Тема восстановлена из заблокированного форумаНиколай Н.
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Сб Июл 09, 2011 10:49 pm ЧубатомуЗа минувшие только полтора-два года на нашем форуме отметилось изрядное число разномастных болящих, клоунов, виртуальных "правдолюбов", идейных противников Еланского Мемориала (в т.ч. "под прикрытием") и т.п. публики. Старожилы форума поневоле научились определять такого рода персон.
Задумайтесь, уважаемый
Чубатый: А ДЛЯ ЧЕГО, собственно?
Для чего, зачем, с какой целью гость "Доктор" так настойчиво пытается "как бы наладить диалог" с основателем Еланского Казачьего Мемориала? Снова и снова озвучивая на публику "острые" вопросы? На которые, заметьте, Мелихов-то уже давным-давно ОТВЕТИЛ. На которые дал (и не один раз) однозначные, исчерпывающие ответы. Многим новым форумчанам (исключая, "Доктора", который, по его собственным заверениям, уже "изучил форум") последнее обстоятельство, видимо, не известно.
На Елань-казак есть специальный аж целый подфорум "Вопрос Мелихову В.П." >>>
http://forum.elan-kazak.ru/f14-forum Где линейка соответствующих тем - "Личный вопрос Владимиру Петровичу", "Отвечает Мелихов", "Открытое письмо Мелихову В.П.", "Сборный ответ Мелихова на 25.01.2010 г.", "Вопрос Владимиру Петровичу Мелихову. 10 мая Еланская", "Вопрос об атаманстве и народе. Вопрос без подвоха", "Вопрос Мелихову (о личном)" и проч.
При этом никому не возбраняется открывать дополнительную тему и в ней задавать вопросы Мелихову.
Кроме того. Также в открытом доступе на форуме есть и другие материалы - "Беседа Мелихова с гл. редактором журнала "Отечество и Вера" М.Д.Смысловым и чл. редколллеги В.Н.Нестеровым", "Расшифровка интервью с В.П. Мелиховым", "По информационному сообщению ДКР", выступления создателя Еланского Мемориала по многим важным как "глобальным", стратегическим вопросам, так и вопросам на злобу дня. Владимир Петрович не оставляет без внимания практически любой мало-мальски важный вопрос практически во всех форумных темах. Высказывает свою точку зрения, свой взгляд.
Мелихов ОТКРЫТ К ОБЩЕНИЮ. Охотно вступает в диалог. При этом неукоснительно придерживаясь уважительного отношения к собеседнику, оппоненту. Никогда не опускаясь до грубости и иных нарушений общепринятых правил приличия.
Кроме того. На главной странице сайта каждый желающий может ознакомиться с кино-видео-хроникой, запечатлевшей разные периоды общественной деятельности Мелихова (начиная с 80-х годов прошлого века). Включая его интервью телерадиокомпаниям.
Кроме того. На главной же странице сайта недавно открыта тема "Позиция Мелихова В.П. /Словарь - энциклопедия. Взгляды и позиция В.П. Мелихова/" >>>
http://elan-kazak.ru/pozitsiya-melikhova-vp Наполнение темы только начинается. Создание подобного архива с ответами - дело не одного дня.
Здесь же процитирую уже выложенное предисловие В.П. Мелихова:
"Довольно часто на нашем форуме возникают вопросы, которые ранее уже обсуждались и по ним не единожды я уже высказывал свою точку зрения. Однако, вновь пришедшие на форум участники, не сумев или не пожелав прочитать накопившийся за годы работы форума информационно-полемический материал, порою опять задают те же самые вопросы, что требует необоснованно-больших затрат времени на повторение уже данных ранее ответов.
Чтобы упростить ознакомление присутствующих на форуме именно с той позицией, которой я придерживаюсь, и теми взглядами, которые имею, я принял решение о создании архивированного по темам раздела, где и будут представлены все ответы по рассматриваемым вопросам.
При появлении новых тем и вопросов, ответы на них, после обсуждения, также будут размещаться в данном архиве, по которому и может и должна будет оцениваться моя позиция. На основе данного архива читатель сможет, избегая досужих вымыслов, составить своё мнение о том, что говорил и писал я, а не то, что приписывают мне, исходя из собственных измышлений, некоторые лица, участвующие в обсуждения.
Создание подобного архива с ответами - дело не одного дня, а длительный и трудоёмкий процесс. Мы начнем с нескольких разделов и с нескольких статей, а со временем все это разрастётся в объеме и будет являть собою постоянно действующий информационный организм".
С учетом выше изложенного, Вам, уважаемый Чубатый, надеюсь, станет более понятным странноватое, мягко говоря, поведение гостя "Доктор". Как и то, почему он упорно не желает регистрироваться на нашем форуме, настырно требует себе прав Участника, оставаясь в статусе Гостя.
Мой "диагноз" по "Доктору": это вполне сознательный недоброжелатель и Мемориала, и Мелихова. Субъект, как представляется, даже в некоторой мере циничный, нахрапистый, «отвязный». И цель его многочисленных "постов", приправленных изрядной долей лицедейства, банально проста – навредить.
***Чубатый
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Вс Июл 10, 2011 8:38 am Спаси Христос!
Вижу, что многие "видять" то же, что и я...
А что касается провокаций и провокаторов на форуме...
Дык они, сами того не полагая порой, делають нас сильнее... Wink
***Сибиряк-Красноярец
Просмотрев последние "посты", вижу, что в своих ответах кое-что упустил.
Итак, о сословности. Сколько бы доктора казакийских наук не пытались представить Казачество "таким же как все" народом, оно никак не втискивается в уготованное ему прокрустово ложе. Казачество - сложный исторический феномен, оно одновременно существует и в этническом, и в социальном плане. Так вот, в социальном плане своего бытия, конкретно в 18 - нач. 20 вв. Казачество являлось сословием. И это нисколько не отменяет тот факт, что, к примеру, донские казаки в то же время (в этническом плане) оставались самобытным народом.
Теперь поясню то, что задело Чубатого:
Цитата:Да мы тоже – ВЕЛИКОРОССЫ, но мы не Русские…
В этническом понятии – МЫ КАЗАКИ!
Не Цитата:
вольно-служилая воинская община….
, а НАРОД, со своими уникальными обычаями, традициями, одеждой, говором и своей великой многовековой историей… хоть по Вашему понятию она (история наша) нами у кого то там «присвоена»…
Да, вы - народ (мне это доказывать не нужно), и вашей истории никто у вас не отнимает. Но и вам нужно кое-что понять. Казачество принадлежит не одним только родовым казакам. Казачество создавалось всем Русским народом, который ежегодно высылал в Дикое Поле сотни, а то и тысячи своих сынов. Дикое Поле, Сибирь и прочие земли были завоёваны и освоены совокупными усилиями казаков и неказаков, казаков родовых и неродовых. Причём есть основания полагать, что в раннюю эпоху существования Казачества колличество неродовых казаков, недавних выходцев с Руси, превосходило число родовых. Одни из них поучаствовав в казачьих набегах возвращались на Русь, другие оставались в станицах, многие погибали. Этот постоянный приток людей с Руси был жизненно важен для Казачества, без него оно бы не долго протянуло. Донское и прочие казачьи войска были созданы и усилиями "русских" тоже. Поэтому для Русского народа история Казачества не есть чужая, но органичная часть его собственной народной истории. Казачья тема богато представлена в русском фольклоре, и даже главный герой старинного богатырского эпоса стал старым казаком и атаманом. Вот почему для русских людей абсолютно неприемлимо, когда кто-то пытается вывести их за скобки казачьей истории, так сказать приватизировать её в пользу ЗАО "Этнические казаки".
[b]Теперь об общине. Казаков родовых более всего интересует в Казачестве этнический аспект, его традиции, что и понятно. Но Казачество не исчерпывается этнической темой. Для прочих русских - неказаков, гораздо важнее его социальный аспект. А в социальном аспекте Казачество и является тем, о чём я писал, - вольно-служилой воинско-крестьянской общиной.Так что я отнюдь не навязываю своих взглядов родовым казакам, а просто говорю о том что важно в Казачестве для "русских". Нам интересны личные и организационные возможности, заложенные в этом образе жизни. Для нас Казачество это не застывший исторический продукт, а живое динамичное явление. Как писал видный философ Панарин, не так давно ушедший из жизни, для русского человека было два способа ухода из прогнившего, погрязшего во лжи "цивилизованного мира" - монашество и казачество. Ухода для того, чтобы собраться с силами и сокрушить эту ложь и зло, подчинить этот мир иным законам. По нашему понятию, казачество это не то, что передаётся с кровью, а то что может возникнуть в любом месте огромного Русского мира при наличии благоприятных условий и соответствующем людском отборе. Дело не столько в том, из кого состоят казачьи общества - из потомков казаков или потомков "иногородних". Важно, чтобы они были верны Казачьей идее, самой сути и духу Казачества. Можно и из родовых казаков сделать пародию на Казачество. А можно из "мужиков" сделать настоящих казаков (так и создавались восточные казачьи войска). Для Господа Бога эта задача куда легче, чем из камней создать детей авраамовых.
***[u][color=#0000BF]Мальчишъ
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Вс Июл 10, 2011 6:14 pm Крепостное право и казачество существовали довольно долго ,в один и тот же
временной промежуток.
Крепостное право ,русское название рабства.
И один из законов рабства....
Если свободный не мог выкупить свою половину,
и при этом венчался....то становился рабом.
Сразу возникает вопрос:
Покупали ли казаки невест на невольничьих рынках?
И сколько из них хотели податься в крепостные ...под жёнину юбку.
Или казачки ....хотели стать ,рабой мужа ....и его господина?
А может роднились с помещиками,да царскими чиновниками?
Было наверно и такое,только редко наверно.
Казаки относились к имущему сословию...
К которому относились так же и другие группы населения.
Точно так же уничтоженные большевиками.
Большевики уничтожали казаков как сословие имеющее
право на имущество и землю....как хозяев.
Чтобы потом безраздельно пользоваться награбленным.
*** Son OF Steppe
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Вс Июл 10, 2011 7:58 pm Сибиряк-Красноярец, вот сейчас Вы дуже гарно написали Smile Не могу не согласиться. Замечу лишь, что сословие сформировалось на основе народа Wink
***Контра
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Вс Июл 10, 2011 10:26 pm Из истории моей станицы. Во время гражданской,1919 год,добровольцев в отряд Дроздовского, "иногородних" да и крестьян низовых хуторов ,посвящали в казаки."Зеленые" казаки.
Так сказать в том случае,по моему мнению, происходил переход в казачье "сословие".Но естественно конечно же не в этнос.(Русский от "посвящения "его в грузины, грузином от этого не станет Smile )Позже большевистская пропаганда писала,дескать повелись на наделы земельные,на "льготы" казачьи,предали трудовое крестьянство и рабочих.
И сражались они против большевиков,за Дон.
Бок о бок с этническими казаками супротив общего врага.
***Мальчишъ
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Ср Июл 13, 2011 4:08 pm http://predok.moy.su/_fr/1/1812.docПленные французы в войне 1812 годаКоличество пленных французов и не только французов, захваченных в ходе войны 1812 года достаточно велико.
К концу июля 1812 г. было захвачено в плен 2 тыс. человек, а к сентябрю их число достигло 10 тыс. Первыми пленными были солдаты и офицеры фуражных команд. К концу 1812 года главные города внутри России переполнились пленниками, так что по необходимости приходилось отправлять их на окраины, в том числе в Оренбург. Число пленных на 1 января 1813 составляло более 216 тыс., то есть почти одну треть численности армии Наполеона: около 150 тысяч в лагерях и 50-60 тысяч у населения. Старших офицеров отвозили, как правило, в Петербург, где они проживали во вполне комфортных условиях. Часть пленных распределяли по крестьянским дворам как работников. Иногда конвоировавшие пленных казаки продавали наполеоновских солдат и офицеров зажиточным крестьянам и помещикам. В редком дворянском доме не встречалось бы пленного француза-гувернера. Некоторые помещики записывали пленных в свои крепостные, лишь части их удавалось потом получить свободу, паспорта и отбыть домой.
Вот именно те, в первую очередь, пленные, которым не удалось выбраться из России, могут оказаться вашими предками в некоторых случаях. Их число точно никому неизвестно и не может быть выяснено.
С января 1813 года в газетах стали появляться объявления на итальянском и французском языках с просьбой прибыть на сборные пункты. Это относилось именно к тем пленным, кто во время отступления Великой армии остался в деревнях или попал в плен, разъезжая по русским селениям в поисках провианта. Прося милостыню и ночлег, они обращались к местным жителям cher ami, поэтому называли их шаромыжниками. Одно то, что слово это всем известно, говорит об огромном их количестве. Крайне мало вероятно, чтобы они читали газеты, так что и прибыть на сборные пункты вряд ли могли.
С 1811 проводилась шестая ревизия, а с 1815 - седьмая. Если ваш предок из крепостных крестьян в шестой ревизии отсутствовал, а в седьмой появился во взрослом уже состоянии, вероятность того, что он из пленных, нельзя считать низкой. При этом, как правило, забыть о необычном происхождении нового крепостного никто не может, так что его потомки, позже получая фамилию, скорее всего, получили бы ее необычную, непонятной этимологии. Но подтвердить свое происхождение вам удастся вряд ли.
Состав пленных был многонациональным: здесь были французы, итальянцы, испанцы, португальцы, поляки, швейцарцы, пруссаки, саксонцы, венгры и т. д. Это попытались использовать, направив пленных воевать против французов.
Немцы весьма неохотно шли под знамена Бонапарта. Так, еще в июле 1812 года два баварских кавалерийских полка под командованием Патруно сдались в плен русским. За ними последовали некоторые пехотные части. Из дезертировавших и пленных немцев был создан Русско-германский легион, который принял участие в кампании 1813 г. в Германии.
Из пленных испанцев и португальцев был создан Александровский полк. В июне 1813 г. этот полк в составе 3738 солдат и офицеров на семи английских судах был отправлен из Риги в Испанию, сражаться против французских войск.
Была попытка сформировать из пленных голландцев, бельгийцев, швейцарцев, хорватов франко-итальянский легион в Орле, но массовой записи в него не последовало.
Пленным, которые воевать не отправились, для улучшения материального положения разрешалось устраиваться на работу.
Циркуляром Министерства внутренних дел России от 4 июля 1813 года французским военнопленным разрешалось принять русское подданство. Письменную присягу "на временное или вечное подданство России" мог приносить любой солдат или офицер армии Наполеона и жить затем "вольным человеком" в любом месте Российской империи. Нижние чины принимались через министерство торговли и промышленности, а офицеры - через министерство полиции, в соответствующих фондах и надо искать сведения о принятия ими присяги. В двухмесячный срок новообращенные подданные обязаны были избрать род занятий и сословие (дворян, мещан, крестьян), в противном случае с ними стали бы обращаться, как с бродягами. Мастеровым даровался ряд льгот: их записывали в мещане, освобождали с момента принятия присяги на 10 лет от всех податей "для обзаведения домом и хозяйством", гарантировали свободу вероисповедания. Желающих принять русское подданство среди пленных было много. Если ваши предки относятся к их числу, то сведения об их французском происхождении тоже могли затеряться. На странице
http://www.museum.ru/museum/1812/Librar ... index.html рассказывается о судьбе французских пленных в Оренбургской губернии. Интересны там следующие строки: Дети их, должно быть, не желая казаться чужими среди своих одностаничников, переменили свои прежния Французския фамилии на Русския и таким образом затерялись в общей массе казачьяго населения также, как утратили свои прозвища потомки Французов, оставшихся в Бугульминском уезде, где, например, от Филиппа Юнкера произошла фамилия Юнкеров, дети Ларжинц совсем переменили прозвище отца и пишутся теперь Жильцовы, а от Петра Баца произошли Бацитовы, и только потомки Вилира Сонина сохранили неприкосновенным свое имя.
В ноябре 1813 года Кабинет министров утвердил Правила приема военнопленных в российское подданство. Согласно циркуляру оговаривалось право индивидуального контракта для мастеровых, но только если они добровольно поедут на указанные в контракте завод или мануфактуру. Вводились и ограничения по географии расселения. Так, в стратегических районах (Польше, Прибалтике, Финляндии, Бессарабии, Белостоке и Тернополе), а также в Москве и Петербурге селиться запрещалось (впрочем, относительно двух столиц эти ограничения особо не соблюдались). В 1836 более 2,5 тыс. бывших солдат и офицеров Наполеона проживали в Москве и Московской губернии. В двухмесячный срок пленные, пожелавшие остаться в России, должны были вступить во временное (от 2 до 10 лет) или вечное подданство. Всего к середине 1814 года русское подданство приняло примерно 60 тысяч пленных. Большинство из них стали ремесленниками, рабочими и мастеровыми на казённых мануфактурах и фабриках, а некоторые - владельцами частных мастерских. Среди них были гувернёры, камердинеры, владельцы лавок и приказчики-продавцы. Некоторые записались в сословие казаков. Большинство предпочитало записываться во временное гражданство.
Указом от 17.08.1814 г. была дарована свобода "военнопленным всех наций, присягнувшим на подданство России, возвратиться, буде пожелают, в их отечество". Вместе с тем правительство "признало полезным поощрить пленных к оседлости в России". К сентябрю 1814 г. первая партия репатриантов в 2 тыс. человек собралась в Риге и вскоре на французских судах была отправлена в Гавр.
А теперь поговорим о некоторой региональной специфике.
Особенностью Саратовской губернии было то, что военнопленные, прибывавшие сюда, частично размещались в немецких колониях, документы об этом есть в фонде Саратовской конторы иностранных поселенцев (или, как она тогда называлась, Контора опекунства иностранных). Уже в сентябре 1812 в Саратов начали поступать партии французских военнопленных. Лагерь пленных французов занимал квартал нынешнего пр. Кирова от ул.Горького до Вольской. Раненые и больные французы были помещены в лазарет при Александровской больнице (ныне 2-я городская клиника). Пленные французы в солдатском звании работали на ниве городского благоустройства. В 1812-1813 в Саратов постоянно прибывали пленные. Одних оставляли в городе, других отправляли дальше, некоторых уже в 1813 г. - на родину. Подход к выбору конечного пункта их маршрута был дифференцированным. Поляков, например, высылали из Саратовской губернии для укомплектования полков на Кавказе (в г. Георгиевск) и на Сибирской линии. Испанцев и португальцев из Саратова отправляли в Санкт-Петербург.
Многие, приняв российское подданство, были зачислены в мещанское сословие. Были случаи пострига в монахи и причисления к соляным возчикам. Военнопленным, склонным к занятию сельским хозяйством, было предложено расселиться в немецких колониях Саратовской и Екатеринославской губерний. Их поселяли в дома колонистов, которые согласились потесниться. Со временем пленным были обещаны отдельные участки земли под усадьбы. Земледельцам предоставлялись такие же льготы, как и тем военнопленным, которые были причислены к мещанству.
По 7-й (1815 г.) ревизии в поволжских колониях числилось 156 колонистов из военнопленных. Тех пленных, которые "по привычке ли к солдатской жизни, или по неспособности к трудам другого рода" не отдавали предпочтения никакому виду деятельности, использовали, как правило, в строительных работах.
В Новгород первые партии военнопленных французов начали прибывать также в сентябре 1812 года, о чем свидетельствуют расходные ведомости казенной палаты. Сведения о выделении средств на медикаменты и содержание военнопленных присутствовали в документах казенной палаты до мая 1815 года. Здесь, судя по всему, находился пересыльный лагерь, откуда большая часть пленных отправлялась в Вологду, Петрозаводск, Вятку, Тверь. Партии военнопленных прибывали в город, как правило, от 200 до 500 человек. В декабре 1812 много пленных находилось в Валдае, Устюжне, Старой Руссе, Боровичах, Тихвине. Первые списки чинов французской службы, присягнувших в Новгороде на верность России, появились в сентябре 1813 года, последние - датированы апрелем 1814. В основном это мещане. С 26 февраля 1814 года в документах казенной палаты появилась новая статья расходов в формулировке: "для... возвращающихся в свое отечество".
В сентябре 1812 г. первая партия пленных французов из 1706 человек прибыла в Самару. В 1814 всех пленных французов оттуда отправили в Симбирск, а итальянцев в Корсун.
В конце января 1813 года пленные французы появились в Вятской губернии. Из Вятки пленные были отправлены во все уездные города губернии. Осенью 1813 года по спискам, представленным городничими, в губернии насчитывалось 1954 пленных, в том числе 54 офицера, а в 1814 году - 5851 человек.
В фонде Сарапульского духовного правления есть письмо бургомистра г.Сарапула Ф.Мартынова в Сарапульское духовное правление от 8 июня 1814 года о французских пленных, пожелавших принять российское подданство. Этих пленных французов записали в число мещан г.Сарапула с местожительством в с.Галаново и правом организации "своего дела", освободили на 10 лет от податей "для обзаведения домом и хозяйством", от рекрутской повинности и гарантировали свободу вероисповедания.
Автор: Л. Бирюкова
***[u]Мальчишъ
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Чт Июл 14, 2011 1:55 am [/u]www.museum.ru/museum/1812/Library/Exiled/index.htmlРусский архив, 1896, кн. 3, с. 5-33.
ССЫЛЬНЫЕ 1812 г. В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ.
К ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
...После обнародования вслед за тем манифеста 14-го декабря все пленные Французы были освобождены. Большинство из них через Ригу было отправлено в их отечество; но некоторым из пленных так понравилось житье в России, что они пожелали остаться в ней навсегда и приняли Русское подданство. Одни из них поселились в нынешней Самарской губернии и зачислились в податное сословие; другие же, находившиеся в Верхнеуральском уезде, перечислились в казаки, и потомки их до сих пор остаются казаками Оренбургскаго войска[12].
В настоящее время в этом войске насчитывается 48 человек потомков прежних воинов «Великой армии» Наполеона, и сохранились в полной неприкосновенности, не переиначенными, только две фамилии Французских – Жандр и Ауц. Первая из них состоит всего лишь из нескольких человек: вдовы покойнаго сотника Оренбургскаго войска Евдокии Ивановны, сына ея Якова Ивановича и трех выданных замуж дочерей (Александры, Марии и Юлии), живущих в станице Кизильской Верхнеуральскаго уезда и имеющих потомственный земельный участок в 400 десятин, пожалованный за службу покойнаго сотника Ивана Ивановича Жандра, родившагося в 1824 г. от Француза Жака Жандр, который остался в России от 1812 г.
Фамилия же Ауц, наоборот, довольно распространена. Потомков ея, не считая выданных замуж дочерей, насчитывается 18 мужчин и 24 женщины. Родоначальник их Илья был простой солдат «Великой армии», сосланный сначала в дер. Верхнюю Кармалку Бугульминскаго уезда, бывшей Оренбургской губернии, вместе с прочими пленными: Филиппом Юнкером, Вилиром Сониным, Леонтием Ларжинц и Петром Бац, потомки коих и до сих пор обретаются в этой деревне. Впоследствии же Ауц (Илья Кондратьевич), женившись в Кармалке на крестьянской девушке Татьяне Харитоновой, в 1842 г. со всем семейством переселился в Верхнеуральский уезд и избрал местом своего жительства казачий поселок Арсинский (Арси, как его называют сокращенно); в следующем году был он зачислен в казаки, а в 1853 г., с именем Василия, принял православие.
Об остальных потомках пленных Французов, ранее зачисленных в Оренбургское казачье войско, трудно в настоящее время собрать какия-либо положительные сведения, т. к. они, при образовании в сороковых годах т. н. Новой линии, были переселены из прежних мест жительства на новыя места.
***Сибиряк-Красноярец
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Чт Июл 14, 2011 11:55 am Про еврейских казаков доселе не слыхал. Впрочем, финал сей странной затеи был вполне предсказуемый.
Касаемо теории переселения казаков с Дона на Русь в татарское время, - та же история, что и с казачьими войсками Золотой Орды, - никаких фактических подтверждений. Вопрос - откуда тогда об этом знает Гордеев? Многочисленный воинственный народ приходит на Русь, а в документах, летописях, повестях, песнях и прочих исторических источниках об этом ни звука? Судите сами – насколько это вероятно.
Поэтому я придерживаюсь традиционной версии: сибирские казаки были по происхождению в большинстве русскими мужиками, «прибранными» на службу. «Погоня за соболиным хвостом» увлекательна для всякого вольного человека, не только казака. А вольных людей на Руси тогда было немало. В Сибирь шли в основном северяне, а на Севере не было ни бар, ни крепостного права. Хлебопашеством на Севере не проживёшь, тамошний народ – промысловики, рыбаки, охотники, мореходы. Предприимчивый, промышленный дух там был всегда высок, всё Ледовитое море поморы объездили и в Сибирь ходили задолго до казаков, по-видимому ещё во времена Киевской Руси. В Сибирь им была прямая дорога, чем на родине привыкли промышлять, тем же и в Сибири занимались. Да и в прочей России до введения крепостного права было немало свободных людей, к тяглу прикрепляли только дворохозяев, а у тех на дворе и дети, и племянники, и прочий народ, - эти вольны идти куда хошь, если есть желание, – хоть в Сибирь, хоть в Дикое Поле. До Петра, даже и при крепостном праве, межсословная группа вольных (гулящих) людей была официально признана. Сначала вольные шли, - за добычей и фортуной. А после, особенно как Пётр поприжал, уже побежали от такой житухи, - туда, где вольнее дышалось, в Сибирь тоже. Там документов не спрашивали, принимали всех. Была, конечно и государственная колонизация, ссылка. Ну а в результате, особая русская порода – сибиряки! В том числе и ваш покорный слуга! Very Happy
***Son OF Steppe
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Пт Июл 15, 2011 8:35 pm Цитата:
Поэтому я придерживаюсь традиционной версии: сибирские казаки были по происхождению в большинстве русскими мужиками, «прибранными» на службу. «Погоня за соболиным хвостом» увлекательна для всякого вольного человека, не только казака.
Ну, в этом нет ничего противоречивого. Можно собрать отряды русских мужиков и поручить им выполнение разных военных функций и назвать это казачеством. Но это как раз и будет только лишь казачество а не народ - казаки.
*** Сибиряк-Красноярец
Тема: Re: Казаки. Сословие или Национальность? Сб Июл 16, 2011 3:57 am Цитата:
Ну, в этом нет ничего противоречивого
Разумеется. Просто существует среди казаков-националистов такая тенденция - объявить решительно всех казаков прошлого, всё Казачество, казаками по крови (по этносу). В Казачестве же, как я уже говорил, были и есть и социальные и этнические образования, которые появляются и исчезают, переходят друг в друга; на основе социального возникает этническое; и наоборот, близкие этнические группы объединяются и растворяются в этно-социальной общности. Тут сложная диалектика жизни, не укладывающаяся в тупо-прямолинейные подходы.
Утверждение "казаки-народ", само по себе, мало что значит. В прежние времена народами называли нации, сословия, областное население, несословные социальные группы. В каком именно значении употреблялось слово в том или ином случае? Вот почему ссылки на старые книги мало чего стоят. В давние времена понятию "народ" придавали одно значение, спустя долгое время уже существенно другое. Отсюда, сначала непонимание и ошибки, затем, кое у кого, уже сознательные спекуляции. Казачьим народом называли в старину и всех казаков в целом, сначала социальный слой, затем сословие, - социальное образование. И отдельные локальные группы казаков старинного происхождения - этнические образования. А теперь валят всё в одну кучу и пытаются декретировать каждый своё, не обращая внимания на исторические реалии.