Рассказывать о каждом посещенном погосте, его состоянии и тех вопросах, что с ними связаны, будет довольно долго. Поэтому я остановлюсь лишь на том главном, о чём, на мой взгляд, стоит сказать и обратить внимание тех, кто нынче пафосно говорит о «собирании русского мира» - на проблему этого самого «русского мира».
Первым кладбищем, на котором похоронены в основном русские люди, казаки, которое я посетил, был погост Тегель, рядом с которым ранее находилось Свято-Владимирское Братство, первое официально действующее общественно-религиозное объединение в Германии в конце 19 века. Не буду рассказывать историю этой организации, как и историю создания Храма на этом кладбище, о них можно довольно подробно узнать в интернете. Именно здесь нашли свой последний приют донской казак Родионов И.А., командующий Донской Армии времён Атамана Богаевского – Сидорин В.И., а также множество выдающихся представителей ушедшей России, в числе которых 9 губернаторов (Киевской, Минской, Подольской, Волынской, Ярославской, Восточно-Прусской, Тургайской, Гродненской и Эстляндской губерний); 3 вице-губернатора (Курский, Курляндский и Лифляндский); 3 градоначальника (Киевский, Одесский и Харьковский); 3 министра (2 военных министра и министр путей сообщения); один заместитель министра внутренних дел, 2 генерал-адъютанта; 6 генерал-лейтенантов; 15 генерал-майоров; 54 полковника…
Вход на кладбище в Тегеле
Чтобы понять ту горечь, которая возникла у меня в момент посещения этого кладбища, я всё-таки вкратце коснусь тех моментов, которые пережил этот погост, и которые-то и привели его к такому печальному состоянию.
Как я уже ранее говорил, Свято-Князь-Владимирское Братство – первое в Германии общественно-православное объединение – было создано в 1890 году, куда входил Храм Святых Равноапостольных и Боговенчанных царей Константина и Елены и само кладбище, а также хозяйственные и административные постройки. Деятельность Братства включала в себя благотворительную и просветительскую работу. Дело в том, что в конце 19 - начале 20 вв. через Германию проходили тысячи русских людей, направлявшихся туда с России либо на работу (нередко и обманутые вербовщиками), либо возвращавшихся из Америки, мечтавших там быстро обогатиться, но не достигших своих целей и возвращающихся назад. В первую очередь и те и другие они нуждались в материальных средствах, чтобы добраться до дома.
И Братство такую помощь оказывало. Но не просто выдавало деньги (потому что считало это неправильным – и это верно), а предоставляло работу, где за каждый день платили по 2 дойчмарки (что соответствовало зарплате квалифицированного рабочего в Германии), из которых 1 марка оставлялась на будущий переезд в Россию, а другая марка – расходовалась на пропитание и одежду. Предоставление места проживания, света, воды и тепла осуществлялось Братством без оплаты.
7-8 недель работы позволяли скопить необходимые средства и выехать на Родину.
Первая Мировая война приостановила активную работу Братства, т.к. подавляющее количество русских, в том числе и священства, находившегося в Германии, стали выезжать в Россию. Опустел приход Храма, как и выехали многие члены Братства. Храм, кладбище и здания общества после оставления их русскими, попадают под опеку германских местных властей, которые руководствуются германскими внутренними законами: «по ст. 56 соответственного военного законодательства, собственность учреждений, занимающихся богослужениями, даже если оно принадлежит вражескому государства и находится в пределах собственной страны, следует рассматривать как частную собственность».
Следуя этому уложению, конфискация русских церквей и их имущества на территории Германии не допускалась. А так как сами русские уехали, то за собственностью Братства был осуществлен досмотр местной властью до момента возвращения собственника. И он вернулся. Правда, совсем в ином качестве – в качестве беженца с собственной Родины после революции и гражданской войны.
Что примечательно – сразу же после подписания Брестского мира, советская власть стала требовать у Германии передачи всех объектов Российской Империи, находящихся в данной стране, среди которых были и объекты церковные. Причем, стали создаваться параллельные общественно-религиозные организации, которые претендовали на имущество прежних.
Так случилось и со Свято-Князь-Владимирским Братством. В конце 1918 года в Берлине неким (никому не известным) Николаем Шилинским создается новое братство, с тем же названием, которое претендует на всё имущество прежнего дореволюционного объединения. Однако члены прежнего Братства восстанавливают через Германский суд свои права на принадлежащую им собственность, и тут начинается целая вереница судов. С одной стороны с ними судится вновь испеченное братство из неизвестных людей во главе с Шиловским, с другой – представительство СССР, требующее передачи собственности Братства в Церковное управление по делам религий СССР.
Однако суды первой инстанции и апелляционные суды Германии признали право собственности за прежним Братством, которое впоследствии вошло структурным подразделением в РПЦЗ.
Если существующее кладбище до революции было довольно небольшим, то после исхода русских людей по окончании гражданской войны, оно стало стремительно расширяться. До середины 20-х годов именно Берлин являлся центром русской эмиграции, в Германии в этот момент находилось около 300 тыс. беженцев. И на кладбище стали хоронить тех, кто, прощаясь с жизнью земной, входил в жизнь вечную. В основном это были военные люди и старших возрастов государственные служащие Российской Империи – её цвет.
На первой стороне земельного участка, где находилось кладбище, были построены бараки для инвалидов и покалеченных воинов Первой мировой и гражданской войн, которые не могли самостоятельно себя прокормить и содержать. Им в бараки привозили бумагу и табак, где они на месте набивали папиросы, которые затем продавались, давая возможность жить. Там же рядом их и хоронили, когда приходил их срок.
Постепенно кладбище расширялось воинскими захоронениями, и в 1934 году стараниями чинов II отдела РОВС был создан памятник в честь погибших воинов - в виде гранитного креста и бронзового меча на нем, с размещенной внизу надписью «Верным сынам великой России». От него двумя лучами и стали хоронить участников Русской Армии, скончавшихся на чужбине.
В 1994-96 годах, вследствие того, что данная «аллея» из могил имела разные надгробья и где деревянные, а где разной формы гранитные и железные кресты, Министерство культуры России решило заменить первые ряды слева и справа на новые, однотипные, из цельно-литого бетона, переписав в основании креста данные о захороненном. Однако, в течение прошедших 20 лет из-за некачественно исполненных надписей и самого креста, все они оказались смытыми, и кто где захоронен стало невидным… Вот так и вышло как обычно: хотелось как лучше, а получилось – как всегда… И только благодаря энтузиазму Александра Клюмбера, создающего картотеку захоронений по данному кладбищу, сегодня можно узнать где и чья могила.
новые кресты на захоронениях, установленные в 1994-96 гг.
Крест на могиле казака, полковника ВВД, донского писателя Родионова И.А.
Абсолютно не читаемая надпись на его могиле в основании Креста.
применяя разные методы – протирая, поливая водой,– стараюсь прочитать надпись.
Для сравнения: Крест, установленный в 1940 году (74 года назад) из самого дешевого камня – песчанника… Надпись прекрасно видна и время втрое большее не стерло её с него.
В это же время была установлена и эта памятные стелла, с надписью: «Россиянам, похороненным на русском кладбище в Тегеле»
В то время (1996 г.) было модно говорить «россияне». Время «русских образца 2014» ещё не подоспело. Но на этой стелле восстановление кладбища и закончилось...
К подвижнической деятельности Александра мы ещё вернемся, а пока продолжим краткое повествование о самом кладбище.
До 1945 года за состояние кладбища отвечало Братство и приход Храма, однако с подходом к Берлину Красной армии прихожане и члены Братства стали покидать свои места и уходить на запад. Для опеки над оставшимся имуществом и его охраны в Берлине остался один из членов Братства генерал-майор Н.И. Глобачев и ряд его товарищей. Несмотря на то, что территория Тегель находилась во французской зоне оккупации Берлина, и генерал и его соратники были из неё похищены советскими спецслужбами и отправлены в СССР.
Судьба генерала Глобачева Н.И. трагична: он погиб во внутреннем дворе тюрьмы в Вологде, судьба иных совсем неизвестна. Запросы историков по их судьбам остались без ответа.
После того, как Берлин был разбит на зоны оккупации, Московская Патриархия через военное руководство Советской Армии обратилась ко французскому командованию о передаче Храма, кладбища и объектов Братства в Тегеле в распоряжение РПЦ МП. Французы, не разбираясь в существе вопроса, вносят МП в реестр собственников всего имущества, принадлежащего Братству. Последующее узаконивание права МП на все объекты братства уже в ФРГ происходит путем создания внутри МП нового братства, которое якобы отказывается от имущества в пользу МП.
Однако, узнав об этой «операции», старые члены братства в 1953 году обращаются в суд по поводу незаконного присвоения их имущества и выигрывают его. Пройдя все судебные инстанции, последний суд в Берлине предписывает Московской Патриархии вернуть прежнему владельцу все его объекты. Однако МП возобновила новые иски, предлагая Братству выкупить у них их же объекты за баснословную цену в 500 тыс. немецких марок, якобы истраченные ими на ремонт крыши – и вновь бесконечные суды, которые практически полностью обескровили общество, т.к. с одной стороны этой тяжбы была МП, с полной финансовой поддержкой от государства, а с другой – небольшая группа русских людей, действующих исключительно на пожертвования, которые они смогли собрать. Но несмотря ни на что, суды ими были выиграны, однако, по договоренности с советским руководством французское правительство через своего посла в Бонне объявило Германскому руководству, что оно не допустит исполнения судебного приговора о возвращении тегельского имущества Братству. Причина такого ультиматума объяснена не была, но французы сослались на ещё действующий на тот момент закон № 7 оккупационных властей, дающий им право вмешиваться в судопроизводство Германии.
Вследствие чего суд вынужден быть принять ультиматум французской стороны и отменить своё прежнее решение.
В результате без собственности оказалось и само братство, и МП РПЦ – всё отошло к западному Берлину, Сенат которого передал Храм и кладбище в аренду МП (т.к. Братство не могло платить аренду), хозпостройки и административные задания были разрушены, а земли продали частным фирмам. Таким образом материальная база Братства была окончательно уничтожена.
И если до Второй мировой войны Братство следило за состоянием кладбища довольно тщательно, то после Второй мировой, когда оно перешло к МП, кладбище постепенно приходило в упадок. Кроме захоронения в нем советских солдат, которых нашли в западной части Берлина, иных захоронений практически не осуществлялось. Кладбище как бы законсервировалось по количеству захоронений, но приходило в упадок по качеству ухода за ним.
продолжение см. далее