Поиск по форуму


ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА (ПРИХОД) и ПРИХОЖАНЕ

Ответить
АлексейП
Сообщения: 171
Зарегистрирован: 14 июн 2013, 11:24
Контактная информация:

ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА (ПРИХОД) и ПРИХОЖАНЕ

Сообщение АлексейП »

Сообщение от 11 Марта 2013
Восстановлено из заблокированного форума: Донские казаки в борьбе с большевиками :: КАЗАЧЬЯ ЖИЗНЬ :: ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ
____________

Николай Н.

ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА (ПРИХОД) и ПРИХОЖАНЕ

Неосознанные пережитки советского прошлого
и потребительская психология новых прихожан


За рубежом церковная община имеет четкий состав, устав, выработанный с учетом постановлений Поместного Собора 1917-1918 гг., приходские нужды там обеспечивает паства:
где-то существует церковный налог, где-то традиционные условно обязательные сборы. Кто оплачивает приходские расходы и содержит священника в России?
Что такое церковная община (приход) в наши дни? Есть ли обязанности у прихожан?



Об этих и других важных моментах жизни современных православных общин-приходов
рассказывает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ),
настоятель Николо-Кузнецкого храма (Москва) протоиерей Владимир Воробьев



Правовая беспочвенность

До сих пор в нашей церковной жизни очень многое не осознано и критически не осмыслено, даже на уровне Собора 1917 года, который состоялся почти сто лет назад.

Если мы обратимся к приходскому уставу, который был принят на этом Соборе, то увидим, что приходом там называется сообщество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме. В современном уставе, который принят уже современными соборами, нет упоминания о «местности». То есть территориальный принцип, который с древности был положен в основу жизни Церкви, из устава ушел. И это, конечно, соответствует сегодняшней реальности, а не просто ошибка. Отметим этот очень существенный момент в организации церковной жизни.

Если, как это было прежде, прихожанами считались лица, проживавшие в пределах прихода и сохранявшие живую связь со своим храмом, то при перемене места жительства, такому прихожанину давалась выписка из приходской книги, и без этой выписки стать членом другого прихода он не мог. Церкви в те времена государством были усвоены функции современного ЗАГСа или какой-либо другой административно-территориальной конторы, в которой человек прописан, где делается запись о его рождении, выдается свидетельство о браке и т.п. До самой революции регистрация браков и рождений продолжает мыслиться как обязательная функция приходов. Эти функции не отменяет даже Собор 1917-1918 года, и только к 1920-му году они у Церкви насильно изымаются Советской властью. Церковь настолько привыкла к своим обязанностям ЗАГСа, что никак не хотела их уступить и протестовала. Теперь мы об этом нисколько не жалеем, нам ясно, что регистрация гражданских состояний только мешала Церкви, но необходимо понимать, что свое положение в государстве до революции Церковь осознавала в терминах определенного правового поля, существовало правовое мышление в Церкви, сегодня почти утраченное. Потеряв всякие привязки к территории, к какой-либо регистрации, мы потеряли и правовое сознание внутри Церкви, во многом потеряли почву под ногами.

На Соборе 1917-1918 года о членах прихода и членских взносах, как источнике приходского бюджета, прямо не говорится. Но при обсуждении имущественного положения Церкви звучали мысли о том, что приходское собрание может заниматься самообложением, может назначать какие-то сборы, одним словом должно заботиться о материальной жизни прихода, привлекая к этим заботам членов прихода.

В современном уставе, составленном примерно через 80 лет, вопрос о членстве в приходе даже не ставится, потому что это членство у нас никак не регистрируется. У нас нет приходских книг, где были бы записаны члены прихода. Мы только недавно стали снова выдавать справки о крещении, но это никому не нужно, кроме тех случаев, когда человек уезжает за границу или готовится к рукоположению. Т.е. по сути членства в приходе в юридическом понимании у нас просто нет. Соответственно и вопрос о границах прихода оказывается лишенным всякого смысла. Мы не можем проследить, кто является нашими прихожанами, да и не хотим прослеживать, где кто живет и почему он ходит именно в наш храм. Своих прихожан мы часто называем «приезжанами», потому что они приезжают, откуда хотят. Иногда даже из других городов, из далекого Подмосковья, и приезжают не по территориальным соображениям, а просто выбирают приход, который им больше нравится. Многие люди собираются вокруг священника в некую духовную общину, которая никакой регистрации не предполагает.

Какой-то правомочностью, а, следовательно, и ответственностью в современной российской церковной реальности нагружены настоятель прихода, приходское собрание (совершенно нетождественное собранию всех прихожан) и приходской совет, выбранный приходским собранием. Практически это означает, что все приходские проблемы (в том числе финансовые и хозяйственные) призваны решать настоятель и, если найдутся, — еще несколько активистов, например, староста, казначей, помощник старосты.


Бесплатно, «за пожертвование» или по прейскуранту?

Ввиду всего сказанного в Русской Церкви достаточно остро стоит проблема с материальным обеспечением церковной жизни.

На Западе, с его правовым сознанием, Церковь содержится членами прихода, и прихожанин обязан участвовать в приходской жизни, в том числе платить взносы. Налог, которым в Германии обкладывается каждый, кто причисляет себя к какой-либо религиозной организации, имеет свои отрицательные стороны, но все-таки это — способ содержать приход. В Америке такого налога нет, но и там, если кто-то записан в приходскую книгу, он должен что-то давать на содержание храма, в противном случае его могут просто исключить из прихода. Некоторые «христиане» даже не любят ходить в Церковь, потому что, когда они туда приходят, то на них смотрят вопрошающим взглядом: почему ты не принес свои пять долларов?

У нас этого в принципе нет, в этом вопросе в России абсолютная свобода. Кто бы к нам ни пришел в храм, его никто не спросит, когда ты был тут последний раз, давал ли хотя бы раз в жизни одну копейку на Церковь? А, если зашедший в храм человек скажет, что нужно сейчас же ехать в Калугу крестить его умирающую бабушку или нужно немедленно кого-то причащать, отпевать, никто не спросит его, является ли он прихожанином этого храма или нет. И вполне вероятно, что священник поедет с ним к его бабушке, т.к. ощущение священнического долга, воспитанное в бесправные катастрофические советские времена, не позволит ему отказаться или послать в другой храм, находящийся «поближе к требе».

В этой связи возникает дискуссия по вопросу о плате за требы: можно платить или рассчитывать на плату за требы или нет? С евангельской точки зрения все вроде бы просто: «туне приясте, туне дадите» ["даром получили, даром давайте"] (Мф. 10:08). Почему невозможно перейти к практике бесплатного совершения треб повсеместно?

Дело в том, что в России требы являются одним из основных источников материального содержания священника. Такая практика сложилась веками, еще задолго до Собора 1917 года. Устав же не поднимает вопрос о требах, он упоминает об отчислениях в епархию, но вообще не говорит, как должна быть устроена финансовая жизнь на приходе. Оплату треб предпочитают мыслить как пожертвование.
Хотя сейчас в храмах нередко можно встретить, например, такое объявление: «пожертвование за крещение — 500 рублей». При этом говорят и делают вид, что это не прейскурант, не цена, а «добровольная жертва». Такое лицемерие может только возмущать. На Руси издавна было принято батюшке «денежку» давать, т.к. в народе было понимание, что священнику тоже жить на что-то надо. И, наверное, в этом не было бы беды, если бы в наше время не возникали при этом коммерческое сознание и коммерческие отношения.

Как правило, городской священник нигде, кроме храма, не работает, хотя в наше время бывают случаи совместительства, когда священник подрабатывает на светской работе.
В бедных сельских приходах, где и до революции священнику приходилось пахать, питаться огородом, сейчас бывают совсем трудные, практически невыносимые условия. В городских же приходах священнику работать некогда. Все время отнимают заботы, связанные с жизнью храма, который часто нужно еще и восстанавливать или капитально ремонтировать. Государство священникам не платит зарплату, епархии содержатся за счет приходов. В таких обстоятельствах нередко на приходе устраивается настоящая коммерция. Получается магазин духовных товаров, на которых можно неплохо зарабатывать, особенно в столичном «спальном» районе.

И народ наш это терпит, потому что привык, потому что не знает, что может быть как-то иначе. Коммерческий подход внедряется в народное сознание и воспитывает новый тип священника, алчного, сребролюбивого, расчетливого. Такие священники удивляются, когда слышат об отмене платы за требы: «Как это — бесплатно?» Люди замечают это, особенно на периферии, где народ бедный, и часто уходят из Церкви. Коммерция содействует тому, что выигрывают на фоне Православной Церкви католики, протестанты и сектанты.


На что же жить храму и священнику?

Библейской нормой является пропитание священников «от алтаря», т.е. — на пожертвования. Кроме жертв, полагавшихся по Закону Моисееву, каждый иудей должен был вносить «десятину» от своей прибыли на содержание храма и все храмовые нужды. Вместе с Христовой заповедью, данной апостолам (и, следовательно, — всем священнослужителям), ничего не требовать за свои духовные труды (проповедь, священнодействия и т.п.) Это означает, что священник все свое служение должен совершать «туне», т.е. — даром, не назначая никакой платы, а жить должен на добровольные пожертвования верующих людей.
Ветхозаветных же верующих — иудеев Закон Моисеев обязывает отдавать на храм десятину вне зависимости от того, что и как делают для них священники. Десятина никак не связана с «требами» в нашем понимании. Но норма Закона о «десятине» — это не государственный налог и не требование священников. Это — заповедь Божия. Не давать десятину — грех в понимании Ветхого Завета. Такого сознания, обычного для ветхозаветного иудея, современные христиане не имеют, хотя речь о десятине давно уже не идет — жертвовали бы хоть понемногу, сколько могут.


К сожалению, у современных христиан не воспитано чувство ответственности за Церковь, за храм. Они не понимают, что, считая себя членами Церкви, они должны участвовать в ее материальном обеспечении. Они предпочитают оплачивать лишь свои личные «духовные нужды»: пришел в храм, купил себе что-то вроде индульгенции, и все в порядке.

Насущной задачей поэтому является воспитание в прихожанах, или «приезжанах», одним словом, — в тех, кто хочет считать себя членом Церкви, чувства долга, ответственности, наконец, — обязанности участвовать в жизни Церкви не только в качестве «получателя» духовных и других благ, но и в качестве «чада», которое должно заботиться о своей Матери-Церкви.

После советского периода в сознании огромной массы новообращенных православных христиан возникло представление о том, что Церковь в соответствии со своим призванием должна взять на себя тяготы нуждающихся и заниматься благотворительностью. Пример западных церквей еще больше убеждал в этом. А, когда через Церковь пошли потоки гуманитарной помощи с Запада, это сознание у многих окончательно укрепилось. Этому немало способствует представление о богатстве «попов», питающееся примерами покупки иномарок священником и т.п. Потребительское отношение к храму, убежденность в том, что «у них там денег много», глубоко внедрились в сердца целого слоя новых прихожан.

Не говоря о том, что такое представление не соответствует реальности, можно утверждать, что оно духовно глубоко неправильно, а в случае, где мало прихожан, треб и нет богатых спонсоров, такая психология ставит храм и священника на грань выживания. Прежде, чем воспитается правильное жертвенное отношение к церковной жизни у современных христиан, многие священники могут уже «протянуть ноги».

Поэтому нужно думать о срочных мерах помощи малоимущим приходам и бедному духовенству. Такими мерами могли бы стать попечительские советы при храмах, составленные из активных прихожан, различные приходские фонды, нацеленные именно на приходские и, в частности, храмовые нужды, может быть, какие-либо кассы взаимопомощи.

Кажется, очень уместно и естественно было бы для священника совершать все требы бесплатно, служить бескорыстно. Но при этом с полным правом и чистой совестью почаще и построже напоминать своим прихожанам о том, что именно они должны позаботиться о починке храмовой крыши, о сборе денег на текущий ремонт или убранство храма, может быть, даже конкретно — на приобретение какого-то предмета храмовой утвари.
Также можно собрать деньги в помощь больному или крайне нуждающемуся прихожанину. И этим вовсе не обязательно должен заниматься сам священник. В приходе обязательно найдутся ревностные и честные люди, которые возьмут на себя такие обязанности.


Самое главное — переломить потребительскую психологию, которая удивительно легко и гармонично уживается с коммерческим подходом к храмовой жизни в сердцах современных христиан.


Источник



__________________________

Предваряя возможные вопросы, отмечу следующее.

На Николо-Кузнецком приходе (настоятель о.Владимир Воробьев) многие из обозначенных выше проблем современной приходской жизни, конечно, тоже проявляюся. С разной степенью остроты.
Но ради справедливости следует также сказать, что они здесь не в забвении. Проблемы эти видят. И, по мере сил и возможностей, совместными усилиями клира и ряда активных прихожан они решаются.
При том, подчеркну, что львинуя долю помыслов, усилий и средств приходится употреблять на поддержание и развитие Свято-Тихоновского университета и смежных уникальных проектов (Традиционная гимназия, др.)

Кроме того. Заразой "коммерциализации" священники храма, слава Богу, не болезнуют. Просты, добры, открыты в общении. Что, в конечном счете, благотворно сказывается на духовной отмосфере.

АлексейП
Сообщения: 171
Зарегистрирован: 14 июн 2013, 11:24
Контактная информация:

Re: ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА (ПРИХОД) и ПРИХОЖАНЕ

Сообщение АлексейП »

Сообщение от 02 Апреля 2013
Восстановлено из заблокированного форума: Донские казаки в борьбе с большевиками :: КАЗАЧЬЯ ЖИЗНЬ :: ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ
____________

Николай Н.

Взгляд со стороны

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕНЫ,

которую возвели большевики
между обществом и Церковью


РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ

I

Религиозное образование, социальное служение и почитание новомучеников являются важными способами содействовать воцерковлению российского общества. Они преодолевают искусственную стену, которую большевики воздвигали между обществом и Церковью. Тем не менее, воцерковление заключается не просто в посещении Церкви, а в создании настоящей общины, в которой люди заботятся друг о друге и становятся одним Телом Христовым. Поэтому Русская Православная Церковь сегодня в первую очередь занимается вопросом о развитии и укреплении приходской жизни.

Первой предпосылкой формирования христианской общины является создание приходов, в которых люди регулярно собираются, знакомятся друг с другом и поддерживают друг друга. В таких больших городах, как Москва и Санкт-Петербург, приходов не хватает: большинство храмов находятся в историческом центре города далеко от спальных районов, в которых нет храмов, потому что советское правительство запретило их строительство. Сегодня в этих районах Церковь с согласия правительства начинает основывать новые приходы.

Второй предпосылкой создания общины является подготовка священников. Если священников будет больше, им будет легче знакомиться лично с прихожанами и заниматься развитием приходской жизни.
Создание общины также зависит от духовного образования священника. Церковь нуждается в священниках, которые умеют создать хорошую, дружескую атмосферу в приходе и идти людям навстречу.

В православной традиции считается, что создание настоящей общины зависит и от человеческих усилий, и от действия Святого Духа. В первую очередь, община создаётся через Причастие, когда люди получают Тело и Кровь Христа, становятся едиными со Христом и друг с другом. Вечная жизнь Христа наполняет их, так что люди перестают жить только для себя, а начинают жить для Бога и друг для друга. Хотя Причастие требует тщательного приготовления верующих (исповеди, поста и примирения с другими), это не значит, что нельзя человеку причащаться часто. Наоборот, сегодня многие священники одобряют регулярное причастие прихожан, даже каждую неделю. Это действительно новое явление в Русской Православной Церкви; в прошлом люди причащались редко, иногда только раз в год.

Новым явлением в церковной жизни также является создание разных приходских встреч, на которых люди общаются и узнают о проблемах и нуждах других. Мне кажется, что часто самое важное последствие участия в просветительских и благотворительных занятиях Церкви заключается в личном общении прихожан друг с другом. Кроме того, приходы стараются создать общину через организацию встреч, таких, как чаепитие после Литургии или молодёжный клуб.

На богословской конференции в ПСТГУ в 2012 г. ректор, отец Владимир Воробьёв, назвал главной задачей РПЦ создание общины и рассказал об особой общине, которую он нашёл в храме святителя Николая в Кузнецах в 60-х и 70-х гг., когда отец Всеволод Шпиллер был настоятелем. До сих пор приход состоит от активных, думающих прихожан, которые поддерживают просветительские и благотворительные проекты прихода.

Участники конференции также заинтересовались докладом Владыки Марка из Берлина. Он рассказал, что на Западе прихожане изъявляют желание участвовать в управлении приходом. Это необычно для России, но этому придётся содействовать, если приход станет настоящей общиной, в которой каждый член возьмёт на себя ответственность о благополучии всех.

Мне кажется, что в приходах таких городов, как Москва, желание создать общину, действительно, существует. Как на Западе, так и в России люди всё чаще выбирают приход по критериям общины, т.е. там, где они ощущают, что священник заботится о них лично и прихожане их принимают с любовью. После Литургии люди хотят участвовать в приходских занятиях и делиться своей жизнью с другими.

Социологические исследования показывают, что участие в церковной жизни особенно заметно в новом поколении интеллигенции. В Москве такие приходы, как храм святителя Николая в Кузнецах (отец Владимир Воробьёв), храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (отец Владимир Волгин) и храм святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (отец Димитрий Смирнов) привлекают молодых людей из всего города. В каждом случае священник известен как проповедник, духовник и выдающаяся публичная личность. В каждом случае прихожане активно поддерживают многие просветительские и благотворительные проекты.

В то же время россияне в целом не становятся более воцерковлёнными. Если говорить об участии в Евхаристии, уровне знания церковного учения, чтении Библии и добровольном социальном служении, за 10 лет особого роста не наблюдается.

II

Ещё рано судить, удастся ли Церкви содействовать воцерковлению. Воцерковление требует терпения и времени. Создание общины не осуществляется сразу. Довольно медленно происходит образование и воспитание христиан. После 75 лет гонения РПЦ находится ещё в начале её духовного возрождения.

Тем не менее, если подвести предварительный итог, видно, что результаты церковной деятельности заключаются в меньшей степени в участии россиян в приходской жизни, а в большей степени - в присутствии и действии Церкви во всех областях общественной жизни. Сегодня Церковь находится не на краю общества, а в его центре. Она участвует в обсуждении важных политических и общественных вопросов, и везде слышится её голос.

По опросам, большинство россиян уважают Патриарха и Церковь. Церковь напоминает россиянам о том, что они принадлежат к древней, великой традиции, которая отличает Россию от культурных традиций других наций. Россия не может быть Россией без православного наследия. Церкви, монастыри, иконы, святые источники, мемориальные места и исповедники, пострадавшие за веру – всё это влияет на самосознание не только Церкви, но и общества.

Когда в 2011 г. миллионы россиян пришли поклониться поясу Богородицы, стало очевидно, что нельзя представить современную Россию без Православия. Даже в секулярной России, где глобализация и популярная культура сильно влияют на общество, чувствуется наследие Святой Руси.

В то же время присутствие и действие Церкви в обществе вызывают дискуссию, даже горячий спор. Церковь представляет собой что-то большее, чем культурное наследие. Она хочет влиять на развитие нации. Поэтому россиянам приходится определить свое отношение к политическим и общественным выступлениям Церкви. Появление новой политической оппозиции усложняет положение Церкви в обществе. Когда речь идёт о реформе общества или государства, возникает вопрос, нуждается ли Церковь в реформе.

Поэтому вопросы о воцерковлении остаются актуальными, даже если бы оказалось, что только меньшинство россиян участвует в церковной жизни. Какова миссия РПЦ в таких социальных условиях? Как живет христианская община в секулярном мире? Укрепляют ли религиозное образование и благотворительное служение веру и каким образом? Чему новомученики учат нас, если мы сами не страдаем за веру? Как готовиться к Причастию и как жить по-другому после Причастия, если мы причащаемся каждую неделю? В чём необходимо Церкви измениться, чтобы обращаться к людям современного мира? Общественное влияние Церкви поддерживает или препятствует её общению с Богом и созданию настоящей христианской общины?

Мне кажется, что Русская Православная Церковь только начинает размышлять об этих вопросах. Они требуют внимания её лучших богослов и священников. Ответы на эти вопросы во многом определят будущее развитие Церкви в России.



Профессор Джон Берджесс

Источник

Аватара пользователя
Меликесов
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 10:05
Контактная информация:

Re: ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА (ПРИХОД) и ПРИХОЖАНЕ

Сообщение Меликесов »

22 сентября. 22 сентября. Епископ Карпасийский Христофор (Кипрская Православная Церковь) выступил с критикой в адрес "Церкви сайентологии".

"В чем проблема сайентологии? Ее последователи регистрируются как фирмы, философские и антинаркотические центры, пытаются воздействовать на молодых людей, изолируют их от семьи, от круга общения. Люди, которые борются с этими сектами, подвергаются гонениям, с ними ведется война", - заявил иерарх журналистам в кулуарах международной конференции в Петербурге, посвященной изучению религий и деструктивных культов.

По словам епископа, большинство сект "действует под личиной". "Они направлены на разрушение личности человека, но Церковь с любовью и заботой хочет оградить и защитить достоинство людей, направить их на верный путь поиска надежды и спасения", - сказал он.

В свою очередь известный российский сектовед Александр Дворкин рассказал, что одно из заседаний конференции планировалось провести в законодательном собрании Петербурга, однако, когда информация об этом появилась в соцсетях, парламент города "был атакован" звонками, письмами и угрозами сектантов. В результате это заседание отменили.

Несколько лет назад книги основателя "Церкви сайентологии" Рона Хаббарда были признаны в России экстремистскими.

Интерфакс-Религия
Вложения
539w.jpg
539w.jpg (42.24 КБ) 3767 просмотров

Аватара пользователя
Einar
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 11 июн 2013, 11:14
Контактная информация:

Re: ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА (ПРИХОД) и ПРИХОЖАНЕ

Сообщение Einar »

Признаны, но преспокойно действуют. В Петербурге, например, под личиной "Молодежь за права человека". Пикантно, да?)
Андрей

Аватара пользователя
Меликесов
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 10:05
Контактная информация:

Re: ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА (ПРИХОД) и ПРИХОЖАНЕ

Сообщение Меликесов »

В этом, я так думаю, и есть двуликость власти.

Ответить

Вернуться в «ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 50 гостей