Поиск по форуму


Донские калмыки

Аватара пользователя
Admin
Сообщения: 1989
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 22:51
Контактная информация:

Донские калмыки

Сообщение Admin »

Тема сохранена и восстановлена с заблокированного форума благодаря форумчанину "popov"у


Донские казаки в борьбе с большевиками :: ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА :

Донские Калмыки



Гавриил
Количество сообщений: 85
Дата регистрации: 2010-02-25
Тема: Донские Калмыки Ср 23 Мар 2011, 07:07


Пятьдесят лет тому назад, а точнее 52 года — 27 января 1884 года, на территории Войска Донского быль образован Сальский округ, в районе задонских степей, до того занятого калмыцким кочевьем.
Прошло более двух столетий, как калмыки добровольно вошли в состав Донского Казачества и с тех пор калмыки и казаки, объединенные общей любовью к своей свободе, к просторам Донской степи, объединенные одной идеей — защитой Родного Края, зажили одной братской жизнью; со временем калмыки приняли и имя Донского казака Сальского округа.
Здесь я позволю, хотя бы вкратце познакомить с их историческим прошлым.
Калмыки — одна из главных ветвей монгольского племени. Родина их Азия, откуда они пришли в пределы приволжских и прикаспийских степей в 1632 году, в виде независимого народа, со своей национальной властью в лице своего хана Хо-Орлека.
Название калмык произошло от турецкого слова «калмак», что значить «оставшиеся» и измененное на русский язык — «калмык».
Религия их — буддизм. Точнее, буддизм реформированный преобразователем Зонкавой, что в русском языке принято определять словом «ламаизм».
Главные их праздники: «Цаган-Сар» (белый месяц) — в феврале месяце. «Урюс» —в первый день первого весеннего месяца — есть праздник весны и «Зул» — в ноябре.
Основная часть калмыков — «ойраты», в прошлом были весьма могущественны, неоднократно бывшие победителями сильных китайцев. «Ойраты» — это собирательное имя, оно известно больше как название Союза монгольских племен: ойратов, олэтов, хошутов, торгутов, дербетов, зюнгар. Союз этот долгое время играл решающую военно-политическую роль на востоке. А затем из-за возникавших постоянных междоусобий ослабел, пришел к упадку, а в 1755 году в борьбе с Китаем племена эти были побеждены и потеряли свою самостоятельность.
Первые упоминания об установлении сношений между Донскими казаками и калмыками относятся к началу XVII века и с тех пор в истории Дона постоянно упоминается о дружеских военных договорах, о совместных походах и набегах калмыков и казаков против крымских, кубанских татар, ногайцев и прочих воинственных племен и народностей (1). Многие из калмыков тогда же зачислялись в казаки.
В 1710 году, в предвидении войны с Турцией, калмыцкий хан Аюка отправил на Дон 10 тысяч бойцов, которые, оставшись на Дону, целиком вошли в состав Донского Казачества. В 1729 году к войску причисляются и юртовые калмыки.
Постоянные набеги киргизов, ногайцев и закубанских татар на калмыцкие кочевья побуждают калмыков просить императора Павла I о причислении их к Донскому войску и об отправлении службы наравне с казаками. Часть их причисляется, остальные уходят в Астраханские степи.
При Атамане М. И. Платове калмыкам, кочевавшим по всей территории Дона, отводятся задонские степи, на левой (ногайской) стороне Дона. Территория Войска Донского теперь состоит из 7 округов и калмыцкого кочевья в задонской степи, они причисляются к Войску под именем Донские калмыки. Беднейшая часть калмыков причисляется к ближайшим станицам 2-го Донского округа.
Отведя земли калмыкам, Войско Донское не вмешивается во внутренний их быт и управление. Донские калмыки продолжают жить своими обычаями. Кочевье их разделяется на 3 улуса, улусы на сотни и сотни на хотоны. Каждая сотня управляется избранными из их среды сотниками и двумя выбранными судьями, которые при судопроизводстве руководствуются своим старинным обычным правом.
В 1884 г. приравнивают окончательно донских калмыков 1г казаков, вместо кочевья учреждается Сальский округ, с окружным административным центром в станице Великокяжеской. В состав вновь образованного округа входят станицы: Батлаевская, Беляевская, Нурульская, Ново-Алексеевская, Чунусовская, Эркетинская и переименованные в честь Войсковых Атаманов, принявшие новое название станицы: Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Платовская и Потаповская.
Расселившись по станицам, донские калмыки стали вести оседлый образ жизни, занявшись коневодством, скотоводством и сельским хозяйством. По статистике 1897 года их числится 28,112 душ обоего пола в Сальском округе и 2 тысячи во 2-м Донском округе.
Своим упорным трудом донские калмыки достигли хороших результатов. Появляются большие хозяйства. Калмыки культивируют прекрасную и выносливую породу строевой калмыцкой лошади (2). Кроме прекрасных сортов строевых лошадей, славится особая порода, красного, калмыцкого рогатого скота.
В процессе культурного и хозяйственного развит и я огромную роль сыграло калмыцкое духовенство; оно было главным проводником их религиозной и культурно-общественной жизни. В станицах Сальского округа появляются народные школы, а в Великокняжеской: высшее начальное училище (городское), четырехклассное женское училище, реальное училище. В Новочеркасске нередко можно было видеть детей калмычат и калмычек в форме гимназистов-ок, реалистов, а калмыцкую молодежь — студентами-студентками и юнкерами Новочеркасского казачьего училища, по окончании которого они выходили в Донские полки.
В Вел. войну и в Освободительной казачьей борьбе они показали себя как прекрасные боевые офицеры : Полковник Магатов, командир 21 Донского каз. полка в Великую войну, сотник Мангатов, Войск. старш. Батырев, подъесаул Дакугинов, подъес. Сельдинов, сотник Бакбушов, подъес. Тенкин и др.
Многие умерли геройской смертью на полях сражений, защищая свою Родину. Полк. Мангатов, сотн. Мангатов, Войск. Ст. Батырев, полк. Дешин, подъес. Сельдинов, сотник Бакбушов, подъес. Дакугинов, хор. Сафонов, сотник Абушинов (до последней минуты, командуя 3-м Донским калмыцким полком, защищавший Новороссийск и брошенный на расправу большевикам), хор. Борманжинов, сотн. Буринов, хор. Зодьбинов, подъес. Шарманжинов, подъес Куркусов, хор. Балинов, хор. Пуртилов и др.
В начале Освободительной казачьей борьбы (начало 1918 года) Сальский округ был районом борьбы за свободу. Здесь в степях партизаны Походного Атамана ген. П. X. Попова проделали свой замечательный «Степной поход». Весь калмыцкий народ стал на защиту своих станиц и вошли в отряд ген. П. X. Попова. По очищении Сальского округа при Атамане Краснове, калмыки сформировали два полка: Зюнгарский и 3 калмыцкий (1 Донская дивизия) — постоянной армии и конную полусотню в конвой Донского Атамана. Калмыки в составе Донской Армии до самого конца боролись с большевиками. При оставлении родной земли, они целым народом, с семьями покинули свои станицы и отходили при армии до Новороссийска. Оставленные Главным командованием на берегу Новороссийского мола, большая часть их погибла, приняв от большевиков мученическую смерть.
В эмиграции сейчас донских калмыков насчитывается немного больше тысячи душ, рассеянных по разным странам, но характерным для них явлением есть то, что они оседали заграницей не рассеиваясь, а сохранили большие группы, образовав свои калмыцкие хутора и станицы, а одиночки вошли в общеказачьи организации.
При открытии в Югославии Донского кадетского корпуса (1922 г.) значительная часть детей-калмыков были зачислены в корпус, в гимназии в Праге, а также в Высшие учебные заведения Праги, Белграда и других столиц. Теперь многие из них, окончивши свои школы, работают по своей специальности. Среди молодой калмыцкой интеллигенции создались культурные центры, кружки в Праге, Белграде, Софии. Многие сотрудничают в казачьих журналах. Благодаря энергии и жертвенности в эмиграции были выпущены периодические журналы: «Ойрат» (1924), «Улан Залат» (1927-30), «Мана-Санан» н «Ковыльные Волны», издающиеся и до настоящего времени.
Существовавшая в Праге Калмыцкая Комиссия Культурных Работников успешно занималась сбором произведений калмыцкого устного творчества и выпустила несколько книг «Хонхо» на калмыцком языке.
Заметную деятельность проявляют руководители калмыцкой национальной организации «Халммак Тангачин Тук» - Ш.И. Балинов и С.Б. Балыков. Первый, помимо многочисленных статей исторического и публицистического характера, напечатанных в казачьих журналах, выпустил отдельным изданием три брошюры: «Чем было Казачество», «Чем стало Казачество» и «Наш ответ «оборонцам» и «Казачьи дела». С.Б. Балыков в разных казачьих и калмыцких журналах напечатал больше пятидесяти рассказов из калмыцкой и казачьей жизни и издал отдельную повесть «Взбаламученная степь» и приготовил к изданию историческо-бытовой роман «Честь девичья» из калмыцкой жизни.
Доктор Динара Баянова переложила на ноты около 50 калмыцких новых и старинных песен.
Но самое замечательное событие в жизни калмыцкой эмиграции — это постройка первого в Европе буддийского храма в Белграде. Донские калмыки, несмотря на свою малочисленность, путем жертвенности и энергии, по почину полк. А. А. Алексеева и Бакши Умальдинова, при ближайшем содействии духовенства и всей эмиграции, при участии и помощи владельца кирпичного завода в Белграде г. Милош Яшимовича, построили не только прекрасный храм, но и помещение для духовенства, библиотеку и школу при нем. Храм построен на окраине Белграда, где создан калмыцкий хутор Мокрый Луг и 12 декабри 1929 года торжественно освящен при многочисленном количестве собравшихся. На этом торжестве присутствовали представители сербской и казачьей общественности.
Случай этот показывает ту жертвенность и спайку, которой держатся Донские калмыки, несмотря на тяжелые условия нашей зарубежной жизни.
Этим они лишний раз доказали всем, что в Единении — сила.

(1) Из них в истории освещены наиболее поздние походы: в 1698 г., когда 3 тыс. калмыков совместно с казаками принимали участие при взятии Азова, 1698 г. под командой Атамана Фрола Кумшацкоко (Минаева) поход на Кубань, 1770 г. — битва при Соленом и гораздо позже — поход на Дагестан (1773 г.).

(2) Кроме многочисленных конских табунов и косяков при станицах, коневодством занимаются и на «зимовниках» (хуторах). Из них самые известные по качеству и количеству лошадей, зимовники коннозаводчиков: Бакбушова, Сельдинова, Шавелькина, Сангинова, Тенкина, Ушарова, Басанова, Бурульдунтова, Цуглинова, Басапова и др.

Источник: Атаманский Вестник
(изд. в Париже, 1935-1939), №5

Аватара пользователя
Admin
Сообщения: 1989
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 22:51
Контактная информация:

Re: Донские калмыки

Сообщение Admin »

Тема сохранена и восстановлена с заблокированного форума благодаря форумчанину "popov"у


Constan
Гость
Тема: Re: Донские Калмыки Ср 23 Мар 2011, 10:40


Могу сказать, что калмыки очень сильно пострадали в ГРВ от северной «нордической» мрази…
Если казаков иногда жалели, то калмыков убивали нещадно…
Во время ВОВ уцелевшие калмыки, как и уцелевшие казаки, бежали с немцами из русского коммунистического «рая»….
Калмыки - братский народ. Они ближе к нам, нежели истинные лапотные «арийцы»….
***

Гавриил
Количество сообщений: 85
Дата регистрации: 2010-02-25
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 06:58


Constan
Сразу видно ,что вы грамотный человек и знаете истинную историю калмыков в борьбе с красными .
И я очень рад , встретить на антибольшевитском сайте нормального антибольшевика ,а не тупого нациста - лжерусскоказакопатриота , до которого никак не дойдет кто главный враг Вольного Казачества, и вообще всех свободолюбивых народов России.
Так-же считаю что русские ,казацкие и др. антикоммунисты нам ближе чем советские калмыки - продолжатели делишек Городовиковых, Хомутникова и других красножопых главарей.

***

Андрей
Количество сообщений: 860
Дата регистрации: 2010-07-09
Возраст: 48
Географическое положение: ст.Константиновская
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 08:15

Гавриил пишет:
Так-же считаю что русские ,казацкие и др. антикоммунисты нам ближе чем советские калмыки - продолжатели делишек Городовиковых, Хомутникова и других красножопых главарей.
Я родился, вырос и живу в ст.Константиновской в которой в 1918г., после степного похода отряда П.Х. Попова был создан - Зюнгарский казачий полк. В первые Донские калмыки-Казаки, обрели в составе Донской Армии своё национальное воинское формирование.
На этом форуме уже был материал посвящённый созданию Зюнгарского полка. В детстве у меня был друг - Серёжа Путягин. Его дедушка - Георгиевский Кавалер, служил в этом полку. Мы часто рассматривали, чудом уцелевшившие пару фотографий от тех лет, на которых был запечетлём его дед с полным Георгиевским бантом.
Воспоминания старых Казаков, которых можно ещё было послущать в 70-х годах, носили самый уважительный характер, рассказывая о службе калмыков в Донской Армии.
Дед моего друга - Аникеев М., представитель известного в наших краях Казачьего Рода, видя троицу друзей, среди которых был маленький калмычонок- С.Путягин, говорил - " Калмыки наши братья"
***


Terek
Количество сообщений: 420
Дата регистрации: 2009-03-13
Географическое положение: Полинезийские острова
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 09:47


Отрывок из статьи "Представители народов Кавказа в составе Терского казачества" о калмыках:

...Во второй половине XVIII века царское правительство предпринимает меры к обращению в казачество кочевников-калмыков, принадлежащих к племенной группе ойротов и кочевавших когда-то по берегам Тобола и Ишима. В XVII веке они проникли на Урал, а затем перешли Яик и появились в Нижнем Заволжье, оттеснив нагоев, кочевавших в этих местах. В конце царствования Михаила Федоровича калмыки подчинились Российскому правительству, а в 1673 году их хан Аюка выступил под покровительство России. В борьбе против агрессивной политики Турции и Крыма калмыки всегда находились на стороне России и неоднократно принимали участие в походах против крымских и закубанских татар. Царское правительство выплачивало жалованье калмыцкой феодальной верхушке, а также поощряло и разрешало грабежи во время военных походов и набегов на соседние народы. В середине XVIII века более 200 семей Ака-Цатонова рода, кочевавших по северо-западному побережью Каспийского моря, пытаясь избавиться от притеснения своего зайсанга, отделились от своих сородичей и согласились принять христианскую веру. С согласия правительства, Российская администрация на Северном Кавказе и духовенство совершили в 1764 году обряд крещения, и с этого времени они стали в документах именоваться как «крещеные калмыки» [16].

3 марта 1777 года Г. А. Потемкин приказал астраханскому губернатору Якоби переселить их на вновь основанную укрепленную линию по реке Тереку и присоединить к Моздокскому казачьему полку, «дабы они были русскими в станицах, могли познавать существо закона и забыть кочевую жизнь» [17]. Однако распоряжение Потемкина осталось невыполненным, и до 1833 года они кочевали в пределах Астраханской губернии между реками Кумой и Гайдуком [18].

В 1832 году было создано Кавказское линейное казачье войско, куда вошли Терский, гребенской, кизлярский и Моздокский полки. Они находились в подчинении наказного атамана, сосредоточившего в своих руках военное и гражданское управление. Линия на двойное подчинение казаков себя не оправдала. Был ограничен срок службы. «Положение о Кавказском линейном войске» 1845 года четко определяло права и обязанности казаков и предусматривало формирование войсковых единиц из равного числа жителей. Станичные органы управления были поставлены под жесткий бюрократический контроль. Таким образом, правительство законодательными актами четко регламентировало статус вновь образованного сословия.

В 1833 году калмыки обратились к наказному атаману Кавказского линейного войска с прошением о наделении их землею между Маджарской и Гайдуковской соляными заставами. При рассмотрении этого прошения специально собранная комиссия, ссылаясь на Генеральный проект размежевания по Кавказской линии, отказала им в наделении просимых земель и отвела пустопорожние земли в Пятигорском округе между реками Тамузловкой и Карамыком, на территории Линейного войска [19]. Против решения комиссии выступил генерал Вельяминов, который, ссылаясь на приказ Г. А. Потемкина 66-ти летней давности, предлагал расселить калмыков по станицам Моздокского казачьего полка. Для ближайшего надзора за их поведением, нежели там, где поселение целыми обществами, они продолжали бы безнаказанно свои привычки, шалости, как это было бы при назначении им земли в Пятигорском округе [20].

Предложенный генералом Вельяминовым Проект расселения калмыков был одобрен. Согласно спискам их подготовила специальная комиссия. В станицы Моздокского казачьего полка предполагалось расселить: в Наурскую, Ищерскую и Галюгаевскую по 10 семейств, Стодеревскую – 5 семейств, в станицы Волжского казачьего полка – Незлобную 15 семейств, в Приближную и Беломечетскую по 10 семейств, в станицы Горского казачьего полка – Курскую 14 и в Государственную – 25 семейств. Калмыки, узнав о предполагаемом расселении их по станицам, прислали в Ставрополь 14 делегатов просить «об оставлении их в настоящих местах жительства по тому уважению, что переход от кочевой жизни к оседлой, перемене климата и употребление пресных вод на новых местах водворения, неминуемо подвергнут их смертности. А скотоводство – совершенному истреблению» [21]. Они соглашались вносить в казну Моздокского казачьего полка вместо повинностей налог со своего скота из расчета: с рогатого скота по 15 копеек, с лошади по 25, с барана по 5, с верблюда по 35 копеек, а также держать караул из 50 человек на Можарской соляной заставе. По докладной записке ротмистра Власова, численность калмыцкого населения составляла 384 семьи, насчитывающих 1020 душ мужского и 1071 женского пола. Они по-прежнему оставались ламаитами и, по переписи 1840 года, у них было 2 священных хурала с 117 лицами духовного звания, в том числе 45 гелюнгов, 2 гецуля и 65 манжиков [22].

Понимая полную безнадежность задуманного плана, по обращению кочующих калмыков в казаки, царское правительство вынуждено было оставить «их в прежнем первобытном состоянии», разрешив кочевать между реками Кумою и Гайдуком, на землях, отошедших в 1861 году от Астраханской губернии, Ставропольской.

Источник: http://combcossack.0pk.ru/viewtopic.php?id=671
***

Гавриил
Количество сообщений: 85
Дата регистрации: 2010-02-25
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 11:29


Мой дед Адьянов Гавриил Санджиевич 1912 г.рождения , родом со ст.Кутейниковская . Его жена Адьянова Замбо Егоровна .
У моей мамы в паспорте гр. СССР была запись : место рождения - Ростовская обл. Калмыцкий р-н, х.Зюнгар. Но она конечно ничего не помнит о том отрезке жизни , о ее малой Родине. Когда ее и других калмыков депортировали в Сибирь в 1944году , как врагов советского народа , ей было всего три годика.

Сейчас этот хутор вряд ли сохранился , но кто-нибудь может знает , или слышал от стариков , где находилось это поселение. А может и жив хутор , но только переименован на русский лад?
Когда сталинские каратели выселили калмыков в Сибирь , то почти все калмыцкие названия были заменены на русские . Например Элиста в Степной и т.д.

Аватара пользователя
Мелихов
Сообщения: 1382
Зарегистрирован: 09 июн 2013, 19:09
Контактная информация:

Re: Донские калмыки

Сообщение Мелихов »

Тема сохранена и восстановлена с заблокированного форума благодаря форумчанину "popov"у


Мелихов
Количество сообщений: 760
Дата регистрации: 2008-11-10
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 12:24


"Гавриил"
спасибо за размещенную информацию - действительно, трагедия калмыков такова же, как и казаков, а порой еще страшней. Отдавая дань бескомпромиссному поведению калмыков в борьбе с большевистскими бандами, мы собрали ряд фотографий и документов и устроили в обоих музеях экспозицию, посвященную борьбе калмыков и их жизни в Зарубежье.
1.jpg
1.jpg (74.61 КБ) 10473 просмотра

2.jpg
2.jpg (70.4 КБ) 10473 просмотра

3.jpg
3.jpg (70.46 КБ) 10473 просмотра

4.jpg
4.jpg (68.52 КБ) 10473 просмотра

5.jpg
5.jpg (63.31 КБ) 10473 просмотра

6.jpg
6.jpg (66.62 КБ) 10473 просмотра

7.jpg
7.jpg (73.68 КБ) 10473 просмотра

Аватара пользователя
Admin
Сообщения: 1989
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 22:51
Контактная информация:

Re: Донские калмыки

Сообщение Admin »

Тема сохранена и восстановлена с заблокированного форума благодаря форумчанину "popov"у


Юрий
Количество сообщений: 188
Дата регистрации: 2010-04-11
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 12:52

Constan пишет:
Могу сказать, что калмыки очень сильно пострадали в ГРВ от северной «нордической» мрази…
Если казаков иногда жалели, то калмыков убивали нещадно…
Во время ВОВ уцелевшие калмыки, как и уцелевшие казаки, бежали с немцами из русского коммунистического «рая»….
Калмыки - братский народ. Они ближе к нам, нежели истинные лапотные «арийцы»….
Казаков не жалели, просто казак мог и переодеться, пробираясь из под Новороссийска, а калмыку лицо не сменишь.
В основном Казачьих братьев в Сальском округе, как и на всех Русских землях, уничтожили, выжили или морально переломали ещё в 20-е, 30-е. В 40-е репрессировали уже потомков, многие были сироты принятые родственниками.

За годы проживания в приграничье с Казаками, а потом и войдя в состав казачьих земель, сложилась определённая ветвь калмыков – Бузавы. До революции среди Бузавов активно распространялось Православие, хотя Ламаистов там было большинство. В основном Бузавы казаковали, а в годы смуты воевали с Красными.
Бузавы внешне отличаются от среднестатистических калмыков. У них выше рост, светлее кожа, более крупные носы, встречаются шатены, бывают светлые каре-желтые глаза и сам разрез глаз шире. Характер Бузавов так же был ближе к казачьему или русскому (общительны, улыбчивы, хорошие ораторы), чем среди остальных ветвей калмыков.

В наше время Бузавы в основном не сохранили казачьей преемственности (участие в реестре не учитываю). По причине геноцида их в Калмыкии меньшинство, у многих нет информации, о прадедах.
Именно Бузавы, несмотря на меньшинство, но имея более существенную образовательную базу, смогли произвести поколения, которые в годы советской власти, после возвращения из Сибири, составили подавляющую долю в парт-номенклатурной управленческой прослойке.
Уничтожение родовой память, не позволило Бузавам не смешиваться с советской системой и в данное время потомки калмыков-казаков отличимы лишь внешне и генетическими чертами характера, но по моральным взглядам это такие же Россияне, со всеми их особенностями.
За все годы жизни в Калмыкии, я не встречал тех, кто был бы по характеру близок Казакам, да и мизерная часть там тех, кого интересовала история калмыков из Белого движения.
Упор властями в Калмыкии делается на изучение Сталинских репрессий, в основном это связано с получением компенсаций. Среди простого народа, немного вспоминают тех, кто воевал в частях Вермахта, а о калмыках-казаках, уничтоженных в годы ГВ почти ничего не слышно. Из-за этого многие не понимают, почему часть калмыков воевала в Вермахте, что их на это толкнуло.
Сейчас Калмыкия живёт на дотации, местные бизнесмены берут кредиты и списывают на неблагоприятные климатические условия, другая часть встроена в гос. структуры.
Тем не менее, если возрождать Русский мир в России, что подразумевает под собой повышение уровня морали и воспитания, в Калмыкии, в этом вопросе, в первую очередь, можно опереться на Бузавов.

Сейчас в Калмыкии, как и в любой национальной республике, людям не титульной национальности по ночам лучше не ходить, да и днём не всегда безопасно. Потому, если кто-то из потомков Казаков воодушевится ехать искать там братьев, может быть очень огорчён и не только морально. Прогрессивная часть калмыков, так же в значительной своей массе республику покинула.
В общем-то, калмыки из земель, не относившихся к казачьим, никогда и не были горячими друзьями Русского населения и Казаков в частности, инциденты связанные с убийствами, грабежами и воровством в отношении Русских наблюдались и до ГВ, не редко. Верность калмыков России сложилась из того, что изначально, они, как и многие другие, благодаря более приемлемому колонизаторскому характеру Русских, выбрали Русский мир, предпочитая его Мусульманскому и Китайскому.

Возвращаясь к истории, стоит отметить, что до ухода части калмыков обратно в Джунгарию, под руководством хана Убуши, калмыки были главной сдерживающей и даже колонизирующей силой в отношении с мусульманским миром Кавказа и Прикавказской Степи. Можно сказать, что калмыки вывели из борьбы всех татар и кавказцев, заперев их в горах, они же уничтожили грозную Ногайскую Орду и сдерживали орды кирзиз-кайсаков, нанося им долговосполнимый урон. Колонисты конечно из них не такие, как из Русских, у них закон прост, всех кто выше колеса телеги под саблю, но последствия этого принципа и до сих пор оказывает своё действие в Кавказском вопросе, не будь калмыков: кавказцев, татар и казахов было бы в разы больше.
После ухода калмыков с политической арены на Кавказе, Русским пришлось создать: Кавказскую Линию, два казачьих войска Черноморское и Линейное; усилить третье казачье войско - Терское и сосредоточить значительный военный контингент.
***


Гавриил
Количество сообщений: 85
Дата регистрации: 2010-02-25
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 14:20

Мелихов пишет:
"Гавриил"
спасибо за размещенную информацию - действительно, трагедия калмыков такова же, как и казаков, а порой еще страшней. Отдавая дань бескомпромиссному поведению калмыков в борьбе с большевистскими бандами, мы собрали ряд фотографий и документов и устроили в обоих музеях экспозицию, посвященную борьбе калмыков и их жизни в Зарубежье.
Огромное спасибо , всем тем , кто принял участие в создании калмыцких тем в обеих музеях !
Это говорит о том , что у вас судят о людях не по внешним признакам , а по моральным , человеческим качествам и поступкам.
Отдельная благодарность за выложенные фото , и добрые слова в адрес моих земляков , которые действительно их заслужили .
В Калмыкии и в Элисте в частности , такое нигде пожалуй не увидишь. В РК , в плане пропаганды и идеологии все осталось на уровне КАССР. В музее все посвящено только тем калмыкам , кто воевал за Советскую Власть и СССР. Программа по выращиванию совко - калмыков , заложенная при большевиках ,работает исправно.
Даже сейчас , в новом музее , открытом в прошлом году, нет зала Депортации калмыков 1943-1944гг., хотя в старом такая тема присутствовала.

"Юрию"
Юрий писал(а):В основном Казачьих братьев в Сальском округе, как и на всех Русских землях, уничтожили, выжили или морально переломали ещё в 20-е, 30-е. В 40-е репрессировали уже потомков, многие были сироты принятые родственниками.

Цитата: "При Атамане М. И. Платове калмыкам, кочевавшим по всей территории Дона, отводятся задонские степи, на левой (ногайской) стороне Дона. Территория Войска Донского теперь состоит из 7 округов и калмыцкого кочевья в задонской степи, они причисляются к Войску под именем Донские калмыки".

Где здесь говорится о "Русских землях" ?

***


cossacknn
Количество сообщений: 853
Дата регистрации: 2009-03-11
Географическое положение: Cossackia
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 18:27


Кстати, может у кого-то есть карта административного деления Ростовской области с обозначением границ Калмыцкого района? Район существовавал в 1928 - 1944 гг. и не был восстановлен после возвращения калмыцкого народа из Сибири. Давно подступаюсь к теме ККК, и, в связи с ней, надо четко представлять предвоенное расселение калмыков и тогдашние адм. границы. А найти такую карту оказалось достаточно трудно.
***

Мальчишъ
Количество сообщений: 718
Дата регистрации: 2010-07-05
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 20:03


cossacknn.
В малой советской энциклопедии 1941 года издания есть карта РСФСР
на ней под номером 10 Калмыцкая АССР.

Аватара пользователя
Admin
Сообщения: 1989
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 22:51
Контактная информация:

Re: Донские калмыки

Сообщение Admin »

Тема сохранена и восстановлена с заблокированного форума благодаря форумчанину "popov"у


cossacknn
Количество сообщений: 853
Дата регистрации: 2009-03-11
Географическое положение: Cossackia
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 20:14

40871236.th.jpg
40871236.th.jpg (3.16 КБ) 10473 просмотра

Сегодня получен из Мюнхена сигнальный экземпляр книги Елены Сарановны Ремилевой "Ойрат-монголы: обзор истории европейских калмыков". Мюнхен, 690 стр. Естественно, Елена Сарановна, будучи дочерью есаула Сарана Ремилева и племянницей сотника Доржи Ремилева (оба в эмиграции известные деятели вольно-казачьего движения, и Д.Ремилев и калмыцкого национального движения) уделяет большое внимание именно истории калмыков-казаков, причем не только Донского войска, но и Астраханского, Оренбургского, Уральского и др. Изложение доведено до ухода Белой армии в эмиграцию.

***


Мальчишъ
Количество сообщений: 718
Дата регистрации: 2010-07-05
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 20:15


Вторая половина.

На первой под
Варшавой надпись.
Гос.интересов Германии. ?

ВЛОЖЕННЫЕ ФАЙЛЫ
Изображение 005.jpg
Административное деление на 27.8.1940 г.
(594 Кб) Скачиваний: 73 - файл не восстановлен с заблокированного форума - админ.

***

cossacknn
Количество сообщений: 853
Дата регистрации: 2009-03-11
Географическое положение: Cossackia
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 20:28


Карта сама по себе любопытная, но я не о том... Калмыцкая АССР - это понятно. Речь идет о другом. К той части калмыков-казаков, которая категорически отказалась переселяться с территории своих станиц в Калмыцкую автономию (а первоначальный замысел советов был выселить именно всех калмыков-казаков), благодаря некоторому нэповскому либерализму не стали применять насильственных мер, а оставили в покое и даже создали Калмыцкий район в составе Ростовской области. Так что нужна именно хорошая карта области.
***

Мальчишъ
Количество сообщений: 693
Дата регистрации: 2010-07-05
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 20:38

Калмыцкая АССР.
ВЛОЖЕННЫЕ ФАЙЛЫ
Изображение 006.jpg
(619 Кб) Скачиваний: 55файл не восстановлен с заблокированного форума - админ.

cossacknn
Карта Ростовской области в энциклопедии есть .На ней нет административного деления. В статье о Ростовской области , Калмыцкий район не упоминается.

Аватара пользователя
Admin
Сообщения: 1989
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 22:51
Контактная информация:

Re: Донские калмыки

Сообщение Admin »

Тема сохранена и восстановлена с заблокированного форума благодаря форумчанину "popov"у


Lt.Col.
Количество сообщений: 382
Дата регистрации: 2009-06-18
Тема: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 23:28


Донские калмыки http://novocherkassk.net/viewtopic.php?f=29&t=23160
Просто, как дополнение к общей теме.
***

Юрий
Количество сообщений: 185
Дата регистрации: 2010-04-11
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 23:34

Раковский Г.Н. "В СТАНЕ БЕЛЫХ" (выдержки из воспоминаний)

А в это время по всем дорогам, находившимся восточнее, тянулся другой поток беженцев. Это были донские казаки, вернее их семейства, и калмыки. Старики, женщины, дети почти поголовно станичными и окружными таборами во главе со станичными и окружными атаманами двигались на юг. Они гнали перед собою стада скота и свое главное богатство - табуны лошадей. Здесь народные массы, не желавшие подчиняться большевикам, уходили со своей территории, покидали родные станицы, хутора и кочевья, шли в неизвестном направлении, не зная, что их ждет там, впереди, но зная, что позади вместе с большевиками они жить не могут. Это была грандиозная картина переселения целого народа, возвращавшая нас к давно минувшим временам средневековья.


Выскакиваем из лощины на другой берег реки. Останавливаемся. Шагах в тридцати сзади нас, на гребне котловины, - пулемет. Прямо против нас, шагах в пятидесяти, - спешенный Донской Калмыцкий полк. Со всех сторон свищут пули. Со всех сторон несутся дикие крики. Между большевиками и калмыками без шапки, верхом на лошади мечется генерал Кучеров, который пытается отстоять переправу и спасти оставшихся по ту сторону переправы. Он что-то кричит, но что - разобрать нельзя, потому что вместо слов он издает какие-то нечленораздельные звуки. Свирепо оскалив зубы, спешенные калмыки с каким-то отчаянием стреляли из винтовок. Я никогда не забуду того выражения озлобленной решимости, яростной ненависти, которыми дышали лица этих разоренных, ограбленных, наполовину вырезанных большевиками, но, в сущности, мирных, благодушных степняков. Они одни только стойко дрались и спасали в данный момент положение. Впереди, перед фронтом, верхом на лошади метался калмык-офицер, который что-то кричал и все время указывал нагайкой на большевика-пулеметчика.


По равнине тянутся на юг обозы беженцев. Особенно тяжело смотреть на калмыков, буквально до последнего человека ушедших с родины от большевиков. В свое время их резали большевики. Беспощадно расправлялись с большевиками и калмыки. Теперь эти мирные люди имели перед собой только один, им самим не известный выход.
— Ты себе можешь спокойно отходить, - говорили они казакам и солдатам. - Погоны снимешь, звезду налепишь - и ты красноармеец. А у меня морда кадетская (“кадетами” большевики именовали своих противников).
В малиновых, красных и черных халатах бродят калмыки по станции, с растерянным видом чего-то ищут. Здесь и женщины с грудными детьми. Здесь и дряхлые старики и старухи. Бегают за ними детишки. Калмыки ищут хлеба, а достать его здесь очень трудно.


Из окна поезда можно было наблюдать потрясающую картину. Вот растянувшийся на несколько верст калмыцкий беженский табор. Немало калмыков померло по дороге. Много обозов их было захвачено большевиками. Но уцелевшие шли и шли на юг... Истощенные, заморенные бескормицей лошади, между ними огромные, забрызганные грязью, исхудалые верблюды тяжело шагают по дороге. Несчастные животные, которые не выносят сырости, вынуждены вот уже много дней шагать по топкой грязи. Вот едет полуразвалившаяся телега. На ней три калмычки в своих национальных нарядах. Верхом на тощей лошаденке плетется калмыцкий священник (гаюн) в малиновом халате. На открытой телеге лежат три маленьких калмычонка, четвертый голыми ножками шагает по холодной мартовской грязи. Рядом с ними идет дряхлая калмычка, и я вижу, как калмычка вытаскивает с помощью рук сначала один сапог, потом другой, потом опять первый, потом второй. Везут трупы: на телеге лежит мертвый старик-калмык, на другой - маленький калмычонок.
— Какой ужас! Какой кошмар! - слышу я кругом себя возгласы привыкших ко всяким тяжелым картинам лиц.
— Куда они идут? Что с ними будет?.. Ведь, в сущности, никто не знает, куда он идет и где остановится...
Вперемешку с калмыцкими шли обозы донских беженцев, войсковые части. Лошади, пришедшие с Дона, уже окончательно были истощены непосильной борьбой с грязью.
— Куда они идут? Что с ними будет?
Поезд продвигается вперед. На большой телеге, в которую запряжено четыре лошади, лежат несколько больных, очевидно, тифозных. Несмотря на долгие, неоднократные свистки паровоза, телега идет вплотную с рельсами, потому что свернуть с насыпи в грязь не решается; нельзя объехать и шедшие впереди запряжки. Лошади начинают биться, телега опрокидывается, больные раскатываются с высокой насыпи в разные стороны. Дышло ломается пополам.
Кто может передать, какие страдания переживают эти несчастные беженцы! Что думает эта женщина с детьми, возле которой на телеге лежит труп мужчины, очевидно мужа? Телега опрокидывается. Женщина и детишки беспомощно стоят возле нее.
Куда ни посмотришь - беженцы и беженцы... Они растянулись на много десятков верст.
И ведь все это голодные люди, так как хлеба достать вот уже в течение недели нельзя. У поезда на стоянках то и дело являются голодные и умоляют дать им хоть кусок хлеба.


На дороге постоянно попадались брошенные, поломанные телеги, кибитки. Их хозяева, не исключая женщин и детей, ехали на неоседланных лошадях. Валяются полузасосанные грязью лошади, верблюды. Так как обозы шли не по дороге, а по рельсам, то в особенно затруднительное положение попадали беженцы, когда нужно было переезжать через железнодорожные мосты. Они выходили из этого положения довольно оригинальным путем: покрывали шпалы на мосту деревянными щитами и досками, которые для этой цели везли с собой, и быстро устраивали импровизированный мост.
— Что же будет в Новороссийске? Ведь это все еще цветочки... - говорили в поезде.
И все же в этой кошмарной картине была и утешительная сторона. Ведь все эти люди могли давно уже остаться и многие повернули, в особенности от Екатерино-дара, к северу. Но масса шла с армией... Это не была инерция толпы. Беженцы предпочитали всякие мучения, всякие страдания, сопряженные с отходом, власти большевиков. Население, решившееся на это, тем самым доказывало, какая жизненная сила и энергия имеется в нем. Масса шла за своими вождями. Она верила в них. В эти тяжелые дни совершенно не было выступлений против офицерского состава, который стоял далеко не на высоте своего положения и был, в сущности, гораздо более дезорганизован, чем рядовая масса. Низы в эти тяжелые времена оказались более стойкими, более выдержанными, и та дезорганизация, которую можно было наблюдать в массах, носила, в сущности говоря, лишь чисто внешний, поверхностный характер.


Снова пришлось наблюдать картину тяжелого отхода. Снова ребром встал вопрос: а что же будет с армией и с этими несчастными беженцами через день, через два, когда эта лавина вольется и затопит Новороссийск и когда перед нею будет море? Здесь все, казалось, почувствовали, что катастрофа уже наступает, что наступает последний акт тяжелой народной трагедии, что мы подходим к той исторической драме, имя которой - “Новороссийск”.
Молча смотрели все на картину стихийного движения, которая развертывалась перед глазами.
Тихий весенний вечер. Горы окутаны нежной туманной дымкой. Кругом - дивный горный пейзаж, на фоне которого странным, диким, кошмарным казалось то, что происходило перед глазами. Все ущелье между горами, по которому был проложен железнодорожный путь, было затоплено грандиозным потоком людей, лошадей, верблюдов, мулов, всадников, пеших, бесконечной вереницей обозов. Уже значительная часть калмыков, побросав телеги и кибитки со своим скарбом, едут с женами и детишками на лошадях, за которыми волочатся обрубленные постромки. Некоторые калмычки ехали верхом, имея на руках по одному, по два и даже по три ребенка. Вот едет сморщенный старик-беженец. За ним на исхудалом одре - десятилетний мальчик. Два калмыка гонят стадо верблюдов, от которых лошади испуганно шарахаются во все стороны. Все еще своими станичными таборами идут донские беженцы. Сильно поредели их ряды за последние дни. Вот и сейчас на телеге везут двух больных или умерших - не разберешь. Исхудалые волы и коровы плетутся возле телег. С ожесточением режет постромки беженец, у которого сломалась в телеге ось. Мертвые лошади... Одна, другая, третья... Сколько их - не счесть...
Поезд обгоняет обоз Добровольческого корпуса. По рельсам двигается масса повозок с семьями офицеров. Вот идет группа израненных старых полковников и генералов. Вот шагает офицер с женой. Другая супружеская чета отдыхает, сидя на камне. На лицах их тяжелая, безнадежная тоска и апатия. Едут верхом на мужских седлах изящные женщины. Шагом продвигается экипаж с генералом. За ним - семья донского казака с телятами и детьми на телеге, за которой идут волы. Обоз корниловцев... Офицеры сами правят лошадьми...
И у каждого, находившегося в этом потоке, в этой лавине, неотвязно стоял один вопрос: а что же будет с нами в Новороссийске?


Ночь с 12 на 13 марта мне пришлось провести на английской пристани у цементного завода... Темнело. Из города доносился глухой рокот, точно шум морского прибоя. Звонил колокол на английском пароходе. Торопливо проходили хладнокровные, спокойные англичане, которые грузили на пароходы склады с различным имуществом. Что им до нас?..
Лавина беженцев уже докатилась до Новороссийска. Несмотря ни на какие кордоны и заграждения, калмыки первыми бросились к морю. Даже на английской пристани можно было наблюдать душераздирающую картину, когда группа верховых калмыков, имея впереди калмычку с двумя ребятами на руках верхом на неоседланной лошади с болтающимися постромками, подъехала к морю. Здесь стоял английский гигант “Ганновер”. Калмыки остановились, потом послезали с лошадей и стали, молча с мольбой глядя на пароход. Оборванные, в грязных пестрых лохмотьях, калмыки всем своим видом свидетельствовали о пройденном ими тяжелом тысячеверстном крестном пути. Эти наивные, добродушные дети донских и астраханских степей слышали, что в Новороссийске есть пароходы, на которых можно уйти от беспощадного, как они думали, для них врага, а потому прямо поехали к морю. Их, конечно, быстро удалили.

***

cossacknn
Количество сообщений: 848
Дата регистрации: 2009-03-11
Географическое положение: Cossackia
Тема: Re: Донские Калмыки Чт 24 Мар 2011, 23:45

Мальчишъ пишет:
cossacknn
Карта Ростовской области в энциклопедии есть .На ней нет административного деления. В статье о Ростовской области ,Калмыцкий район не упоминается.
В этом то и проблема.
Прилагаю карту из книги Очирова о гражд. войне в Калмыкии. Очень важный момент наглядно показан - земли калмыцких станиц вообще не вошли в состав советской калмыцкой автономии. Т.е. все сообщество казаков-калмыков должно было быть изгнано со своей земли на которой они жили несколько сот лет (а на "освобожденные" земли вселялись, вместо политически враждебных казаков - политически благонадежные советские переселенцы). Этот план не довели до конца в 20-е гг. (от станичных земель все-таки остался некоторый кусок в виде вышеуказанного района Ростовской области), но в 1944-м его добили.
***


Николай Н.
Количество сообщений: 1376
Дата регистрации: 2009-09-13
Тема: Re: Донские Калмыки Пт 25 Мар 2011, 00:42


Анонс
В 5-м номере Альманаха "Донские казаки в борьбе с большевиками" планируется опубликовать солидную статью У.Б. Очирова "Национальные полки в составе ВСЮР в период Гражданской войны". Значительный объем в этом материале занимает рассказ о Донских казаках-калмыках. Много уникальных фотографий.
Для интересующихся: Альманах №5 выходит в апреле.
-------------------------------
Гавриил, большое спасибо за очень интересную, важную тему. Будем ждать продолжения. Успехов!
***

Гавриил
Количество сообщений: 85
Дата регистрации: 2010-02-25
Тема: Re: Донские Калмыки Пт 25 Мар 2011, 05:05


Донское предание


Начиная с 1980-х гг. в США стали выходить работы Араша Борманджинова по истории донских калмыков, в которых освещались вопросы, являющиеся ключевыми, исходными при изучении истории любого человеческого сообщества, будь то государство, этнос или субэтнос: происхождение, география расселения, социальная, духовно-религиозная, административная организация. Как и у других народов, формирование самосознания этой калмыцкой этнической группы восходит к мифам согласованным представлениям людей о своем прошлом. Один из наиболее устоявшихся вариантов такого мифа исследует Борманджинов в своей работе о князьях бузавов (донских калмыков).

Все известные источники, как калмыцкие, так и русские, сходятся в том, что первыми князьями, пришедшими на Дон со своим улусом, а не отдельными семьями, были Баахан-тайши и его младший брат Ба-атур. В народных преданиях они представлены как родоначальники бузава от Волги до Дона, однако имени их отца история не сохранила. Вероятно, они не принадлежали к высшей знати, но являлись прямыми потомками Далай-Баатура (ум. 1637), одного из главных дербетских тайшей. Ф.К. Траилин, известный исследователь донского казачества и издатель, пишет, что, по народному преданию, Баахан и Батур после смерти своего отца отделились от Аюки-хана и ушли на Дон. Русские источники не сообщают о распределении пастбищных земель и подданных между двумя братьями после их прикочевки в донские степи. Однако в народной памяти отложилось событие, связанное с разделом улуса.

По легенде, которую Траилин слышал около 1870 года, это произошло следующим образом. Когда все население улуса - и стар, и млад - собралось на большой равнине, князья на глазок определили середину толпы и проскакали сквозь нее галопом. Люди отпрянули в страхе и таким образом внезапно сами разделились. Немедленно был оглашен княжеский указ, разъясняющий, что те, кто по левую сторону, будут принадлежать Баахану, а кто по правую - Баатуру. Пораженные ужасом люди издали вопль отчаяния "Яглаб! Яглаб!" В одних случаях дети оказались разлученными с родителями, в других - мужья с женами. Несмотря на трагизм, произошедшее было воспринято как должное. Калмыки, как и вообще монголы, издревле верили в божественное происхождение своих правителей и безоговорочно подчинялись им. И в данном случае разлученные семьи и дети вынуждены были покориться судьбе и последовать за своими князьями. Часть бывшего улуса, принадлежащая Баахану, позднее стала называться Харьковской, или 1-й сотней Верхнего улуса. Удел Баатура получил название Бакшинской, или 1-й сотни Нижнего улуса. Эта сотня, замечает Борманджинов, славилась красивыми женщинами. Донское предание не лишено было романтической окраски: якобы при внезапном разделе все красивые женщины оказались на правой стороне, а таковые мужчины - на противоположной. Наряду с официальными наименованиями бытовали и "природные". Так, часть, отошедшая к Баахану, упоминалась как Цевднянкинская - от Цевдина, потомка Баахана в четвертом поколении (с 1877 г. - станица Граббевская), а вторая как Джалсынская - от Джалсана, прямого потомка Баатура во втором колене (с 1877 г. - станица Иловайская). Эти два первых княжеских удела постоянно тяготели друг к другу впоследствии. Взаимные браки, которые имели место всегда, только усиливали родственные связи между ними. По преданию, только эти два удела имели общее зюнгарское (джунгарское) происхождение.

В письме Николаю Пальмову от 7 октября 1929 г. Харти Кануков передает содержание легенды, услышанной им когда-то давно. Она почти неотличима от предания Траилина, изложенного выше. Обе версии совпадают в освещении истории с насильно разлученными семьями и близкими родственниками, за одним исключением. По Канукову, жестокий произвол князей, имевший место при принудительном разделе улуса, был осуществлен не ими самими (по Траилину), а всадником, исполнявшим их приказание. Этот всадник, говорят, проскакал галопом сквозь толпу с распущенным арканом.

Через месяц с небольшим Пальмов получил от Канукова рукопись Ц.М. Зартынова о донских калмыках. В ней также утверждается, что Баахан и Баатур были первыми нойонами донских калмыков. Есть основания считать, пишет Борманджинов, что автор рукописи - Цаган М. Зартынов, грамотный атаман Эркетинского аймака, в июле 1920 года был избран членом Калмыцкого облисполкома. В свою очередь Пальмов сообщил Канукову, что 24 ноября 1926 года некий Москалев, школьный учитель, калмык, рассказал ему о рукописи по истории донских калмыков, составленной калмыком, подписавшимся "Донской бакша". Согласно этой анонимной рукописи, первые донские калмыки были приведены из Джунгарии Бааханом и Баатуром-тайши. Они проследовали на Донец (Северский Донец, правый приток нижнего Дона) без остановки на Волге и основали свой новый кочевой лагерь у Экчду-Хойр, где до Гражданской войны 1918-1920 годов находился Провальский государственный конезавод.

Как уточняет Борманджинов, этот конезавод располагался в шести верстах от железнодорожной станции Провалье и примерно в 70 верстах от города Александровск-Грушевский и железнодорожной станции Шахтная, вблизи границы Таганрогского округа. В письме Пальмову от 11 декабря 1932 года тяжело больной Кануков сообщал, что в его распоряжении находится упомянутая Москалевым рукопись, которую можно было бы издать в сжатом виде, как хронику исторических событий с 1630 (или 1636) до 1917 годов. Это было последнее упоминание о той самой рукописи в переписке Пальмова - Канукова. Через два месяца Канукова не стало, а ровно через год, в феврале 1934 года, оборвалась жизнь Пальмова.

В своей работе, изданной в 1991 году, Борманджинов высказывает сожаление, что рукописи Зартынова, неизвестного "донского бакши" и Пальмова до сих пор не опубликованы. С удовлетворением следует отметить, что в 2007 году Калмыцкое книжное издательство выпустило в свет "Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России" Николая Пальмова, куда вошли различные варианты рукописи, результат нескольких лет труда ученого, специально посвященной ранней истории донских калмыков. Судьба первых двух рукописей остается неизвестной.

http://geno.ru/news/4454/
***

Constan
Гость
Тема: Re: Донские Калмыки Пт 25 Мар 2011, 10:39


По истории калмыков, казаков и вообще по этнической картине Северного Кавказа можно почитать интересное и непредвзятое (как мне кажется) исследование П.Г.Буткова.
«Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год».

Ещё интересно:
«Великое уложение» или монголо-ойратские законы.

Относительно того, кому принадлежали земли казаков и калмыков, а также гражданами (подданными) какой страны они являлись, достаточно посмотреть данные переписи населения и территориальное деление РИ в разные времена.
Настоятельно рекомендую великодержавникам, считающим земли наших предков российскими и тем, кто любит записывать всех подряд в русские…… :D :D
Это всё можно найти на сайте «Восточная литература».

Аватара пользователя
Admin
Сообщения: 1989
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 22:51
Контактная информация:

Re: Донские калмыки

Сообщение Admin »

Тема сохранена и восстановлена с заблокированного форума благодаря форумчанину "popov"у


Гавриил
Количество сообщений: 85
Дата регистрации: 2010-02-25
Тема: Re: Донские Калмыки Пт 25 Мар 2011, 14:01


4 мая 1918 года на заседании "Круга спасения Дона" под председательством атамана П.Н.Краснова были рассмотрены Основные законы Всевеликого Войска Донского. В законах оговаривалась и символика Дона:

"ст.48. Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области - донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков - синий, васильковый, у калмыков - желтый и у русских - алый. Донской флаг состоит из трех продольных полос равной ширины: синей, желтой и алой.
ВЛОЖЕННЫЕ ФАЙЛЫ
Флаг ВВД.gif
У вас нет прав скачивать вложенные файлы.
(1 Кб) Скачиваний: 48 файл не восстановлен с заблокированного форума - админ
.
***

Юрий
Количество сообщений: 185
Дата регистрации: 2010-04-11
Тема: Re: Донские Калмыки Пн 12 Мар 2012, 00:56


ДОНСКИЕ КАЛМЫКИ


Донские калмыки. Социальная история донских калмыков исследована как в дореволюционной, так и в современной научной литературе. Несмотря на наличие специальных исследований, этническая история этой большой группы калмыков до сих пор не получила объективного и фактического освещения. Все исследователи ссылались на архивы Новочеркасска, Ростова-на-Дону и другие, между тем достаточно фактический материал имеется в Национальном архиве Калмыкии. Проблемы этнической истории донских калмыков требуют специального изучения, поэтому мы ограничимся ссылкой на имеющиеся публикации. Н. Ш. Ташнинов, в специальной статье о донских калмыках, указал на наличие известных 13 калмыцких сотен в Сальских степях, которые были расположены в следующем составе:

1. Цевднякинская сотня — на правой стороне балки Большой Гашун и по левую сторону реки Джурак-Сала, дворов — 672, населения — 2545, из них: мужчин — 1263, женщин — 1282.

2. Бурульская сотня — на балке Гашун, дворов — 185, населения — 805, из них: мужчин — 381, женщин — 424.

3. Беляевская сотня — по левой стороне реки Джурак-Сала, дворов — 230, населения — 708, из них мужчин — 335, женщин —373.

4. Потаповская сотня — по левой стороне реки Сал, дворов — 228, населения — 670, из них мужчин — 334, женщин — 336.

5. Эркетеневская сотня — по левой стороне реки Сал, дворов — 281, населения — 608, мужчин — 312, женщин — 296.

6. Чоносовская сотня — на балке Гашун, дворов — 361, населения 1371, мужчин - 699, женщин - 672.

7. Бембедякинская сотня — по левой стороне реки Сал, дворов — 583, населения — 1898, мужчин — 964, женщин — 934.

8. Геленгекинская сотня — по левой стороне реки Сал, дворов — 542, населения — 2002, мужчин — 936, женщин — 1066.

9. Зюнгарская сотня — по левой стороне реки Большая Куберла, дворов - 633, населения - 2403, мужчин - 1200, женщин - 1203.

10. Кебютская сотня — по правой стороне реки Куберла, дворов — 547, населения — 2016, мужчин — 950, женщин — 1066.

11. Бокшракинская сотня — по левой стороне реки Сал, дворов — 591, населения — 2471, мужчин — 1251, женщин — 1220.

12. Батлаевская сотня — по левой стороне реки Сал, дворов — 283, населения - 1068, мужчин - 518, женщин - 550.

13. Ики-бурульская сотня — по балке Эльмут, по правой стороне реки Маныч, дворов - 565, населения - 2515, мужчин - 1290, женщин — 1225.

Всего населения во всех 13 сотнях донских калмыков в 1859 году было — 21069 человек.

По этническому составу, по предположениям К. П. Шовунова, Бурульская, Бембедякинская, Чоносовская, Кебютская, Ики-Бурульская — состоят из дербетовских групп; Эркетеневская, Бокшракинская, Багутовская (Батлаевская) — из торгоутовских; Беляевская, Балдырская (Потаповская) — из Чугуевских; Харьковская (Цевднякинская) и Рынцановская — из зюнгарских.

http://dubovka86377.ucoz.ru/index/donskie_kalmyki/0-50

Аватара пользователя
Admin
Сообщения: 1989
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 22:51
Контактная информация:

Re: Донские калмыки

Сообщение Admin »

Тема сохранена и восстановлена с заблокированного форума благодаря форумчанину "popov"у


Владимир Иванович
Количество сообщений: 11
Дата регистрации: 2012-03-12
Тема: Кочевья калмыков Пн 12 Мар 2012, 13:04


Вот и я могу предоставить некоторые картографические данные по расселению калмыков на территории Войска Донского . Мы привыкли считать ,что калмыцкие поселения находились, где-то там, южнее Дона, на Салу или Маныче .

1823-10.jpg
1823-10.jpg (174.59 КБ) 10473 просмотра

карта Войска Донского 1823 г.
Но на Атласе Войска Донского от 1797 г мы видим ,что кочевья их располагались также примерно на территории Донецкого округа,а это намного севернее от Дона.
1797-10.jpg
1797-10.jpg (128.08 КБ) 10473 просмотра

Атлас Войска Донского 1797 г.

А это карта уже начало 20 века , на ней уже указаны вновь образованные калмыцкие станицы.
Карта периода конца 19 - начала 20 вв.
Карта периода конца 19 - начала 20 вв.
ddddun11.jpg (204.55 КБ) 10473 просмотра

Карта периода конца 19 - начала 20 вв.

Аватара пользователя
kazunin chiguny
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 17 июн 2014, 00:00
Контактная информация:

Re: Донские калмыки

Сообщение kazunin chiguny »

В. Краснов
Из воспоминаний о 1917-1920 гг.

Из города террор перекинулся на уездную территорию. Производившееся позднее обследование установило, что калмыцкая территория Больше-Дербетовского улуса, село Безопасное, Петровское и станция Карамык Прикумской жел. дороги были очагами наиболее жестокого проявления его.

Объехав Больше-Дербетовский улус и ознакомившись с разрушениями, произведенными там в период владычества большевизма, я получил впечатление, что, сознательно или инстинктивно, делалась определенная ставка на уничтожение этой народности. Объяснение этой новой попытки ликвидировать количественно и качественно не сильное племя калмыков следует искать там же, откуда исходила и прежняя провокация степных народов к выселению в средине прошлого столетия, то есть в желании завладеть их обширными и богатыми Приманычскими пастбищами.

Выше я уже имел случай указывать, что распределение 3 1/2 миллионов десятин земли между более чем миллионным русским крестьянством губернии и 1 1/2 миллионов десятин между несколькими десятками тысяч степных народов давно уже порождало вожделения окрестных сел на почти девственные Приманычские прерии с бродящими среди ковыля сайгаками (род южного оленя) и полными вольной птицы Манычскими лиманами и болотцами.

Учтя силу и давность этих вожделений, большевики со всей яростью обрушились на родовые (калмыки живут и носят название по родам: Ичикиносов род, 1-й Багатуктунов, 2-й Багатуктунов и т. д.) калмыцкие хотоны (населенные пункты), уничтожая и самое население, и то, что у населения было наиболее заветного, ценного.

В одном из родов, осквернив храм, уничтожив и залив нечистотами изваяния Будды, изображения на шелку Бурханов, священные книги и другие предметы культа, с таким трудом добываемые калмыками из Тибета, предводимая большевиками толпа, узнав, что в ограде храма покоится чтимый буддистами прах ламы, извлекла из могилы останки, разрубив и раздробив их, выбросила кости на дорогу, в могилу же зарыла зарубленную свинью. А потом предъявила к женщинам натуральную повинность, причем некоторым несчастным после изнасилования были вырезаны половые органы. В другом месте я сфотографировал пепелище сожженного дотла со всею утварью и священными предметами храма.

Внешне уцелел наиболее богатый хурул (храм, собор) второго Багатуктунова рода, величественно возвышающийся своей причудливой буддийской архитектурой над Приманычскими степями, но внутри храм представлял, в сущности, усыпальницу богатого когда-то подбора изваянных перевоплощений Будды и шелковых полотнищ-икон, изуродованных разрывными выстрелами, прикладами, сабельными и штыковыми ударами. Здесь же среди груды разбитого стекла валялись изрубленные церковные барабаны, маски, трубы и богослужебные книги, перемешанные с конским навозом.

Некоторые изваяния, после того как над ними было испробовано большевистское оружие, привязанные сзади подвод, волоклись по дорогам мимо населенных пунктов и затем были брошены в степи с обрубленными руками и изуродованными главами.154

В такой же мере пострадали школы, читальни и общественные здания улуса. В них уничтожалась не только обстановка, книги и пособия, но сносились потолки, выламывались полы, оконные и дверные просветы. Имущество частных жилых помещений и сами последние также безжалостно уничтожались и приводились в негодное состояние. Гурты красного калмыцкого скота, косяки лошадей, отары овец или сводились с территории улуса или уничтожались совершенно зря, без всякой нужды в этом.

Но самую кровоточащую рану нанесло большевистское владычество самому калмыцкому народу, надругавшись над женщинами, квалифицированно жестоко казня духовных лиц, избивая население, уродуя подростков. Ко мне приводили детишек с отрезанными ушами, с испорченным на всю жизнь слухом или зрением. Многие женщины после произведенных над ними насилий утратили возможность материнства, а некоторые из них остались калеками после произведенной над ними чудовищной операции…

Единственным пунктом, капризом рока уцелевшим после большевистского самума, было административное местечко улуса, живописное урочище Башанта, былая резиденция последнего калмыцкого нойона М. М. Гагаева,155 прах которого покоится у дороги при въезде в урочище.

Буддийский символ - протянутая к небу длань - его надгробного памятника точно просит у неба хоть немного милосердия для остатков этого израненного физически и духовно замученного племени…

Аватара пользователя
kazunin chiguny
Сообщения: 86
Зарегистрирован: 17 июн 2014, 00:00
Контактная информация:

Re: Донские калмыки

Сообщение kazunin chiguny »

НОВОРОССИЙСКАЯ КАТАСТРОФА, или Как погибал Третий калмыцкий полк

На восточной окраине Новороссийска, в горах, Третий калмыцкий полк под командой есаула Б.Абушинова продолжал задерживать наступающих большевиков, ожидая от командира полка приказа идти на погрузку. Голодные калмыки-казаки в ожидании парохода сидели на своих седлах, но вместо этого полка на пароход посадили другой полк.
Полк, не дождавшись ни приказа, ни парохода, снова сел на своих коней, чтобы пробиться через красный фронт на Туапсе. Однако в 16 км от Новороссийска он был окружен красноармейцами, и пробиться через фронт ему не удалось. Оставалось только погибнуть всем до единого или сдаться на милость победителя. В последнем случае была еще надежда многим остаться в живых. Полк сдался.К вечеру этого дня с восточной стороны втягивался в Новороссийск сдавшийся Третий калмыцкий молодой полк. Казаки проходили по одному сквозь живой коридор из красноармейцев, которые по приказанию своего начальства рубили каждого второго. Спаслись лишь некоторые. Чудом уцелевший после рубки красных есаул Б.Абушинов вместе с другими казачьими офицерами ушел в партизаны, продолжая сопротивление на Дону и в других местах. Дальнейшая его судьба неизвестна. Мало кто из них попал в эмиграцию, потому так скудны сведения об этом молодом полку. Значительная часть калмыков-казаков упорно, с большими жертвами, следовала за этим полком, но лишь незначительная часть добралась до берега моря. Большевики их настигли в Новороссийске и погнали обратно. Загнав в одно место, начали бить, упражняться на них в рубке. Раздели до нижнего белья. Насильничали, сколько хватало у них сил...Но, кроме участия в двух национальных полках, калмыки, особенно молодые, были в рядах Добровольческой армии и в других казачьих подразделениях. С ними большевики расправлялись особенно зверски. Красные вытаскивали из рядов военнопленных именно калмыков и с криком "Кадетская морда!" рубили их. Один уцелевший свидетель зверской расправы рассказывал: "Избитый красными лежал, притворившись мертвым, среди трупов и тяжело раненных. Видел истекавших кровью бойцов-калмыков, добровольцев, беженцев и слышал, как они умирали. Не только красноармейцы, но и распропагандированные деревенские мальчишки, находя накрытые большими папахами головы калмыков, били их дубинками".

На пристани царил беспорядок и бестолковщина, гудела нестройным гулом стотысячная толпа людей и животных, прижатая к морю. Уже второй день шла погрузка, а до калмыцких частей очередь никак не доходила. Нигде нельзя было узнать, погрузят ли калмыков вообще. За всю многовековую историю казачества это был первый случай такого бесстыдного, позорного предательства казаков их выборными предводителями. На громадный пароход по узенькому мостику, идя по два человека в ряд, грузились солдаты Добровольческой армии. В конце мостика стояли два вооруженных солдата, которые, тыча штыками в живот каждого, кто приближался, никого, кроме своих, не пропускали. Подходившие калмыки, строевые и беженцы, невзирая на чины, грубо отталкивались от трапа, а подошедший капитан-корниловец нарочито громко и внятно приказал солдату: "Пррри-ка-зываю - стрелять во всякого, кто самовольно попытается пройти на пароход!". Один калмык пробрался к нему (он был членом Донского круга), стал показывать свою депутатскую карточку в надежде получить разрешение пройти на пароход. Капитан на него зарычал: "Пошел вон! Начхать! Смотрите - никого не подпускайте ближе!" - еще раз повторил он свой приказ и, повернувшись на каблуках, вернулся на пароход. Обреченные на пленение калмыки пришли в движение: кто прятал подальше последние ценности, кто освобождался от оружия и внешних знаков, от погон и кокард, кто выбирал наиболее свежего коня, садился и куда-то исчезал. Но большинство оставались на месте, на берегу, боясь отрываться от толпы. Были и такие, кто вместо пленения предпочел морское дно.В это время с другого конца города начала доноситься пулеметная трескотня. То стреляли по окраине города входящие красноармейцы. К толпе на берегу, уже покорившейся своей участи, с шашками наголо прискакали красноармейцы и, давя людей лошадьми, стегая нагайками, стали выискивать калмыков и рубить их. Предсмертные крики и стоны раненых стали раздаваться со всех сторон."Калмычков на капусту секуть, а там и до нас доберутся!" - пронеслось в людской массе. Калмыки бежали по набережной, хоронились меж людских ног, заползали в самую гущу, но большевики их находили и без слов рубили, топча в грязи копытами коней...Всего минут пять-десять продолжалась эта дикая охота, а уже сотня трупов валялась на набережной. Красноармейцы на этот раз не мучили, не издевались, а только спешили больше порубить... Последний моральный удар, самую жестокую нравственную обиду калмыки получили от тех, кто был хозяевами пароходов в Новороссийске и кто, направляя свой штык на пытающегося пробраться на пароход калмыка, грозно рычал: "Черт косоглазый, куда лезешь! Отваливай, беда невелика, что вас растерзают.Всажу штык в твою поганую харю!".А в это время Третий калмыцкий полк, сохранивший дисциплину, чуть ли не один защищал последние подступы к Новороссийску от наседающего врага. "Привилегированные" под охраной "поганых харь" садились на пароходы, а последние защитники были предоставлены на растерзание врага…

Ответить

Вернуться в «ДОНСКИЕ КАЛМЫКИ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей