За пару дней до отъезда в Ростов меня пригласили посетить Студию военных художников им. Грекова для ознакомления с их новыми работами, а также посмотреть готовящуюся новую экспозицию по Первой мировой войне в Центральном музее Вооруженных Сил.
Написать о своих впечатлениях до отъезда я не успел, но по приезду решил все-таки это сделать, т.к., думаю, они будут интересны для форумчан.
В самом музее я был где-то в начале 2000-х, тогда, когда узнал, что практически все фонды эмигрантского общества «Родина» и огромные объемы исторических реликвий, хранящихся в нем, были переданы в данный музей для постоянной экспозиции. Эти фонды были самыми большими в эмиграции, их тщательно собирали и хранили более 50 лет.
Объем их был поистине потрясающим: форма одежды Русской Армии, как Имераторской, так и в гражданскую войну; большая коллекция оружия, орденов и знаков; портреты и картины; реликвии, принадлежавшие известным лидерам Белого движения и эмиграции, фотографии, книги и архивы. При передаче всех этих фондов из США в Россию, правлению общества «Родина» было обещано российской стороной, что все полученное будет выставлено в музее Вооруженных сил, будут созданы спец.хранилища и т.п.
Передача состоялась и через некоторое время было объявлено об экспонировании в музее этих реликвий в зале Гражданской войны. Вот тогда я и поехал посмотреть. Увиденное мной тогда, мягко говоря, шокировало. В зале Гражданской войны, среди эйфории, посвященной Красной Гвардии, скромно в уголках и проходах было выставлено ничтожно малое количество экспонатов из огромного фонда, полученного от общества «Родина», которое практически полностью терялось за красными полотнищами и большевистскими лозунгами.
Тогда же я и узнал трагическую судьбу всего, переданного от общества «Родина», фонда, который в нарушении всех норм и правил любых архивистов – был безжалостно и бездарно раздроблен.
Часть его ушла в Российский фонд культуры Михалкова. Другая часть – в общество «Русское Зарубежье». Картинная галерея, часть музейных экспонатов фонда, рукописи – были переданы в 23 музея (!?) страны, часть распихали по другим хранилищам и всевозможным обществам. То, что многие годы подвижнически собирали и хранили для России эмигранты, было раздроблено и распылено по десяткам учреждений. А ведь подобные, редчайшие, фонды должны четко придерживаться принципов недробимости собрания.
Тогда, при осмотре я понял всю лицемерность власти, ратующей на словах о создании Музея Русского Зарубежья и восстановления исторической правды о русских изгнанниках – их мире, созданном в Зарубежье, их жизни и подвиге во имя своего Отечества - это была показуха для замыливания глаз эмигрантам, передавшим фонды; а на деле – просто его уничтожение.
После данного посещения я уже в этот музей никогда не ездил. И вот прошло более 10 лет и, воспользовавшись приглашением, я решил все-таки съездить еще раз и посмотреть, изменилось ли что.
Но при осмотре в этот раз разочаровался еще больше, чем в первый раз. Оказалось, что даже то малое, что было представлено ранее с 2005 года, сейчас не выставляется и будет ли выставляться вновь – никто не знает. Залы гражданской войны закрыты уже более 7 лет – видно, в ожидании команды (кого и как показывать); и того момента, когда выйдет единый учебник истории, чтобы уже согласно ему и оформлять экспозицию, конечно, при условии, если сохранятся к этому времени сами экспонаты.
Но было и приятное. Используя сегодняшнее пафосное настроение власти относительно будущего 100-летия Великой Войны 1914 года, энтузиасты музея, вместе с Семченко Владимиром Ивановичем – руководителем научно-экспозиционного отдела Центрального музея Вооруженных сил (ЦМВС) на первом этаже организуют выставку, посвященную данной дате, где и размещают часть экспонатов, переданных обществом «Родина». Хоть так люди смогут увидеть то, что после передачи оказалось спрятанным за семью замками.
Вот ряд фотографий с данной экспозиции.
Форма солдата, к сожалению, новодельная, хотя Общество "Родина" передавало значительное количество оригиналов.
Китель Деникина, переданный в музей дочерью генерала. Правда, он не совсем соответствует 1-ой мировой войне, так как подобный крой был свойственен уже к концу гражданской или в эмиграции.
Накидка Начальника штаба Русской Армии – Алексеева.
Стенд о русской авиации в Великую войну
Семченко Владимир Иванович в готовящемся его сотрудниками зале по Великой войне
Богатырка - прототип буденновки.
(продолжение - в следующем сообщении).