохо. Разумеется, нет. Что могут сделать организаторы – то и делают, но стремиться нужно совсем к иному. Так как я, наблюдая за подобными мероприятиями, чётко вижу одну тенденцию: работа подменяется увлечением. А увлечение – это всегда явление временное.

2. Опыт жизни казачьего Зарубежья убедительно показывает разрушительную силу конфронтации меж казачьими организациями.
Консолидация сил возможна и необходима – путем определения общих, не вызывающих споров, основных целей казачьего народа. Не определив эти цели, не провозгласив их и не обосновав их достижение с учетом реальной и объективной обстановки, казаки никогда не смогут добиться ни одной из поставленных целей самостоятельно. И в этом случае их будут использовать любые иные силы, для исполнения своих целей, при достижении которых казакам всегда будет отводиться место на задворках.

3. Ни одно казачье объединение или движение не должно радикализировать свои цели и методы их достижения. Любая радикализация несет в себе следующие изъяны:
- утерю трезвости оценок реальной ситуации;
- формирование ложных методов достижения своих целей;
- самоизоляцию в узком круге сторонников;
- отказ от поддержки иных общественных сил.
Всё это неминуемо ведёт к поражению в долгосрочной перспективе.

4. (этот пункт, на мой взгляд, является самым важным) Отказ от политической деятельности по устройству на своих землях по-казачьи скроенной жизни, на основе политической культуры казачьего народа (тезис «во власти лучший среди равных») – есть трагическая ошибка всех ныне существующих казачьих объединений и движений.
Лозунг «Казаки вне политики!» означает только одно: казаки ВНЕ реальной жизни, ВНЕ конкретного изменения ситуации на своих землях, ВНЕ работы по устройству своей жизни. Придерживающиеся такого лозунга, находятся в Зазеркалье и вне реальности. Где бы ни находились казаки в Зарубежье, в каких бы организациях они ни состояли, первым вопросом на повестке дня стоял только один: политическое, гражданское, общественное и экономическое устройство жизни на казачьих землях.

Немыслимо представить себе, чтобы кто-либо из лидеров и вождей казачества Зарубежья в своих предложениях говорил бы о фольклорных слётах, шермициях или дежурствах по лесам и рынкам. Все они рассуждали об устройстве жизни на казачьих землях, той жизни – где человек, а не созданная государственная структура, является основной ценностью. Где человеку должны быть созданы все необходимые условия для наиболее полного раскрытия его творческого потенциала.

Я не подвергаю критике тех, кто проводит и фестивали, и шермиции, и иные культурные мероприятия. Это не только важно, но и довольно трудно и хлопотно, и я это знаю по себе. Но, если эти мероприятия ВНЕ главной политической цели, это всё – увлечения, которые, просуществовав некоторое время на энтузиазме тех, кто их способен провести, в конце концов заглохнут и забудутся, оставшись в памяти крошечными воспоминаниями.

5. Ни одна государственная система управления в России не должна доводить людей до той крайней черты, когда внешний враг государства становится милей власти в родном Отечестве.

Можно до бесконечности спорить о том, кто и кем были казаки, принявшие участие во Второй мировой войне на стороне Вермахта. Можно даже всем сказать, что это были предатели. Но, сказав это, можно ли изменить природу поведения человека. Его мотивацию подобного поведения? Что есть предательство? – Это получение выгоды. Классический, библейский пример предательства – иудин грех, за 30 сребренников.
Какие 30 сребренников получили казаки?!

Они, оставив свои, уже обжитые места в эмиграции, более-менее устоявшуюся жизнь, пошли отстаивать свою честь и достоинство, попранные и уничтоженные советской властью! Жизнь вне своих земель, вне своих традиций, вне своих моральных и нравственных принципов для казаков была смерти подобна. И эту трагедию создало советское государство, разрушив которое, казаки полагали свою жизнь воссоздать вновь.
Не мстить они встали! Хотя и поводов для мести у них было больше всего. Они шли на смерть, осознавая её, для того, чтобы продолжить жить так, как жили их предки. По чести и совести. За эту честь и совесть они и сражались!
Отбирая и растаптывая сегодня достоинство и честь казака, подменяя его ряженой толпой людей, казаками не являющихся и порочащих это звание – государство допускает грубейшую ошибку, на которую мы обязаны указывать, говорить о ней, а не избегать честного и прямого диалога. Так как костенея, эта ошибка будет трагична – как для самого государства российского, так и для казаков!

Спасибо за внимание.
IMG_8228-.jpg
IMG_8228-.jpg (353.32 КБ) 3674 просмотра

IMG_8224-.jpg
IMG_8224-.jpg (218.2 КБ) 3674 просмотра



***

P.s. Я думаю что "аналитикам" из "Сути времени" (подробнее об этом см. здесь >>>) будет полезно ознакомиться с тем, что В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ происходило в казачьей среде в Зарубежье, а не выдумывать и не создавать в своих недрах очередные советские фантомы.

Ответить

Вернуться в «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 51 гость