Поиск по форуму


Наши традиции

тема предоставлена казакам станицы для размещения ими своей информации

Модератор: Чеботарев

Аватара пользователя
Чеботарев
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 01:23
Контактная информация:

Наши традиции

Сообщение Чеботарев »

КОНСКИЙ ДЕНЬ

31 августа – празднование памяти святых мучеников Фрола и Лавра, Небесных покровителей лошадей и коневодства.
Фрол и Лавр были родными братьями камнетесами, проживавшими во II веке н. э. в Византии. Они тайно исповедовали Христианство. Однажды, когда братья трудились над постройкой языческого храма в Иллирии, к ним подошел сын служителя этого храма, по имени Анастас, и стал наблюдать за их работой. Осколок камня отлетел и угодил юноше в глаз, сильно повредив его. Служитель прибежал на крик, и принялся угрожать братьям расправой. Но Фрол и Лавр пообещали язычнику исцелить его сына, для чего забрали последнего с собой домой. Дома братья открыли юноше новую веру — служение Христу, и, когда юноша проникся духом Христианства, втроем помолились об его исцелении, которое и было ему даровано.
Когда о чуде стало известно, то и бывший служитель языческих богов уверовал во Христа, а также многие местные жители. Вместе они закончили строительство храма, но вместо языческих идолов воздвигли в нем символ Христианства — Крест. Но правитель города, который к христианам никакого расположения не питал, страшно разгневался, когда узнал о случившемся, повелел Крест снести, а всех, кто участвовал в стройке — жреца, его сына и еще 300 человек сжечь.
Святых же Фрола и Лавра бросили в пустой колодец и засыпали камнями. Позднее нетленные мощи святых были отрыты и перенесены в Константинополь. Причем, здесь тоже не обошлось без чуда — указать на место погребения братьев должен был один из их мучителей. Но он после содеянного ослеп и не мог этого сделать. Тогда произошло чудо — бывший палач обрел зрение и привел людей к месту захоронения мучеников.
В нашей Православной традиции имена братьев-мучеников Фрола и Лавра связаны с лошадьми. Связано это с двумя легендами. Первая повествует, что когда Фрол и Лавр ходили по селениям, строили дома и рыли колодцы, однажды с ними произошел несчастный случай — земля обвалилась и засыпала их в свежевырытом колодце. Спустя некоторое время из-под груды земли стала потихоньку сочиться вода, и одна захудалая лошаденка принялась приходить к этому ручейку на водопой. Сначала местные жители не обратили на это внимания, но потом заметили, что из жалкой клячи лошадь превратилась в упитанную, гладкую красавицу-кобылицу. Люди заинтересовались этим чудом, и стали приводить на водопой всех своих коней, которые с каждым днем все здоровели так, словно за ними ухаживали самым лучшим образом. Тогда местные жители разрыли завал и обнаружили живых и невредимых братьев. С тех пор Фрол и Лавр стали считаться покровителями лошадей и прочей скотины.
Другое предание рассказывает, что братья сами утвердили свой день, как выходной для всех лошадей. Однажды простой крестьянин выехал на своей лошадке пахать поле. Однако, кобыла почему-то заупрямилась и не хотела тянуть плуг. Крестьянин разозлился, стал стегать непослушное животное кнутом, а потом и лупить почем зря палкой, пока бедняга не упала на колени и не заржала жалобно, словно моля о пощаде. И тут на поле, откуда ни возьмись, появились два странника с посохами в руках, которые удержали крестьянина от дальнейшей расправы и сказали ему: "За что ты бьешь лошадь? Ведь ты ответишь за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы кони их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним".
Народные поверья также гласят, что обучил Фрола и Лавра пониманию лошадей и управлению ими сам Архангел Михаил. Якобы, пастухи, у которых потерялись кони, обратились с молитвой к Фролу и Лавру, а те попросили помочь им в поиске коней Архангела Михаила, который отыскал коней и передал их святым. Эта старая русская легенда изображается на иконах с сюжетом "Чудо Архангела Михаила о Фроле и Лавре". Самой почитаемой и известной является икона XV века, которую сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее. На иконе изображены святые, причем Фрол — постарше, с бородой, а Лавр — более молодой и безбородый, наверху — Архангел, который держит в одной руке конские поводья, а другой благословляет братьев, а ниже — два коня серой и вороной масти, на заднем плане — пастухи и табун лошадей. Кстати, все три пастуха также известны братьями и мучениками, носившими "конские" имена: Сневзипп - "ускоряющий ход коней", Елевзипп — "гонящий коня" и Мелевзипп - "заботящийся о коне".
Поэтому 31 августа, последний день лета (по Григорианскому календарю) и день поминовения святых мучеников Фрола и Лавра и почитается до сих пор как "конский день". С этим связано множество примет и обрядов. Так, например, считается, что лошади в этот день нельзя работать. Лошадей выводили купать на реку или озеро, в гривы вплетали ленты и цветы, приводили их к церкви, где священник кропил коней святой водой. Называлось это действо "конная мольба". И 31 (18) августа во всех церквях служили молебен братьям-мученикам, на время которого ставилось ведро воды с серебряной монетой. Этой водой потом поили коня. О лошадях в этот день заботились особо. Кормили с избытком, давали лакомства.
Примечательно, что представители официальной церкви не всегда разделяли и разделяют таких традиций, связанных с Фролом и Лавром, как с покровителями коней. Некоторые активно протестовали против изображения святых на иконе с лошадьми, считая связь святых с конями вредной выдумкой. Но у народа на это счет было и остается свое мнение. И нынче у церквей, в день Фрола и Лавра, 31 августа можно увидеть "конную мольбу" с окроплением лошадей святой водой.
Вложения
1.jpg
1.jpg (42.7 КБ) 8009 просмотров
2.jpg
2.jpg (37.52 КБ) 8009 просмотров
3.jpg
3.jpg (40.8 КБ) 8009 просмотров
4.jpg
4.jpg (45.24 КБ) 8009 просмотров
9.jpg
9.jpg (38.19 КБ) 8011 просмотров
11.jpg
11.jpg (46.3 КБ) 8011 просмотров
12.jpg
12.jpg (42.7 КБ) 8011 просмотров
13.jpg
13.jpg (30.9 КБ) 8011 просмотров
14.jpg
14.jpg (45.91 КБ) 8011 просмотров
15.jpg
15.jpg (54.92 КБ) 8012 просмотров

Аватара пользователя
Чеботарев
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 01:23
Контактная информация:

Re: Наши традиции

Сообщение Чеботарев »

КРУГ

Теперь хочется сказать немного о Кругах нашей казачьей общины. Для нас это не просто дань традиции – это основа реально функционирующей системы нашего внутреннего традиционного самоуправления. Она не зависит от многих вредоносных нам внешних факторов. Дает возможность нашего организованного и независимого существования в различных условиях. Ниже я привожу основные принципы казачьего самоуправления, которые нами используются на практике.

...Высшей властью в ОБЩИНЕ является ее Круг, на котором правом избирательного голоса обладают все совершеннолетние казаки ОБЩИНЫ. Круг избирает Атамана ОБЩИНЫ, который наделяется в ней всей полнотой власти на определенный срок, между Кругами. В руководстве ОБЩИНОЙ Атаману помогают, утвержденные в своих должностях Кругом, члены Атаманского правления, среди которых обязательно должны быть: Есаул ОБЩИНЫ (старший помощник и заместитель Атамана), ее Писарь и Казначей.

Круг ОБЩИНЫ – это организованное традиционным образом собрание ее казаков, которое выносит решение по любому обсуждаемому вопросу, является высшей властью в ОБЩИНЕ, наделяет полномочиями всех ее должностных лиц.
Круг ОБЩИНЫ (Большой Круг) считается правомочным, если на нем представлена воля не менее двух третей от общего списочного числа казаков Основного состава ОБЩИНЫ.
О дате и месте собрания Круга ОБЩИНЫ все ее казаки оповещаются заблаговременно. На Круг обязан прибыть каждый казак ОБЩИНЫ имеющий на то возможность.
На Кругу все совершеннолетние казаки ОБЩИНЫ обладают равным правом голоса. Воля Круга определяется традиционным принципом простого большинства при прямом и открытом голосовании. За исполнением воли Круга следит вся ОБЩИНА, а отвечает ее Атаман.
Круг ОБЩИНЫ может быть собран планово и чрезвычайно. Планово Круг собирается один раз в году для отчетов, избирания Атамана ОБЩИНЫ и утверждения должностных лиц его Правления, в ближайшее Воскресенье после праздника «Красной горки». Чрезвычайно Круг ОБЩИНЫ может быть собран в любое время по воле ее Атамана или по инициативе большинства казаков ее Основного состава.
Любой Круг начинается и завершается молитвой и проводится в соответствии с историческими традициями Донского казачьего Круга.
В экстренной ситуации, когда крайне необходимо решение КРУГА, а собрать его в установленном порядке нет возможности, сбор всех возможных казаков ОБЩИНЫ может объявить себя ее Малым Кругом, обладающим всеми правами Большого Круга ОБЩИНЫ, проводящимся по тем же основным принципам.
Решения Малого Круга, его необходимость и правомочность, в обязательном порядке рассматриваются на Большом Кругу, который собирается при первой на то возможности.

Должностные лица Круга:
Должностные лица Круга избираются или утверждаются непосредственно в начале работы Круга из числа присутствующих совершеннолетних казаков ОБЩИНЫ. Все должностные лица Круга участвуют в голосовании на общих основаниях. Все должностные лица Круга подвластны воле Круга и могут быть переизбраны. Полномочия этих должностных лиц прекращаются по завершению Круга.
- Старшина Круга – выборное лицо ведущее Круг. Он следит за соблюдением традиций, является непосредственным начальником должностных лиц Круга, подчинен Кругу, предлагает кандидатуру Писаря Круга.
- Писарь Круга – лицо утверждаемое Кругом. Он ведет письменный протокол Круга и отвечает за его полноту и точность, непосредственно подчинен Старшине Круга.
- Дежурный Есаул Круга – выборное лицо, отвечающее за порядок и дисциплину на Кругу. Он непосредственно подчинен Старшине Круга. При необходимости набирает Приставов и руководит ими.
- Пристав Круга – лицо утверждаемое Кругом в помощь Дежурному Есаулу. Число Приставов Круга предлагается Дежурным Есаулом, а утверждается Кругом…
Вложения
Круг 2013 г..jpg
Круг 2013 г..jpg (43.97 КБ) 7965 просмотров
Круг в Хоботке на усадьбе Дерябкина.jpg
Круг в Хоботке на усадьбе Дерябкина.jpg (49.05 КБ) 7965 просмотров
Голосование.jpg
Голосование.jpg (51.37 КБ) 7965 просмотров
Присяга Атамана.jpg
Присяга Атамана.jpg (42.74 КБ) 7965 просмотров
Болдырев Николай Демьянович собирается напутствовать избранного Атамана.jpg
Болдырев Николай Демьянович собирается напутствовать избранного Атамана.jpg (51.93 КБ) 7965 просмотров
Красный угол с иконой Виссариона Египетского - нашего Небесного заступника и покровителя.jpg
Красный угол с иконой Виссариона Египетского - нашего Небесного заступника и покровителя.jpg (48.44 КБ) 7965 просмотров
Стол писаря.jpg
Стол писаря.jpg (30.09 КБ) 7967 просмотров
Наш первый учередительный Круг на острове.jpg
Наш первый учередительный Круг на острове.jpg (88.56 КБ) 7967 просмотров
Держит слово Геннадий Николаевич Зайцев. Он избирался Атаманом Донецкого округа с 1990 по 1993 год.jpg
Держит слово Геннадий Николаевич Зайцев. Он избирался Атаманом Донецкого округа с 1990 по 1993 год.jpg (81.17 КБ) 7967 просмотров
19 июня 2011 г..jpg
19 июня 2011 г..jpg (76.78 КБ) 7967 просмотров
Последний раз редактировалось Чеботарев 13 сен 2013, 15:46, всего редактировалось 11 раз.

Лейбказак
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 11 сен 2013, 02:06
Контактная информация:

Re: Наши традиции

Сообщение Лейбказак »

Интересно, а почему на лошади алый чепрак Лейб-гвардии Казачьего полка? Спросил, потому что серьёзно занимаюсь Лейб-казаками. Вдруг есть какое-то интересное объяснение? :)

Аватара пользователя
Чеботарев
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 01:23
Контактная информация:

Re: Наши традиции

Сообщение Чеботарев »

Это наследие Военно-исторического клуба (РОО ВИК "Гвардейская бригада"), в котором я состоял, когда еще учился в школе.

Лейбказак
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 11 сен 2013, 02:06
Контактная информация:

Re: Наши традиции

Сообщение Лейбказак »

Чеботарев писал(а):Это наследие Военно-исторического клуба (РОО ВИК "Гвардейская бригада"), в котором я состоял, когда еще учился в школе.


Ясно. А клуб существует сейчас?

Аватара пользователя
Чеботарев
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 07 сен 2013, 01:23
Контактная информация:

Re: Наши традиции

Сообщение Чеботарев »

На бумаге, может быть и есть. Фактически какой-либо деятельности со стороны клуба нет уже давно.

Аватара пользователя
Женя
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 16 сен 2013, 21:46
Контактная информация:

Re: Наши традиции

Сообщение Женя »

ДОНСКАЯ КАЗАЧЬЯ СВАДЬБА

До праздника Покрова Пресвятой Богородицы донцы старались управиться со всеми делами, поскольку затем обычно начинали играть свадьбы, которые занимали первое место в бытовой обрядности казаков. Свадебный ритуал формировался из большого количества разноплановых компонентов - ритуальных действий символического, магического и игрового характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения жилищ…), словесного и музыкального фольклора.
Если несколько столетий свадебный ритуал у казаков был прост: они заключали браки на Кругу, то в XIX в. он превратился в стройную систему, включив в себя, наряду с элементами общеславянской свадьбы, интересные местные обряды. Первым действием свадебного цикла считались смотрины (негласное сватовство) - официальное знакомство, осмотр девицы будущим женихом и его родителями в доме невесты. Через несколько дней после смотрин девушку сватали, засылая к ней в дом сватов. Обряд сватовства завершало рукобитие - официально-торжественный договор об условиях брака. В тот же вечер будущих молодоженов сводили (подводили друг к другу) посреди горницы (своды), что символизировало успешное окончание переговоров. Тем самым они объявлялись женихом и невестой, т. е. совершалась своеобразная помолвка. После рукобития и сводов непременно организовывались свадебные вечеринки для друзей и подружек, заканчивавшиеся за неделю до венчания. В течение всего предсвадебного периода в доме невесты собирались на посиделки подружки и готовили приданое, которое за несколько дней до бракосочетания переносили в курень жениха (обряд "подушки"). На "подушки" специально приглашали много гостей. Подушки, перину, крупные вещи украшали искусственными цветами и красными лентами. Гости брали в руки отдельные предметы и с песнями, прибаутками несли по улицам станицы таким образом, чтобы как можно больше людей увидели приданое, даже если курень жениха находился рядом с домом невесты.
После переноса приданого вступающие в брак парень и девушка получали в доме невесты официально-праздничное согласие на создание семьи. Вечером здесь же собиралась вечера, на которой молодежь величала (чествовала, восхваляла) будущих мужа и жену. Наступал день венца, когда прибывавший с поезжаньем - с отрядом близких друзей верхом на лошадях и родней (родственниками) в бричках (повозках) - жених шутливо-торжественно "выкупал" у младшей сестры или брата невесты ее косу в красном углу куреня (возле иконы, божницы) и вез свою избранницу венчаться в церковь. После бракосочетания в доме молодого мужа его законную супругу по традиции повивали женским головным убором (обкрутка невесты). В Донецком округе (станица Каменская и др.) обряд повивания обязательно совершали свахи (женщины, хлопотавшие о свадьбе) со стороны обоих молодоженов. При этом дружки (подруги невесты) держали шаль (большой вязаный или тканый платок), за которой свахи расчесывали одну длинную и полную девичью косу и меняли ее на женскую прическу. На умело уложенные проворными женщинами волосы, которые закрепляли на затылке, надевали колпак (старинный мягкий конусообразный головной убор в виде мелковывязанного мешочка с красной кисточкой у вершины, а также с вышитыми разнообразными узорами по черному полю) и фальшонку, подаренные будущей невестке свекровью. Впрочем, в свадебном цикле встречаются и иные обряды. После же ритуала повиванья начинался пир.
На свадебном пиру звучали тосты, поздравления, гости дарили подарки (дары). Интересен приветственный тост, произносившийся, как правило, очень уважаемым человеком. Держа в руке чарку с крепким напитком, он говорил: "Желаю здравствовать нареченному князю", или "Князю молодому с княгинею, княжему отцу-матери, дружку с подружьями, свахе с повозником и всему храброму поезду, всем любящим гостям (или: всей честной компании), на беседе, при всех поименно, зато всем покорно! О чем задумали, загадали - определи, господи, талан и счастие! Слышанное - видеть, желанное - получить, в чести и радости нерушимо!" Ему отвечали: "Определи, Господи!"
На следующий день после венчания свадебное веселье продолжалось. Носили "калину"- ветку плодоносящего дерева, украшенную бумажными цветами, красными лентами, мишурой, и при этом напевали: "Красная наша калина, честная наша дивчина". Обязательно резвились ряженые, одетые "медведем", "козлом", "цыганом" и т. п. Среди них выделялись "жених" (девушка) и "невеста" (парень) с гипертрофированно почеркнутыми признаками пола. Их задача состояла в том, чтобы в конце концов воткнуть "калину" в трубу дома матери невесты. Ряженые на своем пути угощали всех встречных вином и величали (восхваляли) молодых. Свадьба заканчивалась вечером званым обедом в доме молодого (жениха). Однако еще несколько дней молодые (ставшие мужем и женой парень и девушка) ходили по гостям, навещали родных и знакомых, которые не смогли присутствовать на свадьбе.
Вложения
1.JPG
1.JPG (100.76 КБ) 7742 просмотра
2.JPG
2.JPG (114.96 КБ) 7742 просмотра
3.JPG
3.JPG (108.24 КБ) 7742 просмотра
4.JPG
4.JPG (79.27 КБ) 7742 просмотра
5.jpg
5.jpg (64.43 КБ) 7742 просмотра
6.JPG
6.JPG (109.76 КБ) 7742 просмотра
7.jpg
7.jpg (52.58 КБ) 7742 просмотра
8.JPG
8.JPG (50.4 КБ) 7742 просмотра
9.jpg
9.jpg (54.42 КБ) 7742 просмотра
10.JPG
10.JPG (51.4 КБ) 7796 просмотров

Аватара пользователя
Женя
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 16 сен 2013, 21:46
Контактная информация:

Re: Наши традиции

Сообщение Женя »

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 2013 г.

На этот раз, накануне нашего великого православного праздника, в Каменск прибыли гости из Азова - Военно-исторический клуб "Казачья Слава", с которыми мы устроили "несанкционированные" народные гуляния в городе. Играя родные казачьи песни, в традиционных и исторических одеждах, прошли мы по улицам и проспекту к набережной. На месте уничтоженного большевиками станичного кладбища (территория современного стадионного комплекса "Прогресс"), сделали остановку, чтобы почтить память усопших каменцев и возложить венок к памятному кресту. Здесь же местный краевед Г.Н.Зайцев поведал нашим гостям и присоединившимся прохожим краткую историю станицы и данного кладбища, некрополем которого он занимается. Пройдя почти весь Донецкий проспект, подходили мы и к месту разрушенной в 1932-34 гг. Покровской церкви нашей станицы (район школы №2). Почтили Престол и, после возложения цветов к памятному кресту, Г.Н.Зайцев (кстати, бывший атаман Донецкого округа в 1990-93 гг.) продолжил знакомить гостей и зевак с историей нашей станицы. После него слово взял почетный старик Каменской казачьей общины Михаил Данилович Краснов:
- Я помню последнюю службу, когда будучи еще ребенком, молился я здесь со своей матерью, - рассказывал он. - Помню я и замечательный, глубокий, бархатный звон громадного церковного колокола. Как был он слышен на многие версты вверх и вниз по Донцу и даже в Иванках, при соответствующей погоде (современный поселок Глубокий). Помню его потом и сброшенным вниз с колокольни...
Наши гуляния продолжились и на берегу Донца в "Топольках", где была собрана традиционная трапеза...
Организованное нами мероприятие преследовало две основные цели: во-первых, мы собрались чтобы достойно отметить свой престольный праздник; а во-вторых, чтобы в очередной раз напомнить нас окружающему обществу о казаках сегодняшних, их истории и культуре, в которую не надо играть, ею нужно жить.
Вложения
1.JPG
1.JPG (94.96 КБ) 7518 просмотров
2.JPG
2.JPG (87.93 КБ) 7518 просмотров
3.JPG
3.JPG (104.76 КБ) 7518 просмотров
4.JPG
4.JPG (111.77 КБ) 7518 просмотров
5.JPG
5.JPG (109.77 КБ) 7518 просмотров
6.JPG
6.JPG (85.8 КБ) 7518 просмотров
7.JPG
7.JPG (85.61 КБ) 7518 просмотров
8.JPG
8.JPG (107.5 КБ) 7518 просмотров
9.JPG
9.JPG (82.72 КБ) 7524 просмотра
10.JPG
10.JPG (101.73 КБ) 7524 просмотра
Последний раз редактировалось Женя 19 окт 2013, 18:07, всего редактировалось 8 раз.

Лейбказак
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 11 сен 2013, 02:06
Контактная информация:

Re: Наши традиции

Сообщение Лейбказак »

Молодцы! Но картинки мелковаты, к сожалению...

SergIvanSad
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 12 июн 2013, 17:57
Контактная информация:

Re: Наши традиции

Сообщение SergIvanSad »

Лейбказак писал(а):Молодцы! Но картинки мелковаты, к сожалению...

Это не помеха, лица то наши. Сразу видать донцы.

Ответить

Вернуться в «Станица КАМЕНСКАЯ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 34 гостя