Вначале о впечатлениях положительных. Подобная конференция, с такой постановкой вопроса и в таком представительном составе, была первой в Российской Федерации, потому как в Президиуме сидели и ряд представителей Правительства РФ и ряд лиц высшего политического руководства страны, в том числе и зам. председателя Госдумы – С. Железняк.
Несмотря на одиозность этих лиц, они всё-таки присутствовали на конференции и вынуждены были слышать, что творили большевики с казаками.
Далее впечатления уже были смешанные и противоречивые и заключались они в следующем.
Вступительным докладом явилось выступление директора РГАСПИ А.К. Сорокина, который довольно чётко и правильно пояснил в нём, что гражданскую войну в России развязали большевики. Что они безответственно для достижения своих целей сеяли не только классовую рознь, но и национальную, натравливая на казаков то иногородних, то горцев. Казачьи станицы, в особенности на Тереке, безжалостно зачищались от казаков и на их место заселялись пришлые народы. Но что мне не понравилось в его выступлении, так это очередное и уже замыленое утверждение, что в гражданской войне нет ни правых, ни виноватых – виноваты все. И уж с тем, что он сказал в конце, я согласиться никогда не смогу. Он предложил выработать солидарный, консолидированный взгляд на историю, который бы был принят всем обществом. Взгляд на историю может быть только один – правдивый, основанный на фактах и документах. Как можно факты «солидаризировать», чтобы ими были удовлетворены и коммунисты и те, кто с ними боролся?
Вторым выступал зам. председателя Госдумы С. Железняк, и хотя в программе конференции он не фигурировал, видно, затронутый вопрос потребовал его присутствия, чтобы и эту тему увязать с нынешними процессами, идущими сегодня в России.
Вначале он зачитал приветственное письмо членам конференции от председателя Госдумы С.Нарышкина, а затем всё своё выступление посвятил вопросу недопустимости трагических последствий всяких революций на положение народа, приводя пример украинских волнений. Всё выступление было построено на общих фразах и выражениях, но прозвучали некоторые акцентирующие внимание посылы, а именно: среди прочего он заявил, что «сегодняшнее рассмотрение вопроса о расказачивании должно быть доведено широко до молодёжи. Но не стоит погружаться слишком глубоко в эту проблему – нужно ясно и понятно сформулировать, как рухнула Российская Империя и как казаки, защищая своё Отечество, вызвали к себе такой террор».
Я очень хорошо знаю, КАК, «не погружаясь глубоко» в изучение и понимание того или иного явления, порой это явление и события, связанные с ним, преподносятся (в том числе и молодёжи) прямо противоположно их смыслу. И боюсь, что именно так и будет, т.к. тот же Железняк не раз переиначивал в своих выступлениях смыслы многих исторических событий в России, в том числе и в истории гражданской войны и в истории советского строительства.
Он также заявил, что «сегодня, в сегодняшних условиях борьбы России за свою самостоятельность, поддержка казачества для российского руководства является приоритетной. Но в данной поддержке важна не покупка доверия казаков российским руководством, а взаимная осознанная поддержка и сотоварищество», при этом приведя пример, когда «братья казаки» защитили Украину и Крым от «нацистов-бендеровцев».
Исходя из этого высказывания нетрудно предположить дальнейшие шаги российского правительства по созданию исключительно того «казачества», которое станет абсолютно карманным у сегодняшней политической элиты, и будет верно ему служить, оставаясь само абсолютно бесправным.
Далее выступил Константинов Н.Н. – секретарь Совета при Президенте РФ по делам казачества, который заявил, что все мы находимся на этапе строительства Новой России, в которой «казачество» должно занять особое место, став мощнейшей патриотической и социальной силой государства, работающей на его благо. И подобными общими фразами было пропитано всё его выступление, в конце которого он сказал «Наша история будет красивой, мы объединим казачество на основе исторического примирения и исторически правдивых данных».
Что он имел ввиду под этими понятиями, когда всё сплошь и рядом искажается, я из его выступления так и не понял.
Далее был ещё ряд выступлений общего плана, где в основном всё было пронизано пафосом и радужными надеждами на светлое будущее «казачества».
- проректор казачьего университета (есть и такой) Букурадзе заявил, что они сейчас разрабатывают программу и уже в этом году будут внедрять цикл непрерывного казачьего образования от детсада до аспирантуры;
- зам.руководителя департамента по национальной политике Москвы Корниенко заявил, что казакам нужно помочь найти основу для становления и развития;
- и т.д. и т.п.
Удивительно, но присутствующий на конференции Атаман ВВД Гончаров, находясь также в президиуме, на трибуну не вышел и ничего не сказал.
Но и по тем, кто говорил, было очевидно следующее: каждый из выступающих старался найти в казаках что-то одно, которое необходимо сегодня развить и через это осуществить возрождение – кто-то считал это традициями, кто-то культурой (по большей части этнографической), кто-то – патриотизмом и т.п. Но никто не заявил о главном в казачьем народе – его государственной и политической культуре, где главным аспектом является способность добротно и качественно управляться на своих землях. Это не рассматривалось вообще; удел казаков – это исключительно поддержка сегодняшней власти, каковой бы она ни была и борьба с теми, кто с такой властью не согласен.
Для этих целей казаки обкладываются со всех сторон разными государственными структурами, которые будут вырабатывать методики осуществления этого «возрождения», завершая окончательную подмену казачьего народа на «всероссийское казачество», куда будут собирать всех тех, кто не устроился в жизни с помощью собственных сил и принужден будет вступать в это «казачество», чтобы занять выделенную для него ячейку «штатного патриота».
Что ещё меня поразило во вступительных докладах, так это удивительное единодушие выступающих в необходимости дебольшевизации сознания сегодняшнего российского общества. Причем, все эти призывы были у всех на устах, говорилось о серьёзных проблемах, с этим связанных, о том, что не распрощавшись с большевистским мировоззрением, построить сильную Россию не возможно. Правда, тут же (и тоже практически все) говорили о примирении и необходимости осознания величия достижений советской эпохи, что в общем-то перечёркивало сказанное вначале. И как ни странно, вот этот винегрет в сознании я увидел и в том антураже, в котором и проходила Конференция.
На самом здании ГАРСПИ красуются барельефы Энгельса, Маркса, Ленина:
В холле перед парадной лестницей стоит памятник Ленину:
А там, где развешены плакаты по истории расказачивания и сегодняшнего возрождения казачества, надо всем этим красуется картина, где Ленин выступает перед рабочими Путиловского завода.
Но, разумеется, поехал я на конференцию не для того, чтобы ознакомиться с этими вступительными речами, а более всего, чтобы послушать историко-научные доклады по расказачиванию, которые, судя по заявленным в программе темам и лицам, обещали быть интересными.
Однако, несмотря на довольно приличный список выступающих и уважаемых мной по прежним работам историков, доклады были очень слабые и, как правило, опирались на ранее изданные работы и ничего нового в них не было. Для меня стало очевидным, что это просто дежурное мероприятие и я уехал, не оставшись на открытие выставки, посвященной расказачиванию.
Позже к вечеру мне рассказали о том, что было на выставке, высказав при этом сожаление, что на ней представлены только документы о том, как уничтожали казаков. Но ответов на вопросы ПОЧЕМУ это произошло, ЧТО явилось основой этого уничтожения выставка не даёт, это остается непонятым, и никто об этом не говорил. Как непонятно и то, ЧТО из уничтоженного, в главном, необходимо восстанавливать.
Если вернуться ещё раз к анализу услышанного в докладах, кроме того, что я уже написал выше, мне видится ещё один, довольно серьёзный, порок в деле так называемого «возрождения казачества»: создаётся всё больше государственных структур, занимающихся казаками, всё больше политиков и государственных служащих обращает на них внимание. Не понимая сути казачьего народоправия, его менталитета и мировоззрения, они конструируют по собственному своему усмотрению облик и образ сегодняшнего казачества, коренным образом отличающегося от его истинного образа.
В этом «творчестве» они стремятся не столько понять то, что они «возрождают», сколько оправдать необходимость своего существования перед центральной властью, выпрыгивая из своих штанов, создавая одну программу за другой. Причем, мертворожденную, отстоящую от реальности, и абсолютно по сути своей анти-казачью. Делается это людьми с абсолютно другой внутренней культурой, другим менталитетом и другими понятиями о казачьей жизни.
Всё сводится к созданию управляемого сообщества людей, для которых предусматривается роль бессловесного, но организованного через эту бессловесность, электората. Который можно будет использовать в тех случаях, когда в тех или иных ситуациях, сложных для власти, они смогут её не только поддержать, но и удержать.
Решение общегосударственных задач, решение задач по эффективному управлению собственным Краем самими казаками, в данных программах не рассматривается и даже не поднимается. Мало того, подобные размышления жестко критикуются и пресекаются, как антипатриотичные и сепаратистские.
В общем - тот же «вагоностроительный завод», только в лампасах и погонах, при котором честь и достоинство теряет всякий смысл, выдвигая вперед лакейство и приспособленчество. А это более всего смахивает на окончательное «ползучее расказачивание», в котором на сей раз принимают участие сами казаки, и те, кто это звание присвоил. Но самое страшное, что всё это идёт под вывеской памяти жертв расказачивания.
Пока писал это сообщение, мне прислали ссылку на статью в ДонИнформБюро, которую решил разместить в данном сообщении - она отчасти доказывает то, что мной написано выше:
12:09 31/03
автор: Елена Романова
К 100-летию с начала Первой мировой войны в Ростовской области установят шесть памятников участникам этого исторического события. Об этом в понедельник сообщает пресс-служба Правительства Ростовской области.
Первым готовится влиться в эстафету Новочеркасск, который охватила настоящая волна памятникостроения. Там уже установили памятник Первой учительнице, на подходе - скульптурная композиция в честь козачьих коней и конная статуя атамана Платова - третья по счету. Местные жители не отстают от чиновников и предложили увековечить в бронзе исторический референдум в Крыму, который вернул полуостров под юрисдикцию России.
Вот и один из памятников по случаю юбилея начала Первой мировой войны появится в Новочеркасске в мае текущего года на территории Донского Императора Александра III казачьего кадетского корпуса. Как отметил мэр Новочеркасска Владимир Киргинцев, даже тротуарная плитка у памятника будет светлого и темного оттенка - намек на георгиевскую ленту.
В основе скульптурной композиции – рядовой солдат армии Российской Империи: казак в форме времен Первой мировой войны. О стоит на фоне Георгиевского креста – высшей награды для солдат за боевые заслуги и за храбрость.
Высота памятника составит 4 метра. При изготовлении будут использованы три материала: солдат выполнен из бронзы, Георгиевский крест – из латуни, постамент – из гранита.
«Люди, которые отстаивали честь России 100 лет назад, достойны того, чтобы быть в одном ряду с ветеранами – защитниками Родины, – передает пресс-служба регионального правительства комментарии вице-губернатора области Сергея Горбаня. – Хорошо, что такие памятники появятся на Дону, в центре мирового казачества, потому что именно казаки всегда защищали Россию и были на передовой».
По словам вице-губернатора, подобные памятники появятся в Азове, Ростове-на-Дону, Октябрьском и Азовском районах.
Примечательно, что два года назад власти уже заявляли о планах открытия в Старочекасске "памятника казачьей славы". Зам губернатора области Игорь Гуськов тогда видел его как "скульптурную композицию, олицетворяющую подвиг всего казачества, во все времена встававшего на защиту Отечества и отдававшего свои жизни за родную землю". Памятник планировали установить в 2012 году в рамках празднования 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года. На празднования из донского бюджета было выделено 24 млн рублей.
Однако до сих пор в старой казачьей столице есть только "камень казачьей славы", который находится в старочеркасском историко-архитектурном заповеднике.
А самым известным памятником донскому казачеству остается весьма спорная композиция в ст. Еланской, возведенная на частной территории известного казачьего активиста Владимира Мелихова. За свои средства он установил мемориал "жертвам большевистского геноцида казаков" и уже несколько лет держит его оборону. По последним данным, муниципальные власти в суде пытаются оспорить право собственности казака на участок земли, где расположен мемориал. А сам Владимир Мелихов не раз заявлял о давлении со стороны официальных властей, которым мемориал не нравится. Реестровые казаки Мелихова не поддерживают и вообще стараются не вспоминать о таком периоде в их истории как "расказачивание", в ходе которого органами НКВД были уничтожены сотни тысяч казачьих семей.
Еще один мемориал в память о жертвах репрессий среди казаков был установлен на народные пожертвования в Белой Калитве. "В годы репрессий и террора на Дону погибло более 2,5 млн казачьего населения, - гласит памятная доска. - Их убивали за то, что они хотели просто жить и работать на родной земле, за то, чт они всегда служили верой и правдой своему Отечеству. Мы не должны забывать об этом никогда, это наша история!"
ИСТОЧНИК