По мере появляющихся у нас возможностей, мы продолжаем осуществлять отливки эскизных форм, выполненных
казачьим скульптором Константином Чернявским. В своём предыдущем сообщении от 10 сентября с.г. (см. выше ) я уже говорил о том, что Константин Радиславович, получая заказы от тех или иных казачьих организаций, делал эскизы, но в подавляющих случаях в дальнейшем эти организации не оплачивали работу уже по самим скульптурам, находя любые предлоги, и всё отправлялось «на полку». Многое, по-настоящему достойное, постепенно приходило в негодность и разрушалось. Отдавая должное таланту мастера, мы стали восстанавливать эти формы и отливать скульптуры. Ранее мы смогли отлить 8 фигур, и вот вчера с литейки привезли ещё три. Об одной из них я хотел рассказать подробней.
- 13.jpg (134.72 КБ) 3615 просмотров
- 11.jpg (156.01 КБ) 3615 просмотров
Называется эта скульптура
«Казачий радетель». Это не вымысел и не творческий образ, придуманный скульптором. У этого облика есть свой прототип. В древности на границах Запорожского Войска стояли каменные скульптуры воинов, среди которых был один, самый большой, в три метра высотой, возвышавшийся на кургане у Днепра. Казаки считали их своими часовыми – «казачьими радетелями», охранявшими казачьи земли от неожиданных набегов кочевников-ногайцев, татар и т.п.
Кочевники, действительно, остерегались этих каменных символов и перед набегом отправляли к ним разведчиков, чтобы под прикрытием ночи подкрасться поближе и символически лишить их вИдения (зрения) – срубив лицо, и силы – повредив правую руку.
Так продолжалось на протяжении многих веков. Когда угроза разрушения Запорожской Сечи Екатериной II стала очевидной, казаки сняли с кургана самого большого трехметрового «казачьего радетеля» и, уложив в специально подготовленную телегу, возили его постоянно с собой. Во время русско-турецкой войны, часть запорожских казаков сражалась в армии графа Румянцева-Задунайского и после победы над турками казаки дарят своего «радетеля» графу.
Граф полученную скульптуру отправил в Санкт-Петербург, где она вначале находилась у него в особняке, а затем в музее, который создал его сын. После создания Румянцевской библиотеки в Москве, скульптура была перевезена в неё. Уже в советское время, когда была построена «Ленинка», в её вестибюле появился каменный воин, о котором уже мало кто знал, что это – «казачий радетель» - подарок запорожских казаков графу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому.
Фигура эта находилась там довольно долго, но когда я был там год назад, её уже на месте не было.
Работники библиотеки, у которых я спросил о судьбе этой скульптуры, ничего вразумительного не ответили и не знают, куда она была перемещена.
Поэтому копия, которую сделал Константин Радиславович, очень ценна тем, что она полностью воссоздает облик воина, правда, с восстановленным заново ликом и правой рукой. Т.к. в оригинале лик был сбит, а рука отбита.