Поиск по форуму


Харцхаев Э.Д. Численность донских калмыков-казаков в XIX в.

Ответить
Аватара пользователя
Admin
Сообщения: 2037
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 22:51
Контактная информация:

Харцхаев Э.Д. Численность донских калмыков-казаков в XIX в.

Сообщение Admin »

Харцхаев Э.Д.

Численность донских калмыков-казаков в XIX в.


Исследователи истории калмыков в разное время приводили отдельные, разрозненные цифры по улусам. Вносили путаницу, при изложении фактического материала старались обходить острые моменты. А некоторые просто спекулировали данными разных эпох, заведомо увеличивая численность и придавая наукообразную форму своим предположениям и прогнозам.

В 1897 г. была проведена Первая Всеобщая перепись населения Российской империи. По данным «Переписи» на Дону калмыков насчитывалось 31992 человек, в том числе мужчин 16568. Переход донских калмыков на оседлость сопровождался образованием крупных населенных пунктов1. К моменту переписи на территории Сальского округа возникло 25 станиц и хуторов с населением в 500 и более жителей. В них было сконцентрировано 17231 человек калмыцкой национальности, в том числе по 6 станицам – 6014. Многолюдными были и хутора, некоторые из них насчитывали даже более 1000 жителей2.

Появление калмыков на Дону в качестве постоянных жителей относится ко 2 половине XVIII в. В калмыцких улусах, в XVII – XVIII вв. представлявший собой полукочевое феодальное общество, нередко вспыхивали междоусобные столкновения. В 1788 г. в связи с передачей Дербетовского улуса в казенное ведомство и попыткой астраханского генерал-губернатора П.С. Потемкина перевести улус на оседлый образ жизни, более 4880 кибиток при двух зайсангах откочевали от Дербетовского улуса и ушли на Дон. В 1794 г. от этих калмыков в Петербург были посланы специальные представители, чтобы получить разрешение о причислении их к Войску Донскому, но ходатайства не увенчались успехом, в силу чего по требованию атамана Иловайского дербетовские калмыки снова откочевали на левый берег Волги. 30 августа 1798 г. вышло в свет Высочайшее повеление, которым было разрешено дербетовским калмыкам поселиться на Дону и отправлять службу наравне с казаками. В следующем году указом от 16 февраля для управления дербетовскими калмыками была создана особая канцелярия из трех лиц – 1 генерал-майора, 1 штаб-офицера и владельца Екрема Хапчукова. Проведенная в этом же году перепись показала, что на этот раз на Дон явилось 3724 кибитки, в которых насчитывалось 9525 человек мужского пола3.

Калмыцкое население выросло к 1803 г. за счет переселения и причисления к войску Донскому беляевских и чугуевских калмыков. На 1819 г. сотня беляевских калмыков насчитывала 175, а чугуевские – 438 кибиток4.

Первые из них предварительно кочевали у местечка Беляева на реке Самаре, впадающей в Днепр, а затем под именем Доломановских калмыков служили в Ростовском казачьем полку, по расформированию которого они и были причислены в Донское войско.

Беляевских калмыков числилось 406 человек мужского пола, из них 79 человек были крещенными. С переходом на Дон все крещеные калмыки постепенно вновь обратились в ламаизм.

Чугуевские калмыки состояли при Чугуевском казачьем войске и по расформированию его причислили в Донское.

Перекочевывая на Дон, калмыки первоначально сосредотачивались между Доном и Донцом и преимущественно в окрестностях Черкасска, чему способствовала как малочисленность причисленного к Донскому войску калмыцкого населения, так и необходимостью укрыться от набегов татарских племен и азовцев.

Покорение Крыма и Азова совершенно изменило положение Дона, а вместе с тем и донских калмыков. С одной стороны не видя опасности от набегов татар, с другой – значительно усилившись позднейшими переходами и причислениями калмыков к казачьему сословию стало причиной того, что кочевья донских калмыков с 1786 г. стали распространяться почти по всей территории Донского войска.

Такая разбросанность кочевок калмыков печальным образом отозвалась на положении казачьих хуторов. Это привело к тому, что в 1803 г. по распоряжению войскового атамана Платова М.И. для кочевок донских калмыков определены степные пространства по левобережью Дона.

В 1806 г. впервые были приняты меры к определению внутренней организации калмыцких обществ и более точным образом распределять места для кочевок донских калмыков. Кочевье было распределено на улусы, сотни и хотоны. Таким образом калмыки, по положению кочевьев были разделены на 3 улуса:

1.​ Верхний. Верхний улус состоял из 4 сотен. Для калмыков этого улуса были определены территории для кочевья по реке Сал и его левым притокам.

2.​ Средний – состоял из 2 сотен. Территории кочевий распространялись по обоим сторонам Маныча.

3.​ Нижний – состоял из 4 сотен. Территория кочевий по рекам Маныч, Эльбузда и Ейк.

Были еще 3 сотни, не входящие в состав вышеперечисленных улусов: Верхняя и Нижняя Таранниковы и Беляева. Они также кочевали среди других сотен по вышеупомянутым урочищам5.

Значительный рост населения донских калмыков происходит в 1818 г. В июне этого года майор Ю. Тапилин, исполнявший обязанности пристава над калмыками, докладывал Иловайскому о том, что до трех тысяч кибиток дербетовских калмыков нелегально перешли границы и кочуют по землям войска Донского, на территории Калмыцкого кочевья. Правда, дальнейшая судьба этих переселенцев неясна, но не исключено, что они были приписаны к юртовым калмыкам. Дело в том, что, с одной стороны, на протяжении 19 лет (1800 – 1819 гг.) численность калмыцкого населения на Дону не могла увеличиваться в два с лишним раза за счет естественного прироста, а с другой, даже беглый подсчет калмыков в войске с учетом прикочевавшей группы дает цифру, приближенную к официальным данным войсковой администрации6.

По данным калмыцкого правления на 1819 г. числилось 3907 калмыцких семей и общее количество населения составляло 13326 душ обоего пола, из которых мужская половина насчитывала 6589 человек. Наиболее многочисленными были 2-я и 4-я сотни Верхнего, 2-я и 3-я сотни Нижнего улусов, на долю которых приходилось 4445 человек, а самой малочисленной являлась 5-я Беляевская сотня (672 человека). К 1822 г. численность калмыков возросла по данным Номикосова до 13622 человек, в том числе мужского пола – 6772 души. Интересно отметить, что средний показатель состава калмыцкой семьи вырос до 3,4 человека.

Правильный статистический учет населения войска Донского. В том числе и калмыцкого, наладился к середине 1830-х гг. в связи с вводом в действие нового положения о войске Донском. Так, в «Статистических описаниях кочевья донских калмыков» Маслаковец Н.А. пишет: «С 1834-1871 гг. население донских калмыков увеличилось на 9531 душ обоего пола, что составляет около 37% цифры населения 1834 г. А так как взятый нами период составляет 37 лет, следовательно возрастание населения донских калмыков достигает всего 1% первоначальной величины. Если же возьмем для сравнения численность калмыцкого населения за последние два года, то увидим, что в течении 1870 г. население увеличилось всего на 78 человек, то есть на 0,3% численности донских калмыков в конце 1869 г. Обращаясь к цифре перевеса рождений над смертностью в том же 1870 г. найдем, что цифра эта равная 167, более чем в 2 раза превосходит показанную в отчетах прибыль населения»7.

Увеличение численности калмыков на Дону по мнению Очирова У.Б. было вызвано тяжелым экономическим кризисом 1832 г.: «Из Малодербетовского улуса начались массовые побеги (3 тыс. кибиток). 975 кибиток из Ульдючинов, Чоносов и части Кубетов (Кевюдов) откочевали на Ставрополье и в Черноморию (область Кубанского войска). 700 кибиток были возвращены. Что касается остальных кибиток, то профессор Пальмов полагал, что им удалось пробраться на Дон. Документов об их переводе в состав казачества найдено не было. Но есть сведения в более поздних документах, где упоминаются новые сотни в составе Калмыцкого кочевья: Кевюдовской и Геленгекинской, жители которых относили себя к дербетам. Это частично подтверждают и данные переписей, согласно которым численность донских калмыков увеличилась с 13622 в 1822 г. до 16505 человек в 1834 г.»8

К 1840 г., когда учет донских калмыков стал ежегодным, их численность выросла за шесть лет еще на 2910 человек. Это могло быть вызвано как установлением более точной системы учета, так и приходом новых групп населения. В течении следующих 31 года численность донских калмыков увеличилась на 6721 человек (в среднем на 216 человек в год). Сравнение данных по годам показывает, что численность донских калмыков стабильно за исключением нескольких случаев увеличилась на несколько десятков или сотен. Например, в 1840 г. численность донских калмыков увеличилась на 2128 человек, а в следующем году она сократилась, причем сразу на 3114 человек. Колебания до 1870 г., скорее всего, были вызваны перекочевками каких-то групп донских калмыков за пределами Калмыцких кочевий. По мнению Маслаковца, увеличение численности донских калмыков на 1 января 1870 г. вызвано трудностью собирания статистических данных в среде подвижного кочевого населения. Это подтверждается тем, что согласно данным Всероссийской переписи 1897 г. на Дону проживало около 32 тысяч калмыков. В «памятных книжках Области Войска Донского» приводятся несколько другие данные: на 1898 г. – 28 тыс. калмыков, на начало XX в. – 28,6 тыс., а на 1903 г. – 30,6 тысяч.

Из этого можно заключить, что данное обстоятельство подтверждает трудность собирания статистических данных в среде подвижного кочевого населения. Но, несмотря на это динамика численности донских калмыков являлась положительной, а ее темпы были явно выше, чем у основной части калмыцкого этноса. Это связано с тем, что местные власти позволили калмыкам сохранить привычный кочевой образ жизни и проживать компактными группами. В немалой степени успешному развитию способствовало и отношение соседей, основанное на принципах религиозной терпимости и уважения к традиционной культуре других народов.

1 Шовунов К.П. Калмыки в составе Российского казачества (вторая половина XVII - XIX вв.)//КИОН РАН. Союз казаков Калмыкии. – Элиста, 1992. С. 71.
2 Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий по данным Первой Всеобщей переписи населения 1897 г. СПб, 1905. С. 48-58.
3 Беликов Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины. XVII - нач. XIX вв. – Элиста: Калм. кН. изд-во, 1965. С. 156.
4 Шовунов К.П. Калмыки в составе Российского казачества (вторая половина XVII - XIX вв.)//КИОН РАН. Союз казаков Калмыкии. – Элиста, 1992. С. 69.
5 Маслаковец Н.А. Статистическое описание кочевья донских калмыков//Труды области войска Донского стат. ком-та. – Новочеркасск, 1874. – Вып. 2. С. 23.
6 Шовунов К.П. Калмыки в составе Российского казачества (вторая половина XVII - XIX вв.)//КИОН РАН. Союз казаков Калмыкии. – Элиста, 1992. С. 70.
7 Маслаковец Н.А. Статистическое описание кочевья донских калмыков//Труды области войска Донского стат. ком-та. – Новочеркасск, 1874. – Вып. 2. С. 37.
8 Очиров У.Б. «К вопросу о численности калмыцких этнических групп на Дону и Северном Кавказе в к. XVII – н. XX вв.» // Юг России: культурно-исторический феномен. Сборник науч. Статей. – Элиста: АПП «Джангар», 2004. С. 58
.

Ответить

Вернуться в «ДОНСКИЕ КАЛМЫКИ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 31 гость