Поиск по форуму


Родительская суббота

Ответить
АлексейП
Сообщения: 171
Зарегистрирован: 14 июн 2013, 11:24
Контактная информация:

Родительская суббота

Сообщение АлексейП »

Сообщение от 08 Марта 2013
Восстановлено из заблокированного форума: Донские казаки в борьбе с большевиками :: КАЗАЧЬЯ ЖИЗНЬ :: ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ
____________

Николай Н.

23 февраля/9 марта 2012 года от Р.Х.

Вселенская родительская суббота (мясопустная)
В преддверии Великого поста



РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА:
живые и мертвые

Профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ
протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО рассказал,

в чем суть адских мук, и как живые могут помочь мертвым


К Великому посту мы готовим и себя и наших усопших

Родительская суббота установлена Церковью для вселенского поминовения усопших. Таких суббот в церковном году две. Одна из них связана с воспоминанием о Страшном Суде, который ждет всех и после которого участь наша будет уже решена и покаяние не возможно. Но, до этого, после того, как над душой произведут так называемый Частный суд, оказывается еще можно что-то изменить.

«Мы все сейчас в условиях подготовки к Великому посту. И эта суббота поминовения усопших установлена накануне воскресного дня, который называется неделя о Страшном Суде. Поэтому мы готовим к Великому посту для себя и наших усопших родных. Эта родительская суббота посвящена тому, что мы сами вспоминаем Страшный суд и призываем тех, кого мы можем призывать вспомнить о том, что этот суд непременно будет. И не зря она называется Вселенской родительской субботой. -- говорит отец Борис. -- Эта суббота особенное, более серьезное поминовение, чем когда либо в Церковном году, потому еще, что оно связано с огромной эмоциональной нагрузкой и для нас и для усопших. Ведь они, как и живые, хотели бы быть подальше от Страшного суда».

Нам кажется что тот, кто умер, уже больше ничего не хочет и ему уже ничего не надо. Поэтому утверждение о том, что мертвые боятся Страшного Суда так же как и живые очень странное. Но отец Борис говорит о личности человека, которая и после смерти остается такая же какая была и при жизни: «Я хотя и не знаю, как себя ведут усопшие, но обратите внимание на психологию живых. А психология наша подталвивает нас забыть про то, что вообще есть смертный час. Мы живем тем, что сейчас дается нам в руки. Эту психологию можно распространить и «туда»». И вот в эту субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный Суд. И не только мы об этом вспоминаем, но и те, кто должен помнить о нем уже в своей вечной жизни. И тут живые призваны помогать мертвым. «Мы своими молитвами должны как бы канючить усопшей душе «обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю Богу».


Душа и за гробом может пожелать быть с Богом

Изменения души возможны и обращение к Богу после смерти возможно, так как личность все еще имеет свою инициативу. «Допустим душа в неопределенном состоянии. А мы верим, что душа сохраняет волю, чувства, разум. Хочет ли она быть с любящими Господа или ненавидящими Его? Что-то она должна выбрать. -- Рассказывает отец Борис. -- Другое дело, что она этим не может воспользоваться для своей деятельности. Все таки любая деятельность возможна только с помощью тела. Мы своими молитвами ей помогаем. Я это говорю не потому, что я знаю, а потому что так мне хотелось бы знать».

В действительности, смерть это есть в некотором роде преображение человека. Тогда он узнает всю свою жизнь и еще узнает соответствует ли она Божиему замыслу или не соответствует. Именно это соответствие рассматривается на Частном Суде.

Наши молитвы могут помочь «вытащить» душу, желающую этого, из адских мук. «В житийной литературе очень много таких освобождений. Например мученик Уар освободил родителей того, кто очень почитал его и берег его мощи. И таких примеров очень много.

Если говорить вообще, мы с вами не можем все время молиться. Но хотя бы в эту субботу надо собраться, чтобы помолиться о наших усопших, чтобы вспомнить всех, кого только мы можем вспомнить. Даже тех, кого и не положено в Церкви поминать, самоубийц и еретиков».

Мытарства блаженной Феодоры – образ частного суда

Знаменитые «Мытарства блаженной Феодоры» яркий пересказ удивительного явления. «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили», -- повествует рассказ блаженной о том, как она проходила испытания прежде чем ее участь до Страшного Суда была решена. Феодора рассказала это, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию. Далее рассказ блаженной Феодоры изобилует мельчайшими, и казалось бы совершенно фантастическими подробностями адских мук и испытаний различных страстей души.

Отец Борис не сомневается, что для блаженной Феодоры все так и было: «Есть много вещей, которые мы чувствуем, они даются Богом для нас, но мы не можем это передать нашим современникам, потому что это было только для нас. Апостол Павел, например, говорит о том, что у него нет таких слов, которые могут передать то, что «там» происходит. Конечно блаженной Феодоре было явление и она этим явлением смогла поделиться с окружающими. Потому что это надо было передать всем людям. Во-первых, то что частный Божий Суд производится ангелами добрыми и злыми. Во-вторых, то, за что будут судить человека, в чем суд заключается. Это педагогическая задача. «Всем» не потому что она так почувствовала, а потому что это дошло до нашего времени. То, что записано и сохранено Церковью, не случайно и не только принадлежит тому человеку, к которому это относится. Грехи, о которых она говорила каждый в то время мог узнать в себе. Вот мы просим Бога «дай нам увидеть мои прегрешения». А как мы их увидим? Особенно, если мы считаем их своими достоинствами.
Мне кажется, что блаженная Феодора всегда рассматривалась, как образ частного Суда Божьего над человеком. Мы знаем очень много описаний мытарств. Не только Феодоры. Например Кирилл Александрийский описывает их. Но он это делает своим способом, а у блаженной Феодоры другой способ».

Адские муки существуют на самом деле

Есть такое мнение у свитых отцов, что адские мучения будут заключаться в муках совести. Они конечно будут страшными, но не будут иметь физического воздействия. Отец Борис с этим не согласен: «Это мнение особенно не было принято. Более было принято другое, что адские муки вызываются некими реальными вещественными началами, которые воздействуют на душу. Поэтому, называя их, говорят «червь неумирающий», «огонь неугасимый», «геена огненная». Все эти названия должны обратить наше внимание на то, что эти муки некая материальная субстанция. Материальная ли она в нашем понимании, этого я не знаю. Например, тот огонь, который мы знаем, не может действовать на душу. А огонь адских мук, которого мы не знаем, на душу действует. У святых отцов очень распространено было мнение, что «озеро огненное», то которое описывается в Апокалипсисе, вполне материально, хотя, его материя может быть для нас незнакомой. Как скажем огонь извергающегося вулкана не похож на тот огонь, который горит у нас в камине».

Сечина Ирина

Источник


+ + +


Прочитать

Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах




Дни особого поминовения усопших в 2013 году


Родительские субботы 2013

Вселенская родительская суббота (мясопустная) - 09 марта

Суббота 2-й седмицы Великого поста - 30 марта

Суббота 3-й седмицы Великого поста - 06 апреля

Суббота 4-й седмицы Великого поста - 13 апреля

Радоница - 14 мая

Поминовение усопших воинов - 9 мая

Троицкая родительская суббота - 26 июня

Димитриевская родительская суббота - 02 ноября


Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.



Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Да-да, день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться»).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Димитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство (угроза которому на Руси возрастала по мере исламизации Орды), согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».


Источник




+ + +


Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их),
и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Аватара пользователя
Меликесов
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 10:05
Контактная информация:

Re: Родительская суббота

Сообщение Меликесов »

галина головицкая (филиппова)
22:28
Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота День поминовения всех усопших (Фото: Picsfive, Shutterstock) 2 ноября (дата для 2013 года) Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут. Русская пословица 8 ноября (26 октября по старому стилю) православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота. У Димитриевской родительской субботы многовековая история. Этот день поминовения усопших был установлен по почину великого князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского. Более шести веков тому назад, собираясь на битву на Куликовом поле, Дмитрий Донской был благославлен на бой с иноземцами игуменом Троицко-Сергиевой обители Сергием Радонежским. В войско Донского по благославению Сергия вступили два инока обители — Александр Пересвет и Андрей Ослябля — которые пали в битве, а затем были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре. После битвы на Куликовом поле (8) 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем и вернувшись с поля сражения, снова посетил Троице-Сергиеву обитель. Великий князь совершил в обители поминовение православных воинов, погибших в Куликовской битве, и предложил Церкви творить поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского. Предложение великого князя было принято, потому что победа, доставшаяся русскому войску, была окрашена кровью тысяч православных воинов — утрата сыновей, мужей, отцов принесла в русские семьи слезы горя и отчаяния. Первоначально поминовение совершалось по всем православным воинам, павшим в этом сражении. С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота всегда проводилась на Руси торжественно: посещали могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины вспоминали и причитали. В день Димитриевской субботы, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей — особенно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл — установленная после Куликовской битвы, она напоминает о всех погибших и пострадавших за Православие. Если Димитриевская суббота выпадает на 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, то день поминовения усопших переносится на неделю раньше.

Ответить

Вернуться в «ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 55 гостей