И поскольку повествование идет именно о наших российских реалиях, то оно очень наглядно иллюстрирует и ту тему, которая заявлена в заглавии этого раздела форума.
Оговорюсь сразу: я не знаю, для кого строились «Роза-Хутор» и посёлок «Газпром» - цены на неделю (куда входят новогодние дни) в гостиницах в данных посёлках (а именно в них расположены подъемники в горы) превышают 200 (!) тыс.руб., т.е. очень высокие. Люди, с достатком, позволяющим заплатить за одно только проживание такие деньги, легко могут выбрать для себя что-то другое, а тех, кто и предпочтёт упомянутые посёлки – не так уж и много.
Поэтому мы забронировали места в отеле Адлера за 30 тыс.руб. (в неделю - в 7 (!) раз дешевле) и ездили с Адлера к подъемнику на машине (это около 50 км).
Недешев и ски-пасс (билет на подъемник): в «Роза-Хуторе» - 2,5 тыс.руб./день, в «Газпроме» - 2 тыс.руб./день. Инфраструктура сочинских горнолыжных курортов (мы побывали на всех) – средняя, много мелких недочетов, но не критических, и кататься, в общем-то, можно, зная эти недочеты. Остановлюсь лишь на качестве самих трасс, т.к. именно они и могут вызвать главные неприятности. В конечных пунктах подъемников нет указателей на трассы, классифицирующих их по сложности. Эти указатели стоят у начала самих трасс и то, в тумане они практически не видны, и уйдя от подъемника, Вы можете по ошибке попасть на «красную» или «черную» трассы, не имея достаточных навыков их пройти. Поэтому неопытному лыжнику тут вариантов мало: либо рисковать головой, спускаясь с горы, либо, что гораздо разумнее - возвращаться назад, но со всем снаряжением, это довольно сложно и утомительно.
«Черные» и «красные» трассы, обязанные по технике безопасности быть безукоризненными, небезопасны по состоянию: очень часто имеются прогалы в снегу, с выходом на поверхность щебня, порой попадаются камни размером с кулак, что довольно опасно на скорости. Сам налетел на щебень и чуть не слетел с трассы.
«Синие» и «зеленые» - вполне хорошего качества, но субтропики своё дело делают - в нижних частях трассы снег уже совершенно сырой и укатывается так сильно, что на многих участках снежная трасса превращается в ледяной каток.
Из-за климата на этих курортах практически постоянно туман – мы были 7 дней, ни одного солнечного дня, что, в общем-то, тоже постоянно напоминает о довольно сомнительной разумности выбора данной местности в качестве всероссийского горнолыжного курорта.
О ценах на питание в сочинских краях уже было много обсуждений и комментариев в интернет-пространстве, с иллюстрирующими их чеками и ценниками, и в общем-то этот факт запредельных цен вызывает такое же сомнение в успешном развитии внутреннего туризма в стране (о чём без конца рапортуют чиновники), как и многое другое.
Но все упомянутые выше недочёты не так серьезны, если не задаваться целью выискивать их специально и зацикливаться на них, и отдохнуть можно было бы неплохо, если бы не одно «но». Это «но» относится к тому, как встречают туристов прямо начиная с Краснодарского края и как зримо «сопровождают» их всё время пребывания там.
До въезда в Краснодарский край, мы проехали 4 области (Московскую, Тульскую, Воронежскую, Ростовскую) – нас ни разу по всей трассе не остановили. Да, везде установлены радары, фиксирующие скорость, на стационарных постах стоят полицейские, но ехали мы в нормальном режиме, нас никто тайком не ловил и из кустов не выскакивал.
Только въехали в Краснодарский край - понеслись бесконечные проверки с поднятием багажников, с осмотром машин, и с уже подзабытыми скрытыми в кустах радарами и спрятавшимися ДПСниками, ловящими тех, кто превысил скорость. И все бы ничего – эти «усиленные меры», помимо прочего, можно оправдать близостью курорта и «небезопасных» республик, но все проверки (по их методу проведения) сводились к совсем иному: как бы найти нарушения и вынудить водителя откупиться (наличие огнетушителя, аварийного знака и т.п.). Эта ситуация, впрочем, для многих водителей хорошо знакома, – но это ещё цветочки, ягодки впереди.
Приехав с горем пополам в Адлер и переночевав в гостинице, утром поехали в «Роза Хутор» по новой трассе, отстроенной к Олимпиаде. Трасса эта, к слову сказать, является самой дорогой в мире. На ее строительство потрачено 227 миллиардов рублей (140 млн.долл. за 1 км дороги(!)).
Не проехав и пары километров, нас останавливает полицейский патруль на машине : проверка документов, багажника, проверка на наличие в организме алкоголя. Удачно пройдя «испытание» и задержавшись у «гостеприимных хозяев» около часа (у нас было 4 машины и проверяли их по очереди), мы поехали дальше, где по цепочке ещё дважды(!) были остановлены с прохождением ТЕХ ЖЕ САМЫХ (!) процедур. В общем, вместо 40 минут езды от гостиницы до подъемника, потратили около 3 часов, поэтому в первый день полноценно покататься так и не удалось. Настроение, как вы понимаете, уже тоже немного не то, какое предполагалось в предвкушении отдыха.
Вечером в гостинице за ужином состоялся оживленный диспут, где все её постояльцы обсуждали свои поездки по этой трассе с рассказами о первых «потерях». Похоже, это уже практически ежедневная гостиничная традиция с прибытием в неё каждых новых групп отдыхающих.
У троих водителей был обнаружен алкоголь в разном объеме : у одного 0,17 промилле, у другого – 0,18, и у третьего 0,2 промилле. Напомню: ранее допустимая норма была 0,3. Сейчас 0,16. То есть ВСЕ они подпадали под лишение прав до 2 лет и штраф в 30 тысяч рублей.
Контингент отдыхающих состоял, в общей своей массе, из людей приличных, на спиртное не очень падких, никто накануне лицом в салатах не лежал, на столах не танцевал и в предвкушении завтрашней поездки в горы никто из них не напивался, максимум, что они пили – так это один бокал вина или бутылку пива вечером за ужином. Утром перед самой поездкой вообще не пили. Но, как бы там ни было, промилле были показаны «сверх» нормы и полицейские их стали просто «тупо разводить» на предмет того, что менее болезненно для них будет оплатить 30 тысяч и разойтись, чем лишиться прав. Так они, разумеется, и сделали.
Я им стал объяснять, что они зря на это согласились, и нужно было ехать сдавать кровь на анализ. Который, наверняка бы, показал другие результаты, т.к. небольшое количество выпитого вечером, утром, наверняка бы, таких результатов не показало, особенно, если «стражи порядка» намудрили с самим прибором. Понять отдавших деньги, наверное, тоже можно: представить, что в самом начале отдыха ты тратишь его на посещение наркологий, лабораторий, полицейских участков и в итоге лишаешься водительских прав, и вообще желания и удовольствия дальше проводить время в долгожданном отпуске…
«Жалко, что Вас не было рядом, возможно, мы бы так и сделали, как Вы говорите», - ответили они. И на следующий день, договорившись, мы, уже все вместе, поехали к подъемнику – их три машины и наших четыре. Они впереди, мы сзади, чтобы вовремя остановиться, если вновь задержат первых. Однако, на удивление: на первом же посту, тем, кого ободрали в первый день (сначала притормозив их) – тут же жезлом показали, чтобы проезжали, причем, пропустили всех, кто ехал вместе с ними след в след, то есть и нас.
Стало ясно как день: заплаченные накануне деньги с трёх машин – есть уже выданная индульгенция на весь отпуск.
Таким макаром мы и проездили все семь дней. К концу отдыха в нашей гостинице обобранных таким образом насчитывалось примерно человек 20, но никто из них прав лишен не был.
Это что касается главной трассы от побережья до «Роза Хутор». Те же, кто выезжал в город, или вообще не дай Бог, в Сочи, то возвращался, как правило, с такими же проблемами, но в более широком «ассортименте»: то наезд на сплошную, то остановка в запрещенном месте – штрафы от 3 до 10 тысяч, и, разумеется, тоже всё в карман полицейскому. Причем, за нарушения, которые они не совершали, как правило.
Разумеется, всё это делало отдых для одних - довольно нервным, для остальных - тревожным.
Но более всего меня возмутил случай 29 декабря, когда, выезжая вечером с «Роза Хутор», машины не пускали на основное шоссе, а заставляли ехать всех по старой объездной дороге. Новую дорогу просто закрыли. Старая не справлялась со всем потоком, тем более она шла через населенные пункты, где были постоянные заторы и пробки. Чуть позже выяснилось, что вся (!) новая дорога от Адлера и до Красной Поляны закрыта только потому, что кто-то из правительства Российской Федерации прилетел в Адлер и собирается поехать в «Роза Хутор». И ради проезда его персоны закрыли всю дорогу на 4 часа!!!
Подъезжая к Адлеру по старой дороге мы увидели огромную пробку уже перед въездом в город, которая скопилась по той же причине.
Ощущение просто мерзкое: чувство полного отвращения к подобному холуйству и какой-то отвратительный осадок на душе. Где бы мы ни отдыхали раньше (по многим странам) , мы всегда брали машину, ездили на горнолыжные курорты и никогда и нигде не было такого ощущения, такой «опеки» со стороны полиции, я их вообще там никогда не видел. Здесь же их - рой, масса бездельников и паразитов, унижающих тебя всевозможными вымогательствами и подставами, с которыми я уже сам лично столкнулся в последний день, когда выезжали из Сочи домой.
На посту останавливает полицейский. Проверив машину и документы, говорит мне: «Что же Вы, Владимир Петрович, нарушаете правила? У нас все Сочи в камерах, а Вы пересекли сплошную линию». Начинаю вспоминать, где же я ее мог пересечь? – На «встречку» не выезжал, через сплошную никого не обгонял, - о чем и говорю полицейскому. Он мне в ответ, что я где-то заехал колесом на сплошную, что является нарушением.
Пока вспоминаю, является ли наезд колесом на сплошную нарушением, он начинает меня уже, как говорит молодежь, «грузить», что это – лишение прав, штраф 30 тысяч рублей и что мне нужно искать водителя, который бы смог сесть вместо меня за руль, т.к. права у меня изымут.
Напор был столь стремителен, что я вначале в первые минуты был даже готов откупиться, пусть даже и не осознавая за что, а только представив, сколько мороки сейчас предстоит пройти, если моё нарушение действительно тянет на такие последствия… Однако, имея уже богатейший опыт общения со следователями и зная их методику, я быстро пришел в себя, сел в их машину и стал выяснять, где я нарушил, в чем заключается нарушение, где снимок этого нарушения, если, как они утверждают, факт нарушения был зафиксирован камерой.
Теперь заминка произошла уже у них – они начали прямо угрожать мне, что, раз я ничего не понимаю, то и они «навстречу» мне не пойдут, чтобы для моего же блага уладить всё миром, и сейчас составят протокол и тогда уже что-то решать и договариваться будет поздно.
Вот смотрю на них и понимаю: они, просто, как гопники, разводят меня на деньги!! Люди в форме, люди, представляющие государство в своем лице, призванные защищать и рисковать собой для защиты других людей - просто, как подворотная шпана, клянчат и вымогают у меня деньги!
Один – то подбегал к машине, то отбегал от нее, грозясь принести снимок. Другой, находясь в машине стращал судом и лишением прав… В общем, разумеется, этот «театр двух актеров» - вполне отыгранная процедура, которая, наверняка, применялась к тысячам и тысячам, таких же, как я.
Но поняв, что откупаться я не буду, первый принес какой-то листок сидящему со мной в машине, тот, покрутив его (не показывая мне), сказал: « Ох, извините, это другая машина! Счастливой Вам дороги», - и вежливо извинившись (!), пожелал мне доброго пути… Вся эта постановка длилась около 30 минут…
Этот спектакль вызвал еще более гнусные чувства, чем даже все предшествующие.
Не знаю, может, это коснулось только меня, может, я слишком болезненно отношусь к подобным явлениям, но приезжать вновь на этот «курорт» у меня нет никакого желания. Вот это паскудство перечеркивает абсолютно всё хорошее и оставляет в душе крайне негативный осадок.
Горы и лыжня, конечно, как-то, в какой-то мере, компенсировали этот негатив, тем более меньшую внучку впервые поставили на лыжи и отточили ее мастерство, проехав с ней по «синей» трассе с самого верха, но отдых был испорчен – той средой, которая господствует в регионе: жлобство, атмосфера повсеместного вымогательства и жульничества.
Окончание см. в следующем сообщении...