Поиск по форуму


Воспитание казачат

Ответить
Тимофей
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 11 июн 2013, 16:54

Воспитание казачат

Сообщение Тимофей »

Уважаемые, привожу отрывок, в котором запечатлён фрагмент реальной казачьей жизни, детство. Таких фрагментов бытия, присущих только нашей культуре, описанных живым, красивым языком, встречал достаточно, но остались только в памяти.
Надо , думаю, запечатлеть и здесь. Мне очень понравилось.

Но, вот, наступили, наконец, тихие летние ночи. Казачата любили ту природу бесконечных родных полей и те часы, когда накануне Праздника собираются отдыхать и поле, и сады, и солнце, - отдыхать, быть может молиться. А казачата и не думают отдыхать — у них свои планы. Накануне избранный «Походный Атаман» объявил приказ казачатам хутора к вечеру собираться на выгоне, чтобы всем двинуться в поход в «ночное» - пасти утомлённых за неделю верных казаку друзей — коней. Каким чувством восторгов бились юные сердца при этих сборах: наспех в сумках клалась снедь, главным образом, хлеб, сало, пшено. Ведь вкусней полевой каши с салом, на свежем воздухе, приправленной разболтанными яйцами, нет в мире другой пищи.
Пункт «ночного», обычно держался в большом секрете. Знал это только лишь один «Атаман», да подручный ему «есаул». Шуи и разговоры, впредь до приезда до желательного участка, строго воспрещались, чтобы кто не узнал в каком направлении пошла колонна. Обычно, даже избегали дорог. Ехали на неосёдланных конях по траве тихо, бесшумно, ориентируясь по звёздам.
Ночью мир являет иное зрелище. Ночью мир не похож на дневной. Тогда спадает с него денная как бы одежда, и он становится глубже и таинственнее; вместе со звёздами ярче и чище загораются огоньки человеческих сердец, - ведь настоящая, самая интересная жизнь у каждого проходит под покровом тайны, хотя бы в мечтах даже, под покровом ночи. Ночью Земля принимает загадочные очертания, и все будничные предметы душа одевает в идеальные покрова. Далёкие огни в поле напоминают лагерь филистимлян; мнятся на буграх и курганах мифические великаны в панцирях, египетские колесницы, запряжённые шестёрками диких, бешеных коней. В сознании чередуются рисунки и сцены из священной истории. Сближаются, как будто, настоящее и прошлое. Одинокий огонь костра бросает свой мистический свет на далёкое, на ушедшее в былое; воскрешается памятная Миру ночь в Гефсиманском саду. Тихий-тихий, тёмно-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания Петра, трижды отрекшегося от Христа...
Вокруг костра сидит будущая красота Казачьего народа и она слышит пение петуха в ближайшем хуторе. Бодрые, весёлые, пылкие. Ведутся рассказы, слышанные от дедов; на память приходят степные легенды, все пленительные грёзы, которыми живёт весь мир и дышит ими, все прекрасные сказки бытия. И тогда, в глубоком голубом Небе, в лунном свете, в полёте ночной птицы, летящей неизвестно куда и зачем чудилось казачатам торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни. Ведь мистика ночи охватывает всё живущее на широких полях и очаровывает как колдовство.
И, вдруг, команда Атамана: « По коням!» Бегут казачата опрометью к стреноженным коням, ухватившись за гриву взлетают на коней. И вот мчится как ураган по полю ватага добрых молодцев, только ветер свистит в ушах, да шумит под ногами коней трава, как плещущееся море. Несутся все за Атаманом в район ближайших хуторов, где по слухам, расположены большие площади бахчей с вкусными сладкими, как мёд, арбузами и дынями.
Приблизившись к пункту военных операций, «войско» спешивалось, обычно в лощине, оставляли коней на попечение коноводов по три коня на человека, остальные пешком рассыпались длинной по фронту лавой. Вёл их сам Атаман впереди, который строго следил за тем, чтобы «воины» собирали в торбы арбузы с тех участков бахчи, которые были пошире других — побогаче. Небольшие участки не подвергались «реквизиции», чтобы таким образом не обидеть быть может какую-либо бедную вдову. Обычно участки размежовывались линиями посаженных высоких подсолнухов, которые и давали возможность ориентировки.
Обычно, на большом пространстве бахчей сидел старый столетний дед, помнящий царя Гороха и египецкую царицу Клеопатру, который давно уже потерял слух. Правда, у него хранился самопал турецких войн, и он даже стрелял горохом, не причиняя никому вреда. Да разве услышишь казачка, когда он подползает «на пузе», подобно кошки.
Но, вот, послышался глуховатый крик совы, - это Атаман подаёт знак лаве отходить к коноводам с тяжёлыми торбами.
В самосознании не только ребят, но и во всём казачьем населении эти «походы» не считались воровством или грабежом, а наоборот молодечеством и удальством.
Ведь площади одних бахчей в Казачьей Земле, равнялись площади Бельгии и Голландии вместе взятых. Обилие арбузов и дынь, а также гарбузов (кабаков, тыкв) было колоссальное. Излишки шли на корм лошадей, коров, свиней. Продавать было некому, разве только приедет какой-либо московит («русский») и, купив целую арбу за бесценок, отправляет арбузы в города по железной дороге.
Только одни Кубанские казаки оказывались более рачительными: в громадных котлах за станицей варили арбузный мёд, называемый «нардек». Донцы же любили арбузы засаливать в капусте, в громадных бочках. Солёный арбуз, при веселиях на праздниках Рождества и Масленицы, когда водка лилась рекой, считался деликатесом, отрезвляющей закуской, ибо кислота, соединяясь химически с алкоголем, даёт в результате воду.
Прибывши на стоянку ночлега, казачата принимались за утоление своей жажды от волнений при «реквизиции» и скачки. При этом один арбуз съедался всадником, другой же отдавался коню-соучастнику. При этом интересно отметить, что какая бы конная колонна малышей или взрослых, при секретных походах, своими инстинктами сливались воедино: конь и казак. Каждый казачий конь внутренне понимал, что необходимо сохранить тайну и не дать внешнему «врагу» возможности услышать подъезжающих казаков, а поэтому ни один конь не позволит себе, например, заржать, но даже пырснуть.
Уталивши жажду, казачата ложатся в повалку на траву и чудеснейший сон охватывает их утомлённые тела. Вокруг стана выставляются на все четыре стороны часовые. И Боже спаси часовому заснуть, ибо бывали случаи нападения волка или конокрадов, обычно цыган или иногородних (московиты-«русские»). Пойманного конокрада избивали смертельно, без суда и следствия. Заснувшего часового, по суду всего майдана, секли хворостиной, причём экзекутор предупреждал, что если наказываемый позволит себе плакать, стонать или кричать от боли, то порция ударов увеличивалась.
( Генерал Иван Никитич Коноводов )

Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 14 июн 2013, 09:42
Откуда: Ростов на Дону-ст.Константиновская ВВД
Контактная информация:

Re: Воспитание казачат

Сообщение Андрей »

Замечательный рассказ! Знаешь Тимофей, мне довелось учавствовать в таких набегах. Когда-то я очень хорошо езъдил охлюпкой.Часто скакали по двое на одной лощади, но правил всегда я. :D
Бахчи сажали семейно(обычно 5-10 сток) в плоть до начала 90-х. Сейчас нет, если кто и сажает(обычно армяне или турки), только на продажу и гебридные сорта(по вкусу с нашими-тьфу)
Мило, как окунулся в детство. :(
Последний раз редактировалось Андрей 22 дек 2013, 14:48, всего редактировалось 1 раз.
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.Бог уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (Иов 5: 13).

Тимофей
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 11 июн 2013, 16:54

Re: Воспитание казачат

Сообщение Тимофей »

Спасибо, Андрей! Самому то как понравилось! Мне довелось на коня сесть уже только после армии. То, что предлагалось в парках меня не устраивало - ну как можно согласится с тем, чтоб тебя под узцы вели? Да никак! Сгонял в Казахстан, там коней полно ( сёдел только вот по одному на хутор) - вот там-то и погонял от души! Потом дружбан тут обзавёлся целой конюшней ( 80 голов), так и вовсе проблем не стало - было бы время и желание! Гоняю иногда, детишек беру.
Мы в детстве промышляли в походах. Излазили всю округа вёрст на 15. Иной раз не знали, куда ещё направиться - всё излазили!
Ещё на плотах по водоёмам с помощью весел и шестов ходили. Это сейчас детишки в основном по домам сидят. В наше время дома появлялись только для дом. заданий, поесть и поспать. Были времена! Но тем казачатам ( что описаны выше) только позавидовать можно! Это ж какая движуха!

Тимофей
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 11 июн 2013, 16:54

Re: Воспитание казачат

Сообщение Тимофей »

Нашёл вот ещё кое-что по воспитанию. Спешу поделится:

Семья как основной элемент педагогики

Интерес исследователей к изучению традиционных форм и методов воспитания появился сравнительно недавно, но уже привел к возникновению новой дисциплины - этнопедагогики. Одна из ее задач - показать, как совершалась и совершается передача культурных ценностей от поколения к поколению и таким образом сохраняется культурная преемственность.

«Этнос» (в переводе от греч.) - означает племя, народ. Этнопедагогика – традиционное народное воспитание, основы которого закладывались веками в семье, сохранившей свою самобытность, обычаи и обряды, исторические корни и родной язык.

С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Семья выступала своеобразным форпостом, оберегающим вековые традиции, в особенности нравственные устои.

В нашем селе началось возрождение казачества с создания ансамбля «Станица». Но, к сожалению, мы мало что знаем о традициях и обычаях казаков, в частности, о традициях семейного воспитания. Но без этих знаний не воспитать настоящих казаков, таких, о которых говорят: «Добрый казак!»

Невольно задаешься вопросами: Кто играет ведущую роль в семье: мать или отец? Были ли различия в воспитании мальчиков и девочек? Какие принципы прививались детям, чтобы они не были позором всего казачества?

Для ответов на эти вопросы я обратилась к внуку потомственного казака Краснопееву Леониду Николаевичу, справочной литературе.


Роль семьи в воспитании казаков

Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей - это раннее детство (до пяти лет), когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребенок быстро развивается физически, умственно, нравственно. Воспитывая детей, родители стремились следовать заветам старины, в основе которых лежали вековые идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду.

Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Воспитание в казачьих семьях строилось в основном на принципах «Домостроя» (II половина ХVШ в.). Глава в семье - самый опытный и старый казак. Слушать его и почитать - первая заповедь.

Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать дифференцированный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть свой вклад в общем деле.

Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым - значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми - всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине.

Родители внушали детям: будьте милосердны, живите своим умом и чужими чувствами. А жить чужими чувствами - значит чувствовать боль рядом живущего, переживать его судьбу, проявлять заботу о нем. Жить только для себя недостойно для казака. Настоящая жизнь тогда, когда живешь для других.

Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников проживающих в селе. Посещения родственников в праздники, помощь им в трудностях закрепляли у детей не только родственные узы, но и воспитывали их в требованиях традиций, обычаев, нравов, трудовых навыков и т.д.

Родители строго следили за взаимоотношениями молодежи до брака. Верхом неприличия считалось проявление чувств в присутствии старших. В казачьих семьях с малолетства знали, как и чем должны заниматься будущие мужья и жены, поэтому здесь всегда были лад и согласие. Разводов практически не было.

У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор: и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы). Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).

Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.



Воспитание казачат

После рождения ребёнка особо не торопились распеленывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.

Далее, ребенка всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.

Вообще, подобные «гадания» проводились на протяжении всего времени обучения-воспитания казака. Сейчас это назвали бы «тестами». Поэтому у казаков было принято так: сначала казачонка ставили в определённые условия, далее, смотрели на его реакцию, выявляли недостатки и достоинства, и уже потом начинали его корректировать и вырабатывать необходимые навыки и качества.

Рождение в казачьей семье мальчика или девочки воспринималось более или менее ровно. Первый раз мальчика стригли, когда ему исполнялся один год. Этот обычай встречается и у других народов, например, у бурят. Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму (палас), и крёстная мать срезала его первые прядки. Они потом хранились всю жизнь за «именной» иконой. После стрижки женщины передавали мальчика взрослым казакам, в первую очередь отцу или деду, одетым в казачью форму. Они несли мальчика к церкви. Там их ждал неосёдланный конь. Казачонка сажали верхом на коня и гадали, как он поведёт себя. По малейшим признакам старались определить судьбу будущего воина. Если малыш хватался за конскую гриву, то будет жив. Если заплачет, повалится с коня, то быть ему в бою убитым. По традиции, коня вместе с «седоком» обводили вокруг церкви. Потом отец брал сына на руки и вся родня и друзья пешком шли домой. У ворот родного куреня казаков встречали женщины. Подходя к воротам, крёстный отец восклицал: «Казака принимайте!». После этих слов крёстная мать снимала с отца шашку и говорила, обращаясь к крёстному отцу: «Возьми шашку, нашему казаку ещё расти нужно. Береги её до срока!». Крёстный отец бережно брал шашку и хранил её, пока крестнику не исполнялось 17 лет. В этом возрасте молодого казака приписывали к полку. Служить он начинал в 18-19 лет.

Крёстный отец обучал своего крестника всем видам военного искусства: рукопашному бою, верховой езде, владению холодным оружием, стрельбе. Почему такая большая роль в воспитании казачат отводилась крёстному отцу? Этому есть объяснение. В казачьей среде считалось, что отец при воспитании собственного сына может быть слишком строгим или наоборот, слишком добрым, что не годилось для суровой казачьей службы.

Обучение мальчика военному искусству начиналось очень рано, примерно с трёх лет. С этого времени его начинали обучать верховой езде. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой - с 10.

В семь лет мальчика по традиции стригли второй раз. Бритоголовым он впервые шёл в баню со взрослыми казаками, а затем − на исповедь. После исповеди в доме накрывался праздничный стол. За обедом казачонок последний раз ел детские сладости. Закончив обед, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты в комнату старших братьев. Старшие братья осматривали его одеяло, подушку и выбрасывали, если считали их мягкими. Они заявляли своему младшему брату: «Всё, учись служить. Ты теперь не маленький».

Характерно, что с этой минуты мальчика могли наказывать только взрослые казаки. Женщинам вмешиваться в, по сути, спартанское воспитание будущего воина и землепашца не полагалось. Примерно с 7-8 лет казачонок начинал посещать станичную или церковно-приходскую школу. С ранних лет мальчишки помогали отцу по хозяйству. Праздно шатающихся детей в казачьих хуторах и станицах практически не было. Все они воспитывались в каждодневном труде, хотя у них были свои игры и развлечения.

Все дети с уважением относились к старшим, особенно к старикам. Надев самую красивую рубаху, расшитую идеограммами народных ремесел, начинал весенний сев самый уважаемый мужчина. За столом самый лучший кусок пищи отдавали старшему мужчине. Казаки в знак уважения бросали к ногам старика свое оружие. Молодые, сидя не могли разговаривать перед старшими, а перед женщиной должны были снимать головной убор.

Если старшие уезжали из дома, то зачастую семилетний мальчик оставался за «хозяина». Отец вполне серьёзно говорил сыну: «Смотри, на тебе дом и женщины». К 10-ти годам мальчик уже понимал полную меру своей ответственности и на самом деле становился опорой дома и семьи.

Воспитание казачек

Рождение девочки в казачьей семье не праздновалось так широко и торжественно, как рождение мальчика, но тоже было радостью − тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. Народная культура обладает большим потенциалом в воспитании девочки как будущей благородной женщины. Традиции и обряды казачества обеспечивали духовно-нравственное воспитание девочки, дочки, внучки. Они создавали определенные ситуации, где девочка совершала женские поступки, которые формировали привычки и создавали настоящий женский характер, от которого зависело ее семейное счастье и счастье ее будущих детей. Ведь каждая девочка мать будущих детей.

Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика, стараясь развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Родители и близкие при рождении девочки молились о её счастье. Если мальчика постоянно обучали быть первым, находиться на людях, состязаться с другими мальчиками, то девочке, наоборот, внушалось, что самое главное в жизни − это крепкая семья и достаток.

Тем не менее, жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий у неё было не меньше, чем в жизни казака. Первые «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, весёлыми. Например, «смывали с дочурки заботы». Обычай этот состоял в том, что родная и крёстная матери, тётки, няньки (как правило, старшие дочери) первый раз с песнями и добрыми пожеланиями мыли девочку. Отец был единственным мужчиной, кто допускался на этот праздник. Пока девочку мыли, отец ел «отцовскую кашу». Её готовили специально. Она была горелая, пересоленная, политая горчицей, т.е. совершенно несъедобная. Отец должен был съесть всё полностью, не поморщившись, чтобы «дочери меньше в жизни горького досталось».

Все женские праздники отмечались в узком женском кругу, на женской половине дома. Приглашались только родственники. Праздники для маленькой девочки сопровождались подарками, угощениями, песнями, танцами. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки на первый бантик, гребёнку на «косу», «платок в церковь ходить» и т.д. В раннем возрасте подарки на девочку буквально сыпались потоком. Этим самым в ней формировали ласку, спокойствие, доброту. Девочку не поднимали до тех пор, пока она не выспится. Вместе с тем, в казачьей семье маленькой девочке не всё было позволено, её капризам не потакали.

Трудовое воспитание девочек начиналось рано. Они «хвостиком» ходили по дому за матерью, участвовали во всех домашних работах. Но была и особая работа − нянчить младших. Трёхлетнего брата могла нянчить и пятилетняя девочка, годовалого − трёхлетняя. Её потом называли няней, обращаясь к ней на «вы» в том случае, если она была старше на пять лет и больше.

Девочка должна была к выданью сделать не менее двухсот предметов приданого, большое количество хусточек, которые служили пригласительными открытками на свадьбу. Когда у девочки было готово приданое и она созревала физиологически, дедуля-казак по отцовской или материнской линии одевал ей на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внученька стала даренкой, выданкой. На Крещение ребята выбирали самую благочестивую женщину. Девушки – выданки надевали на себя многое из того, что они сделали своими руками, и вставали около крещенской проруби или ограды храма. Благочестивая женщина поднимала подолы шубеек, фартуков, платьев, юбок до юбки в синюю полоску. Она показывала будущим мужьям, на что способны девочки. После Крещения наступал период сватовства. В народе говорили: «Сватовство на Крещение – к счастью семейной жизни».

Заключение

Таким образом, бесспорной для казаков всех времен и регионов остается непреходящая роль семьи в воспитании достойной смены. Семья являлась источником крепкого духа, стойкости и выносливости, жизнелюбия казачества. Она была основным фактором в приобщении подрастающего поколения к народной культуре.

Приложение

Из беседы с Краснопеевым Леонидом Николаевичем, 1929 года рождения, внуком казака Краснопеева Григория Анисимовича.

«Леонид Николаевич, расскажите о вашей семье. Какие традиции поддерживались в вашей семье? Строгие были ваши родители? Какими правами и обязанностями обладала молодежь?»

« Ну, как нас воспитывали? Батьку слушались, да и дед тоже суровый был. За столом шуметь, разговаривать нельзя было. Чуть что - сразу ложкой по лбу.

Против слово сказать нельзя было. Отец все решал…

При отце курить нельзя было. Сейчас-то молодежь и пьет при родителях, и курит. А раньше за это можно было и заработать…

Пока ты не женился, полностью находишься под властью отца… да и женившись,.. если что не так, отец мог наказать…

Мать – то сильно не наказывала. Она только так, за шалости могла хворостиной отодрать… вот отца боялись, но и уважали… Бить не бил, а внушением мог так пристыдить. Думаешь – лучше бы отстегал…

Молодые обязаны были готовить себя к военной службе… уметь на коне скакать, шашкой рубить…прав особых не имели, должны слушать старших, что они скажут…

Вас-то девок сначала баловали много, подарками задаривали ... а ребят рано ко всему приучали…У нас ведь какая главная работа была: служба.

С малых лет родители приучали рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску забора.».

Аватара пользователя
Меликесов
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 10:05
Контактная информация:

Re: Воспитание казачат

Сообщение Меликесов »

Воспоминание о былом это очень важное дело, дабы помнили. Но не менее важным должно быть и продолжение традиций, ведь без этого и нам не жить в доброй старости. Первое к чему нужно всегда стремиться это общинность, именно в таком положении можно казачьим семьям устойчиво сохранять и обрядность (внешнее) и сокровенное (внутреннее). Помню, как много раз говорил сыну об аккуратности с обувью и всё мимо ушей, но достаточно было атаману только раз сказать и всё исправилось. Требования в семье сильны, когда казачата видят такие же требования в схожей семье, т.е. в православной и казачьей по крови. У нас нет семейной демократии и никогда её не было -- только монархическое управление. И критерием жизнеспособности является привлечение подобных семей друг к другу и чувство отстранения от чужих, ненашенских семейных взаимоотношений. Ведь если последние внедряются в семейное сознание (либеральное отношение к современной вседозволенности), то жди беды... а дети это в первую очередь усваивают. И здесь самым страшным испытанием есть советские бабушки. Защита в воспитании зиждится на трёх китах -- Церковные Таинства, воскресная школа и казачья община. Эта основа, обладая которой можно бороться за детские души и за родительское будущее.
Вложения
x_61495b67.jpg
x_61495b67.jpg (72.94 КБ) 6783 просмотра
x_2f8d7cae.jpg
x_2f8d7cae.jpg (148.91 КБ) 6783 просмотра
9Ia-bLXzWy8.jpg
9Ia-bLXzWy8.jpg (49.88 КБ) 6783 просмотра

Аватара пользователя
Меликесов
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 10:05
Контактная информация:

Re: Воспитание казачат

Сообщение Меликесов »

ПНикола Гостев Что понимается под "либеральным отношением к современной вседозволенности" в контексте семьи? Какая вседозволенность в семье?
1 ч. · Нравится

Никола Гостев И что такое "семейная демократия" и "монархическое управление" в семье?
1 ч. · Нравится

Никола Гостев Мне не понятен основной посыл заметки. Вот про то, что дети на чужих людей смотрят (имеются ввиду неродные), это понятно.
1 ч. · Нравится

Никола Гостев Тема с советскими бабушками также не раскрыта. Я вот, например, именно благодаря своим бабушкам и усвоил в детстве основы взаимоотношений в семье. Поэтому мне не понятно, какое зло таят советские бабушки?

Первое -- вседозволенность в контексте семьи это когда дети позволяют себе то, что не позволяют себе родители... то есть идёт пост, родители постятся, а дети по причине того, что не постятся остальные копируют своих сверстников, а не родителей, это касается отношений и к телевидению, к доступу интернета и мобильных телефонов. Сюда можно включить участие в мероприятиях школы, как у нас недавно на Страстную пятницу школьная администрация устроила встречу весны. Наши дети не пошли в школу, т.к. на нашу просьбу перенести это на другой день администрация проигнорировала. Если бы наши дети возмутились, а они уже не маленькие, то вирус вседозволенности уже значит проник в их сознание... но слава,Богу, заложенный духовный контроль сработал. Проще говоря -- вседозволенность в семье это, что хочу то и делаю и никто мне не указ. Второе -- семейная демократия, состояние равноправия в семейных взаимоотношениях, когда жена имеет равный голос по силе принятия решения ( а не просто советчик). В таком случае претензия на власть разрушает единоначалие и вместо одного верного решения проблемы появляется несколько, т.к. на равную власть в семье будут претендовать и дети, не зависимо от возраста... знаменитый детский каприз -- я хочу и ВСЁ! Монархическое семейное управление ( не путать с тираническим), когда глава семьи учитывает всё необходимое для здоровья (духовного и физического) всех членов семьи и живёт ради защиты и развития их личности ( на то он и папа, что бы знать кому что нужно). Сама заметка направлена на то, что сейчас в современном мире главенствуют две модели семьи и воспитания детей. Одна светская и потворствует страстям и интересам современного мира, то есть свобода нравов -- либеральная, и консервативная (православная), когда любое желание проходит через критичность -- какие плоды они принесут впоследствии. При советской оккупации ценности единого рода разрушены, и поэтому понятие чужие относится скорее к духовно чужим людям ( даже если они и кровные родственники), а не просто неродным. И наконец последнее -- преемственность поколений, которая проходит через звенья единого рода через предков ( в данном случае через дедынек и бабынек к своим внукам) к своим потомкам. При советской власти всегда был дефицит в дедушках (сказался коммунистический террор против мужского населения), и поэтому вся тяжесть воспитания и передачи традиций дедов возлегла на плечи бабушек. И если они жили при советской власти и выжили, сохранив мудрость предков, это совсем не значит что они были советскими, даже если им приходилось проходить жизнь через советскую идеологию и коммунистические общественные организации, которые их духовно не изувечили. Совсем другое дело с теми бабушками, которые стали носителями "нового" мировоззрения по ленину-сталину, а по изменившейся жизненной ситуации стали ещё и как бы православными. Такие заявляют своим повзрослевшим детям -- я кувыркалася по жизни, теперь кувыркайтесь и вы, и вместо помощи осуществляют контроль, считая по своему что делается правильно и что нет... но при этом всячески балуют внуков, потакая им во всём. Для православных христиан самый важный образ жизни запечатлён в "Житиях святых", где Любовь есть служение в жертвенности, и борьба со своими недостатками, дабы они не передались нашим детям и внукам.
Вложения
gFlQWppMl60.jpg
gFlQWppMl60.jpg (56.71 КБ) 6761 просмотр
DbDsKXseADU.jpg
DbDsKXseADU.jpg (57.55 КБ) 6761 просмотр

Аватара пользователя
Меликесов
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 18 июн 2013, 10:05
Контактная информация:

Re: Воспитание казачат

Сообщение Меликесов »

РОЖДЁННЫЙ ЧЕТВЁРТОГО ИЮЛЯ.

Далеко-далеко за океаном 4 июля стал днём, когда приехавшие люди на неизвестную землю завоевали себе независимость, и появилась надежда быть свободными. А время течёт, время струится, словно песок сквозь пальцы, и кто помнит тех кто погиб за свободу, да и тех кто тогда остался в живых … Прошли столетия, сменились поколения и в моей семье родились дети, среди них сын с огненным именем Игнатий, рождённый в день заокеанского праздника – четвёртого июля.
Этим летом мы оказались за тысячи километров от Московии на землях наших предков – уральских казаков. Поутру дети выспались, помолившись , умылись и, сделав физзарядку, накрыли на стол. Вода из колодца, чай ароматный с печенюшками (праздничный торт жена атамана Светлана приготовила к вечеру, когда все после работы собирутся поужинать), а сейчас так вот скромно решили почаёвничать. Подарки же были приготовлены заранее, и атаман подарил игрушечный самолёт, с которым и в дальнейшем Игнатик не захотел расставаться. А сестрёнки «новорожденного» подружились с соседской девочкой Наташей, и она тоже в подарок принесла машинку и домашнее печенье, а я от себя и нашей старшей Ниночки (она сама выбирала подарок) одарил Игнатика пистолетом-пулемётом, естественно игрушечным и фантастической модели. Жаль только, что как и на Дону доброго коня не нашлось, чтобы сын в седло смог сесть, а то «восьмёрку» деревянной шашкой ему приходится крутить в пешем состоянии, да постриги по традиции не удалось провести.
Большая же радость, когда на семейный праздник можно сходить в храм Божий. Погода хоть и ветреная, но среди облаков живописно выглядывало солнышко. Атаман хутора Атаманский (Советский)несёт ещё и ответственность старосты церкви во имя святителя Николая Чудотворца. В трапезной дети попили чай, почитали, и стали рисовать коней. Сергей Александрович трудился, ремонтируя хоругви, а его сын Илья строил купель рядом с церковью. Время мягко перетекало из минут в часы, и незаметно пришёл в гости ко всем вечер. Накрыт праздничный стол, в центре которого красовался великолепный домашний торт, испечённый Светланой и, прочитав благословляющие молитвы, мы все вместе пропели «многая, многая лета… спаси Христе Боже на многая лета!» Игнатику исполнилось четыре года, и чтобы обрести ещё одну четвёрочку, надо подождать целых четыре десятка лет. Дай, Бог столько и ещё столько, и ещё полстолька! А как взял в руки гармонь атаман, да как запел, то праздник стал ещё и весёлым. К ночке ближе и коньячок употребим был, и песни стихли. Детки заснули счастливыми!
Лето 2015 год
Вложения
JwLWrrfYtN8.jpg
JwLWrrfYtN8.jpg (93.83 КБ) 4116 просмотров

Ответить

Вернуться в «ТРАДИЦИИ. БЫТ. ФОЛЬКЛОР»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 47 гостей